person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Март » 10 » Cобор Рождества Пресвятой Богородицы
13:54
Cобор Рождества Пресвятой Богородицы
Материал подготовлен Светланой Смирновой. Специально для  http://yourcity.ucoz.com


Cобор Рождества Пресвятой Богородицы


  
 Илл. из книги Рыбаков А. Устюжна,  Череповец,
 Вытегра. - Ленинград, 1981                                                                         Фото: Светлана Смирнова, 2011


  Фото: Светлана Смирнова, 2011 


___________________________________

Источник: Устюжна: ист. лит. альм. - Вологда, 1993. Вып 2.

Статья 1 


История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке.

В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной "на взмоете"3, с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной "клетцки"4. Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя. В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков5. На небольшой деревянной "колокольнице" висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер "Некраско-часовик"6. Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду "заметом оградити"7.

В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ("на каменное дело"). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. К прежним трем приделам добавлены были ещё три: во имя Сретения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы8. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь.

Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым, с пристройкою к главной холодной церкви трапезной и четырех приделов, выстроенных позже. Придел же Святых Флора и Лавра упразднили вовсе. Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 530 рублей пожертвовал царский духовник, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле Меркурий Гаврилович - уроженец Устюжны; 200 рублей поступило от горожан. Ещё 200 рублей - из устюженских таможенных сборов и кружечного двора по указам Царей Иоанна и Петра Алексеевичей. На западной стене собора укрепили храмоздательную доску с надписью темперными красками9. Из пяти глав центральная была световой, открытой внутрь храма. В 1872 году все главы покрыли белой жестью и позолотили. Приделы во имя Великомученика Георгия и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в том же году разделили ризницей, которая поместилась на паперти. Кроме них, в теплой церкви имелись приделы во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и Благовещения, созданные в 1721-1730 годах. Декор храма близок аналогичному декору ярославских посадских храмов конца XVII века. Именно они послужили образцами для многих церквей в пограничных с ярославскими землями районах. В интерьере собора сохранился высокий пятичиновый иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты. Среди его икон произведения "Кирилла Иванова сына Уланова"10. На западной стене собора сохранены иконы конца XVI-начала XVII века деисисного чина прежнего деревянного Рождество-Богородицкого собора. Стилистические особенности и колорит выдают почерк столичных изографов11. В конце XVII века отдельно от собора с юго-западной стороны была воздвигнута величественная колокольня, увенчанная шатром с тремя ярусами слухов. Основу её звона составляли колокола русского и голландского литья. Среди них выделялся Большой колокол весом 120 пудов, бывший вкладом протопопа Меркурия Гавриловича на помин души. Остальные колокола распределялись по своему назначению и весу следующим образом: Полиелейный - весом 102 пуда 28 фунтов, вседневные - по 64 пуда 12 фунтов, 32 пуда, 25 пудов. Завершали звон зазвонные колокола весом по 4 пуда каждый. Соборной колокольней восхищался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, относивший её к числу лучших в России. По данным музейного архива Устюжны, ликвидация колокольни, центральных ворот и ограды собора была произведена в конце 1936 - начале 1937 года. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры красавица-колокольня рухнула под берег речки Ворожи. Ныне ее место отмечает лишь небольшой холмик.

Хотя Рождество-Богородицкий собор оставался действующим до середины 30-х годов, дни его были сочтены. В 1935 году было утверждено закрытие храма. Хотя община и обжаловала решение областного исполкома в суде, тем не менее этот вопрос не был снят с повестки. Жаловаться в условиях усиления нетерпимости к верующим и репрессий оказалось делом безрезультатным. Гонители на местах превосходили своим усердием столичных...

5 апреля 1936 года собор Рождества Богородицы был закрыт12 и в том же году передан музею под экспозицию. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды постройки 1842 и 1892 годов (последняя - во имя Святителя Николая - построенная на пожертвования горожан и духовенства г. Устюжны в память спасения Императора Александра III и его семьи) были сданы в 1936 году под ларьки для продажи пива и воды13. Только с 1936 года в соборе расположился местный краеведческий музей, существующий там и поныне. Здание требует капитальной реставрации и для музейных экспозиций совсем не приспособлено. Из-за нарушения гидроизоляции фундаментов, ветхости кровли и водостоков стены храма пропитываются водой. Разрушается юго-восточный угол правого придела; здание требует срочного ремонт

Источник: Устюжна: ист. лит. альм. - Вологда, 1993. Вып 2.

__________________________

Илл. из книги Рыбаков А. Устюжна,  Череповец, Вытегра. - Ленинград, 1981

_________________________

Источник: Рыбаков А. Устюжна,  Череповец, Вытегра. - Ленинград, 1981

Статья 2 


  Рождественский собор был построен на берегу Ворожи, недалеко от впадения ее в Мологу. Речка Ворожа разделила правобережную, более древнюю, часть Устюжны почти пополам. На одной ее стороне образовалась Соборная площадь (ныне пл. Жертв Революции), на которой и был воздвигнут храм Рождества богородицы, а на другой, прямо напротив собора,— Торговая площадь (сейчас пл. 25 Октября), являвшаяся торгово-ремесленным центром Устюжны. 
      На западной стене Рождественского собора укреплена доска с надписью темперными красками, в которой сообщается, что строительство храма было начато 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 6 сентября 1690 года. Каменное здание было возведено на месте сгоревшей в 1677 году деревянной Рождественской церкви. К каменному «холодному» храму в 1721—1730 годах с западной стороны был пристроен теплый храм с приделами Иоанна Милостивого, Благовещения, Георгия, Зосимы и Савватия. 
      Собор Рождества богородицы в плане квадратный, с восточной стороны примыкает трехчастная алтарная апсида округлых очертаний. Пять стройных барабанов собора, из которых лишь центральный является световым, увенчиваются луковичными главами изящного силуэта. Оконные проемы двухсветного четверика и алтарной апсиды обрамлены наличниками сложного профиля с традиционным завершением в виде двух кокошников с килевидным подвышением между ними. Углы четверика обработаны спаренными полуколонками, фасады завершаются ложными закомарами. 

      Кровельные свесы украшены подзорами из просечного железа. Барабаны декорированы аркатурными поясами. 
      В интерьере два столба поддерживают коробовые своды с распалубками. Световой барабан поднимается над системой подпружных арок и парусов. С трех сторон в собор ведут перспективные порталы с килевидным завершением архивольт. Пол выложен белокаменными плитами. С внутренней стороны входы прикрывались массивными железными дверями, изготовленными местными кузнецами. 
      Имена строителей собора остались неизвестны, но, судя по мягкой пластике форм и особенностям декора, ими, скорее всего, были ярославские мастера. Их постройки этих лет и по композиции объемов, и по рисунку деталей близки Рождественскому собору в Устюжне. Что же касается приделов, то известно, что они возведены каменщиками из Ярославского уезда — Василием Назарьевым и Михаилом Гавриловым «со товарищами». 
      Позднее, в XIX веке, луковицы глав собора были вызолочены. В летнюю солнечную погоду они сияли над утопающим в зелени городом и были видны за много верст. 
      Интерьер устюженского собора был богато убран при участии лучших московских мастеров конца XVII столетия. Главным украшением интерьера поныне является великолепный резной золоченый иконостас. Он состоит из пяти ярусов— местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого. Завершают иконостас клейма с изображением «страстей» и резное «Распятие». Иконы верхних ярусов современны резьбе иконостаса, в местном ряду сохранилось несколько более древних произведений. 
      Исполнение живописи для иконостаса Рождественского собора было заказано мастерам Оружейной палаты и велось одновременно с завершением строительства собора. Об этом свидетельствует одна из центральных икон местного ряда «Спас Вседержитель», написанная ведущим мастером Оружейной палаты Кириллом Улановым в 1688—1689 годах. На нижнем поле иконы сохранилась авторская подпись: «Лета 7197 писал сий образ великих государей жалованный иконописец Кирилл Иванов сын Уланов». К подножию Спаса, восседающего на золотом престоле, припадают Иоанн Предтеча и апостол Петр — соименные святые царей Иоанна и Петра Алексеевичей. 
      Несомненно, мастерами Оружейной палаты были созданы еще две иконы местного ряда — «Успение» с «восхищенными» апостолами на облаках и «Никола Зарайский» с шестнадцатью житийными клеймами. По стилистическим особенностям и характерным чертам исполнения можно предполагать, что «Успение» написано Тихоном Филатьевым, а «Никола Зарайский» — Иваном Безминым, работавшими в те годы в иконописной мастерской Оружейной палаты. Этим произведениям присущи светлый холодноватый колорит с преобладанием разбеленных зеленоватых и розовых тонов, с обилием золотого орнамента. В соответствии с эстетическими принципами раннего русского барокко в плоскостную композиционную схему мастерски вплетаются элементы перспективного изображения пространства, особенно в архитектурных построениях. В сцены вводится множество любопытных реалий, окружающий персонажей предметный мир приближается к реальной земной обстановке. Так, в сцене явления Николы и Ильи узникам в темнице воспроизводится картина русской средневековой тюрьмы, здание которой с решетчатой дверью обнесено высоким тыном из заостренных бревен. В тюремный двор ведет маленькая калитка на кованых петлях, рядом стоит будка привратника. Но при этом фасад тюрьмы украшен роскошными пилястрами и аттиком. 
      В киоте на левом столбе храма помещалась еще одна икона работы Кирилла Уланова — «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими. Среди предстоящих изображены Иоанн Милостивый, Георгий, Меркурий, Зосима и Савватий и другие. На нижнем ее поле также имелась надпись (она не сохранилась) о том, что икона написана в 1689 году Кириллом Улановым. Помещение среди предстоящих святого Меркурия, несомненно, свидетельствует о причастности Меркурия Гавриловича (уроженца Устюжны, духовника царей Иоанна и Петра Алексеевичей) к созданию соборного иконостаса и к привлечению для этой работы царских мастеров. 
      Живопись икон праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов иконостаса по особенностям манеры исполнения напоминает произведения Карпа Золотарева и его учеников (в частности, их иконы для московской церкви Покрова в Филях). От традиционных иконописных приемов здесь остались лишь локальный цвет да композиционная схема. Плотные, тяжелые, приземистые фигуры персонажей обладают уже вполне земной ощутимой материальностью. Темный коричневый колорит, округлые розовые лики, тяжелые складки тканей на дорогих одеждах и завесах, разделение композиции на планы, стремление передать фактуру материалов — все это свидетельствует о кардинальных изменениях в мировосприятии художников. Ценность земного бытия утверждается в этих произведениях еще с наивной, но напористой убежденностью. Появляются такие небывалые прежде в русском изобразительном искусстве детали, как сучки на изображении «животворящего» креста в композиции «Воздвижение креста», вазы с цветами на первом плане в «Благовещении», крытый соломой хлев в «Рождестве Христовом». Это говорит об активном освоении мастерами художественных принципов барокко и предвозвещает будущий расцвет русского «мирского» искусства XVIII века. 
      Три иконы местного ряда — «Троица», «Воскресение» и «Преображение» — были созданы в первой четверти XVII века, видимо, сразу после событий Смутного времени. Поля этих икон написаны охрой слегка зеленоватого оттенка, фоны выполнены золотом. Композиция этих икон уже значительно усложнена введением дополнительных сцен, развивающих повествовательную канву сюжета: в «Преображении» появились сцены принесения Илии и Моисея ангелами, восшествия Христа с учениками на Фаворскую гору и нисхождения их; в «Воскресении» изображается торжественное шествие пророков и праотцев в отверстые двери рая, введены сцены из истории о раскаявшемся разбойнике, композиционным центром становится фигура Христа, восставшего из гроба. Однако в них еще нет того обилия персонажей и декоративного узорочья, которые появляются в русской иконописи к концу XVII века. Высокий уровень исполнительского мастерства и использование золота на фонах, нимбах в этот трудный для русского государства период заставляет предполагать, что и эти иконы также появились в Рождественском соборе не без участия «государева» двора и лучших придворных мастеров. 
      При устройстве нового иконостаса иконы старого деисусного чина были размещены на западной стороне собора. Такое внимание к иконам прежнего иконостаса — случай довольно редкий в ансамблях интерьеров XVII века. После удаления позднейших записей открылась оригинальная живопись начала XVII века. Фигуры святых удлиненных пропорций с большим мастерством и изяществом вписаны в поле иконы. Санкирь личного письма на этих произведениях отличается особой рдеющей глубиной теплого красноватого оттенка. Плотное желтоватое вохрение с активным выявлением пробелов приближает живопись ликов к чеканному делу. Особое внимание мастеров к красоте пропорций и силуэтов, применение дорогих и высококачественных материалов — киновари, голубца, золота, тонких и прочных белил, золоченой басмы, гравированных нимбов — все это признаки того, что перед нами произведения изографов высокого класса, которые в это время могли работать только в крупнейших столичных мастерских. Ближайшая аналогия для деисусного чина устюженского Рождественского собора обнаруживается в Ризположенской церкви Московского Кремля, где живопись иконостаса была выполнена в 1627 году выдающимся мастером начала XVII века Назарием Истоминым с артелью. 
      Самыми древними иконами в местном ряду иконостаса Рождественского собора являются знаменитая «чудотворная» икона «Богоматерь Одигитрия» с клеймами земной жизни богоматери и «Рождество богоматери» с такими же клеймами. На особо почитавшейся иконе «Богоматерь Одигитрия» имелась серебряная вызолоченная риза, сделанная бежецким мастером Иваном Татыковым в 1821 году. Икона была усыпана драгоценными камнями. 
      Открывшаяся после проведенных реставрационных работ живопись иконы отличается свободной и легкой манерой, прозрачностью красочного слоя, тонко сгармонированным колоритом — на фоне желтоватых и розоватых «горок» выделяются голубые, киноварные и белые пятна «риз» и «палат». Особенности колорита, композиции и рисунка, пропорции иконы и клейм указывают на то, что она была написана, по-видимому, во второй половине или в конце XV века в традициях поздней ростовской, а точнее, верхневолжской школы живописи одним из выдающихся ее представителей. Не противоречит такой атрибуции памятника и указание сотной 1567 года на то, что уже тогда эта икона почиталась как чудотворная. 
      Также весьма ценилась жителями Устюжны икона Рождественского собора «Рождество богоматери» с клеймами. Она тоже находилась под серебряной ризой, как и «Богоматерь Одигитрия», и близка ей по манере исполнения. Как показали пробные раскрытия, живопись этой иконы создана мастером того же круга или той же мастерской, к которым принадлежал и мастер «Одигитрии». Клейма «земной» жизни богоматери почти идентичны на обеих иконах как по композиции, так и по живописи. 
      В 1759—1764 годах убранство интерьера Рождественского собора обогатилось высокохудожественной лепкой и живописными клеймами на сюжеты сотворения мира, деяний апостольских и Апокалипсиса. Лепные тяги, розетты и арабески украсили своды и подпружные арки. Клейма, написанные живописцем Андреяном Трофимовым, были обрамлены горельефной лепниной с излюбленным в искусстве рококо мотивом раковины. На столбах со стороны главного входа в храм появились лепные композиции геральдического характера с изображением летящих ангелов. 
      Некоторые изменения в интерьере собора были сделаны в первой половине XIX столетия. В основном они касались местного яруса иконостаса, где старая резьба и царские врата были заменены золоченым и посеребренным бронзовым декором. Эту работу выполнил в 1822—1834 годах бежецкий бронзовых дел мастер Иван Тыранов. Поновлял иконы в 1834 году устюженец Яков Бельтенев, а в 1849 году — бежецкий мастер Василий Степанов. Предалтарную железную решетку выковали и поставили в 1835 году устюженские кузнецы Михайла Сосин и Аким Меркульев. 
      В настоящее время в Рождественском соборе размещается Устюженский краеведческий музей. В коллекциях музея собраны многочисленные экспонаты, рассказывающие о богатой событиями истории Устюжны, о культуре и быте посадских людей и крестьянства уезда в различные эпохи, о богатом и своеобразном народном искусстве края. 

Источник: Рыбаков А. Устюжна,  Череповец, Вытегра. - Ленинград, 1981


Светлана Смирнова, специально для  http://yourcity.ucoz.com

Категория: Город Устюжна | Просмотров: 624 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0