person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Март » 10 » Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери
15:02
Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери
Материал подготовлен Светланой Смирновой. Специально для  http://yourcity.ucoz.com


Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери



   

Фото: Светлана Смирнова, Устюжна, 2011



Фото: Светлана Смирнова, Устюжна, 2011




Фото: Светлана Смирнова, Устюжна, 2011

__________________________________________________________


              

                                  Казанская церковь. 1694 г.                  План Казанской церкви

                                          Все илл. из книги Рыбаков А. Устюжна,  Череповец,
                                                          Вытегра. - Ленинград, 1981 


                
         Белокаменные наличники окон                                                                                          Казанская церковь.                                 
                                                                                                                                        Фреска. Изображение Г. Д. Строганова 
Казанская церковь.                                             
 Фреска. Сцены из "Жития св. Екатерины" 


__________________________________________________________

Источник: Рыбаков А. Устюжна,  Череповец, Вытегра. - Ленинград, 1981
                                                        
Статья 1


   Казанская церковь в Устюжне сооружена в 1694 году на всполье, за пределами посада. По преданию, на этом месте юродивому по имени Афоня явилась икона Казанской богоматери, в честь которой и был ранее возведен деревянный храм, сгоревший в 1660 году. По свидетельству архивных документов, существующая каменная Казанская церковь построена «коштом» барона Григория Дмитриевича Строганова. Строгановы вели крупные торговые дела и были связаны со многими городами России. В Устюжне они бывали как по казенным, так и по своим частным делам. За Мологой у Григория Дмитриевича Строганова в начале XVIII века имелись два двора, в которых жили его приказчик и дворовые люди. Постройка каменного храма указывает на то, что Григорий Строганов проявлял к Устюжне особый интерес, по-видимому, связанный с той видной ролью, которую город играл в экономике и торговле Северной Руси.

  Основной объем Казанской церкви, в плане квадратной, возвышается над низкими одноэтажными приделами. Северный Екатерининский придел был сооружен одновременно с главным храмом. Южный Антипьевский придел и закрытая паперть вдоль всего западного фасада пристроены в середине XIX столетия. 
      Казанская церковь напоминает терема XVII века. Она имеет богатое декоративное убранство фасадов, подобно другим строгановским постройкам этого времени. Ее массивные граненые главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны, обработанные квадратными и прямоугольными филенками и окаймленные карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым. Все фасады имеют сложное завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включен массивный киот с щипцовым покрытием. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проемы. Раскрепованный карниз с филенками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру. 
      Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями и массивного сандрика наподобие разорванного фронтона с фигурным аттиком и плоскими волютами. В обрамлении некоторых окон использованы витые колонки, украшенные причудливой рельефной резьбой с изображением мотива виноградной лозы. Фасады главного четверика с раскрепованными углами декорированы полуколонками с резными капителями. Окна второго света выделены профилированной рамкой и двускатным сандриком на кронштейнах. Богатой и разнообразной белокаменной резьбой заполнены венчающие фасады фигурные фронтоны, в композицию которых включены и витые колонки, и сложно профилированные карнизы, и разные по размерам и рисунку волюты. Столь же богато и интересно был декорирован белокаменной резьбой западный вход, обрамленный резными колонками с мотивом виноградной лозы и увенчанный барочным разорванным фронтоном. Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение иконы Казанской богоматери, ранее, вероятно, написанное на доске, а позднее выполненное в технике фрески. 
      В ансамбль Казанской церкви входят возведенная в 1764— 1767 годах мастером Петром Белавиным высокая шатровая колокольня и каменная ограда, поставленная в середине XIX столетия. 
      В конце XVII века Григорием Строгановым в разных городах было выстроено несколько храмов, по архитектуре подобных устюженской Казанской церкви. Большое сходство в плане и в декоративном решении фасадов обнаруживается у Казанской церкви с Введенским собором в Сольвычегодске, Рождественской церковью в Нижнем Новгороде, но особенно близкой аналогией ей является Смоленская церковь в Гордеевке, возведенная в 1694—1697 годах. 
      Имя архитектора, создавшего эти удивительные по красоте и оригинальности произведения русской раннебарочной архитектуры XVII века, осталось неизвестным. Возможно, создателем этих замечательных построек был один из крепостных строгановских мастеров, учившихся за границей, в Италии. Есть сведения о том, что в конце XVII века у Григория Строганова работал живописец Степан Дементьевич Нарыков, некоторое время обучавшийся художествам в чужих землях. Им созданы иконы для иконостаса Введенского собора в Сольвычегодске. Его произведения имеются и в Великом Устюге. Не исключено, что именно по его проектам-рисункам и возводились строгановские храмы, в облике которых явно проступают черты западноевропейской барочной архитектуры. Быть может, этим и объясняется необычная живописность фасадов в строгановских постройках, как будто сошедших с икон и фресок того времени; понятным тогда становится и факт относительно небольшого количества подобных сооружений, появление которых в русском зодчестве укладывается в рамки двадцати лет конца XVII — начала XVIII века. 
      Интерьер Казанской церкви в середине XVIII столетия был украшен фресками. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись: «1756 года июля 1-го дня начата сия святая церковь стенным писанием украшатися... и совершися в сей святей церкви стенное писмо 1757 года августа 26 дня. Трудившися о Господе сию святую Церковь стенным писанием иконницы Града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев Шустовы, Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев». 
      В 1899 году фрески реставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко. При этом сделаны частичные записи, особенно в нижних регистрах росписи четверика, в алтаре и на паперти. 
      Иконографическая схема росписи Казанской церкви обнаруживает близкую связь с ярославскими фресками начала XVIII века. Вместе с тем здесь отмечается уже и много нововведений. В куполе барабана, как обычно, помещено изображение «Христа Вседержителя». В круглых клеймах двусветного фонаря написаны праотцы, пророки и херувимы. Сомкнутый свод расписан на сюжеты «праздников» («Рождество богоматери», «Введение во храм», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Сошествие святого духа», «Распятие»).

 Роспись стен разделена на четыре регистра. При этом росписью покрыты и откосы окон. Два верхних регистра посвящены христологической теме. Особенной популярностью пользуются у иконописцев сюжеты притч, из которых в Казанской церкви представлены «Притча о талантах», «Притча о виноградарях», «Притча о брачном пире», «Притча о рабе немилостивом», «Притча о богатом и бедном Лазаре», «Притча о блудном сыне» и ряд других. На сводчатых перемычках окон верхнего света помещены изображения Саваофа, Спаса и Христа-Эммануила, а также различные изводы икон богоматери. В следующем регистре иллюстрируются «Деяния апостольские». Изображены «чудеса» апостолов Петра и Иоанна, убиение апостола Фомы, обращение Савла, изведение апостола Петра из темницы, «чудеса» Иоанна Богослова и некоторые другие сюжеты. Развитие повествования этого регистра прерывается включением композиций увеличенного размера «Спас Нерукотворный», «Предста царица» и изображением богоматери с младенцем, созданным под явным влиянием «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В композициях нижнего регистра повествуется о житии мученицы Екатерины от ее крещения до усекновения мечом. На сводах окон северной стены также написаны иконы богоматери, а на своде западного портала — «Троица ветхозаветная». 
      Большой интерес представляет роспись откосов западного входа в храм. На одном из них изображен юноша в скромной светской одежде, сложивший руки в молитвенном жесте. На другом написана фигура пожилого мужчины в длинных дорогих одеждах богатого гостя и в позе ктитора. По-видимому здесь проиллюстрирована легенда о построении Казанской церкви Григорием Строгановым по обету. Примеры ктиторских изображений в древнерусской живописи нередки, но никогда еще они так не приближались к жанру светского портрета. 
      В алтаре написаны композиции «Троица новозаветная», «Богоматерь на престоле» с предстоящими Василием и Дарией, «Вседержитель на престоле». Роспись свода посвящена сюжетам из жизни богоматери. Фрески жертвенника и диаконника значительно утрачены. Из них сохранились изображения жертвенного агнца в дискосе и Василия Великого (в жертвеннике), «Тайной вечери» и Николы в диаконнике. 
      В росписи паперти особенно выделяется большая развернутая композиция «Страшного суда» с правой стороны от входного портала на западной стене храма. Слева от входа в круглых клеймах написаны «Дни творения». На восточной паре пилонов представлены сцены истории о Каине и Авеле, «Изгнание из рая», «Покров». На правом пилоне изображен ангел со свитком, «записывающий» имена входящих. Напротив, на другом пилоне, написан «Ангел карающий» с мечом в руке. 
      В характере росписи проявляются уже новые художественные принципы оформления интерьера. Если в памятниках предшествующей эпохи каждый сюжет занимал определенное место в общем живописном ансамбле храма и был связан с его архитектурой, то в оформлении интерьера Казанской церкви роспись не подчиняется традиционной схеме расположения в храме, усиливается ее декоративная роль. Так, на сводчатых перемычках окон помещены совершенно случайные изображения богоматери, а откосы окон заполнены сценами, развивающими повествование регистра, тогда как в окнах — источнике света — ранее помещались изображения преподобных и некоторых иных «светочей веры». Повествование регистра «Деяний апостольских» неожиданно прерывается включением увеличенных в масштабе композиций «Спас Нерукотворный», «Предста царица» и «Богоматерь с младенцем», играющих, по сути, роль изолированных от остальной росписи картин, произвольно «повешенных» на стенах, лишь по принципу симметрии. 
      В цветовом решении росписи Казанской церкви преобладают коричневые, темно-зеленые и синие краски. Мастерство иконописцев в достижении колористической гармонии находится по-прежнему на высоком уровне. Существенная разница заключается лишь в том, что колорит ярославских фресок XVII — начала XVIII века, в котором мягко сияли сочетания светлых охр с голубцом, в известной степени настраивал на возвышенный лад, а цветовой строй росписи Казанской церкви более ориентирован на красоту земную, материальную. Все эти заметные изменения в содержании и изобразительном языке росписи Казанской церкви говорят о закате древнерусского искусства с его приверженностью к идеалам совершенной жизни и о наступлении новой эпохи в духовном развитии русского народа — эпохи утверждения ценности земных благ. 
      Иконостасы в Казанской церкви поздние и особого интереса не представляют. Икона «Богоматери Казанской» с клеймами в местном ряду главного иконостаса находится под грубыми позднейшими поновлениями.

Источник: Рыбаков А. Устюжна,  Череповец, Вытегра. - Ленинград, 1981

_____________________________________________________



Фото: Светлана Смирнова, Устюжна, 2011




  

Часовня на территории церкви во имя Казанской иконы Божией Матери
Колокольня церкви во имя Казанской иконы Божией Матери

Фото: Светлана Смирнова, Устюжна, 2011

_____________________________________________________

Источник: Устюжна: ист. лит. альм. - Вологда, 1993. Вып 2.


Статья 2


На одной оси с Рождество-Богородицким собором, в конце бывшей Большой Московской улицы, на Казанском кладбище находится храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Впервые она упоминается под 1547 годом с посвящением Рождеству Христову. Храм был деревянным, построенным "клетцки" прихожанами. Находился он "на всполье", в конце города. К началу XVII века о церкви уже нет сведений: по всей видимости, она была упразднена по ветхости, а на её месте поставлена часовня. Через 21 год после третьей переписи вместо церкви Рождества Христова "на новом месте за посадом" жителем посада г. Устюжны Михаилом Семеновым Олончанином по обету строится храм в честь Явления Казанской иконы Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Поводом к его построению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный посох14. Храм этот простоял недолго и в 1660 году дотла сгорел от удара молнии. По благословенной грамоте митрополита Новгородского Корнилия, данной в 1675 году, разрешалось построить новый деревянный храм во имя Преполовения Пятидесятницы с приделом Богоматери Казанской, холодный, и храм во имя Царевича Димитрия с приделом во имя Великомученицы Екатерины, теплый15. Церкви эти считались кладбищенскими, а потому были бесприходскими.

Только в 1694 году Казанская церковь была построена в камне, на средства Григория Димитриевича Строганова, который вел значительные торговые дела в Устюжне. Прежние деревянные церкви были проданы за 130 рублей Троицкому и Васильевскому приходам и поставлены на их территории.

С левой стороны Казанской церкви, одновременно с ней, построили придельный храм во имя Великомученицы Екатерины. Правый придел, во имя Священномученика Антипия, пристроили в середине XIX века в том же стиле. Казанский храм - один из пяти храмов, принадлежащих к "строгановскому" барокко16. Основой его, переосмысленной в России, послужила архитектура общественных и церковных сооружений Нидерландов и Бельгии.

Восьмигранные главы, увенчанные "процветшими" крестами, поставлены на двухъярусные, восьмигранные барабаны, обработанные филенками и окаймленные карнизами сложного профиля. Средний барабан является световым, открытым внутрь храма. Сложный декор в сочетании с белокаменной резьбой заполняет фасады храма. Основным мотивом служит виноградная лоза - символ Новозаветной церкви. В 1764-1767 годах мастером Петром Белавиным была выстроена каменная шатровая колокольня по аналогии с соборной. Окружающую Казанское кладбище каменную ограду соорудили уже в середине XIX века. В западной её части расположены высокие трехчастные ворота с иконой Спаса Нерукотворного.

В интерьере Казанской церкви сохранилась фресковая роспись 1756-1757 годов, созданная ярославскими мастерами. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись об этом событии. В 1899 году фреску были реставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным, С. Ф. Чуприненко. В основном росписи относятся к христологическому циклу с введением сюжетов притч, Деяний апостольских, богородичных сюжетов. Иконостасы главного храма и приделов относятся к более позднему времени.

После 1917 года храм оставался действующим, не считай кратковременных его закрытий в 1937 году и в годы войны17. В начале 70-х годов храм был капитально отремонтирован, а колокольня выпрямлена трудами протоиерея В. Ф. Рассказовского. Нынешнее состояние Казанской церкви внушает опасения. Из-за неправильно устроенной отмостки кирпичная кладка до сводов пропитана водой и засолена. Отпадает от стен левкас вместе с фресками, на которых к тому же выступает емчуга. Разрушается живопись иконостасов во всех приделах. Совершенно не оправдывает себя окраска стен и сводов Антипьевского придела масляной краской. Постоянно заливает площадку звона колокольни, а сама она вновь начала наклоняться Пока ещё можно все исправить, но может оказаться и поздно. Нелишне помнить, что таких храмов в России всего пять!

Источник: Устюжна: ист. лит. альм. - Вологда, 1993. Вып 2.


                                        Светлана Смирнова, специально для  http://yourcity.ucoz.com

Категория: Город Устюжна | Просмотров: 807 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0