person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Март » 8 » История Вологды
02:18
История Вологды
  Вологда: Ист.-краевед. альм.- Вологда: Русь, 1997. - Вып. 2. 

    Ю. С. Васильев 
      ГЕРАСИМ ВОЛОГОДСКИЙ И НАЧАЛО ГОРОДА ВОЛОГДЫ 
      
      Историю города Вологды принято начинать с 1147 года, когда, по рассмотренным далее источникам, киевский монах Герасим пришел на Вологду и основал Троицкий монастырь. Эта дата введена в научный оборот местным историком Алексеем Александровичем Засецким в 1780-м году. Но уже в XVIII столетии относительно времени возникновения Вологды были высказаны и иные мнения. Эта полемика историков перешла в XIX век, не закончилась и в наше время, о чем говорят, в частности, две статьи, опубликованные в первом выпуске альманаха "Вологда" , и статья А. Н. Башенькина в настоящей книге. Следовательно, есть необходимость обратиться к этому вопросу еще раз, тем более, что в данном выпуске альманаха впервые публикуется полный текст источника, на основании данных которого начало Вологды относится к 1147 году. 
      В государственных актах город Вологда упоминается с 1264 года. Этим годом датируется древнейшая из известных договорных грамот Великого Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем (братом Александра Невского). В ней отмечается: "А се, волости новгородьскые: Волок съ всеми волостьми... Бежиче, Городець, Мелечя, Шипино, Егна, Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Перемь, Югра, Печера" . В качестве новгородской земли-волости Вологда фигурирует и в последующих договорных грамотах Великого Новгорода с князьями вплоть до Яжелбицкого договора 1456 года включительно . Вологда отмечается в Уставной Двинской грамоте 1397 годаи в ряде грамот XV века. 
      В известных науке новгородских и общерусских летописях сведения о городе Вологде начинают встречаться в записях событий второй половины XIII-XIV века. Так, в Новгородской первой летописи под 1273 годом имеется следующая запись: "Святослав с тверици и начата воевать волость Новгородскую: Волок, Бежици, Вологду" . Та же летопись сообщает о пожаре в Вологде в 1335 году, упоминает город под 1366 и 1398 годами, а под 1393 и 1397 годами говорит о захвате Вологды как владения Великого Новгорода войсками великого князя московского Василия Дмитриевича . 
      С конца XIV века, по данным источников, Вологда представляется весьма крупным городом. Она внесена в "Список русских городов дальних и ближних", который исследователи датируют концом XIV - началом XV века. Житие Стефана Пермского свидетельствует, что в Пермский край хлеб неоднократно в голодные годы привозился из Вологды. В Житии Дмитрия Прилуцкого отмечается, что, прибыв в Вологду в 1371 году, Дмитрий увидел город со многими церквами . 
      В середине XV столетия город дважды становится центром удельного княжества князей московского дома. В 1446 году Дмитрий Шемяка, ослепив и лишив великокняжеского престола Василия II, дал ему в удел Вологду. Но в 1447 году Василий Темный (прозвание "Темный" получил после ослепления) вернулся в Москву, стал вновь великим князем, и Вологодский удел не оформился . В 1462 году по завещанию Василия Темного Вологда с округой была передана его младшему сыну Андрею Меньшому. Вологодское удельное княжество просуществовало до смерти Андрея Вологодского (умер 5 июня 1481 г.) и по его завещанию вновь перешло к великому князю московскому, теперь уже Ивану III, стало уездом формирующегося единого Русского государства . 
      Более конкретные данные о Вологде конца XV века содержит Вологодско-Пермская летопись. В ней отмечается, что 15 июня 1481 года "град Вологда ... згоре весь, посад* же не згоре Божиим заступлением". В 1486 году, 10 мая, "на Вологде посада много згорело дворов, а на завтрие, в 11, в 3 час дне, другая половина посада, много паче двор згорело, мало и остася". 25 августа 1499 года вновь "погоре посад на Вологде, от Пречистыя с посада по ямской двор. Тогда же пять церквей погоре: Никола, Стретение, Воздвижение, Василии Великий, Введение святей Богородици, а дворов триста да тритцать. Того же лета**, маиа в 16, в пяток ... в пятый час нощи на Вологде згоре церковь Пречистая старая со всем узорочьем и с иконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь, да 30 дворов" . Следовательно, в это время в Вологде только на посаде было более 360 дворов и семи церквей. 
      _________
      * Средневековый русский город имел, как правило, детинец-кремль - центральную укрепленную часть, которая собственно и именовалась городом, и посад - часть, находившуюся за пределами детинца, где проживало основное население. 
      ** Точнее - 1500 года. 
      
      Многие из этих сведений, особенно по политической истории города, были известны уже В. Н. Татищеву, и "отец русской истории" в своем "Лексиконе" писал о Вологде: "Когда и кем построена, неизвестно, однако ж после Устюга от новгородцев и суще вскоре по раззорении Батыеве, ибо в конце третьяго на десять ста* о ней упоминают... Во время Василия Дмитриевича великого князя** у новгородцев сей город отнят и принадлежал к уделу Галицкому..." . "Лексикон" В. Н. Татищева, созданный в конце 1730-х - начале 1740-х годов, был издан лишь в конце XVIII века, когда стали известны новые данные о Вологде благодаря публикации работ по истории города А. А. Засецкого и академика П. Б. Иноходцева . 
      Труд А. А. Засецкого содержал две основные части по истории Вологды: исторические известия, приведенные в хроникально-летописной форме, и топографические известия, характеризующие город конца XVIII столетия . Местный историк собрал значительный круг источников по истории Вологды и края, впервые ввел в научный оборот "Повесть о чудесах" Герасима Вологодского и Летописец Ивана Слободского, содержавшие сведения о приходе Герасима на Вологду в 1147 году. 
      Что же это за источники? Каково их содержание? Что давали они для решения вопроса о начале Вологды? Насколько данные этих источников достоверны? Как использовали их историки? Вот круг вопросов, на которые необходимо дать ответ. 
      "Повесть о чудесах" Герасима Вологодского основывалась на записи чудес, происходивших у гроба с останками Герасима. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано Маркелом, архиепископом Вологодским и Великопермским (1645-1663 гг.). Свидетельство и "сказку"*** об этом чуде записал архиепископский подьячий Алексей Андреев. После этого Маркел "велел троицкому священнику Григорию... писанию придати древняя и новая чудеса" (чудо 1). Несколько позднее "по совету и по благославлению" последнего ("наставника и пастыря" Троицкой церкви "священноиерея Григория Алексеева сына Попова, урожением белозерца") неким Фомой на основе записи этих чудес была создана "Повесть о чудесах" Герасима Вологодского (чудо 21) . Можно полагать, что создана она около 1666 года, когда записано последнее из чудес и когда еще жив был священник Троицкой церкви Григорий Попов. 
      Кроме чудес, в "Повести о чудесах" даны некоторые авторские суждения и выписка из краткого недатированного летописца о приходе Герасима на Вологду и его кончине. 
      Летописец Ивана Слободского, певчего Вологодского архиерейского дома, содержит почти исключительно местные известия с 1147 года до конца XVII столетия. В одном из списков Летописца дана дата его составления - 1716 год - и указан автор - Иван Слободской. Без какой-либо характеристики текст Летописца частично публиковался в середине XIX века, научное издание осуществлено в 1982 году . 
      ___________-
      * Т. е. XIII века. 
      ** Василий Дмитриевич - сын Дмитрия Донского, княжил с 1389 по 1425 год. 
      *** Сказка - письменный ответ на какой-либо запрос или сообщение о каком-либо факте. 
      
      За 1147 год в Летописце без указания на источник дана краткая запись следующего содержания: "В лето 6655. Преподобный отец наш Герасим прииде на Вологду и во имя Пресвятыя Троицы монастырец возгради от реки Вологды полпоприща* на ручью, зовомом Касаров; рождением же бе града Киева, постриженик Глупшцкого монастыря, преставися 6686**, марта в 4 день, на память преподобнаго отца нашего Герасима, иже на Иордане" . 
      Не умаляя непреходящих заслуг историка-краеведа А. А. Засецкого, создавшего и опубликовавшего первый труд по истории Вологды, необходимо разобраться, как были использованы им и введены в научный оборот данные о приходе Герасима на Вологду, содержащиеся в "Повести о чудесах" Герасима Вологодского и Летописце Ивана Слободского. 
      Для этого приведу полные тексты "Повести о чудесах" и труда А. А. Засецкого, относящиеся к приходу Герасима на Вологду в 1147 году. 
      "Повесть о чудесах" А о жительстве его (Герасима. - Ю. В.), коликами труды подвизася, и коего града урожением, и какова рода самом, того мы не обретохом прехождения ради многих лет и от раззорения неверных града Вологды. Но слухи наши простираются от древних человек, что в старых вологодских летописцах пишет сице, что преподобного сего отца Герасима Служба вся с полиелеом*** и Чудеса его написаны были для празднества на память преподобного предложены. И егда Божиим научением, грех ради наших, прииде раззорение на град Вологду от иноверных, тогда Житие святаго и со Службою безвестно утратися. А о приходе преподобного пишет сице: В лето шесть тысяч шестьсот пятьдесят пятое, августа в девятый на десят день, на память св. мученика Андрея Стратилата, прииде преподобный отец Герасим от богоспасаемого града Киева, тоя же веси* Глушенскаго монастыря постриженик, к Вологде реке еще до зачала града Вологды, на великий лес, на Средний посад Воскресения Христова, Ленивыя площадки Малого торжку, и создал пречестен монастырь во славу Пресвятыя Троицы от реки Вологды растоянием за полпоприща. И оттоле поживе ту преподобный лет тритцать один и скончася в лето шесть тысящь шестьсот восемдесят шестом году, марта в четвертый день, на память преподобного отца нашего Герасима иже на Иордане... Летописец краткий. 
      А. А. Засецкий 
      6655. 1147. авгу. 19. На Вологду пришел из Киева преподобный Герасим, построил маленький монастырь в полуверсте от реки Вологды, на ручью, именуемом Касарове. Он был постриженник Глушенскаго монастыря, преставился 6656**, марта в 4 дня, и положено тело его в той церькви. В его Житии, имеющемся на Вологде при той церкви, еще упоминается, что он пришел на великой лес, на Средней посад Воскресения Христова, Ленивыя площадки, Малого торжку. А из сего видно, что до прибытия сего преподобного было селение города посадом и торгом, который и ныне называется Ленивой площадкою, и при оном бывала прежде церьковь соборная деревянная на каменном фундаменте, при которой и гробницы древних вологодских архиереев находились. Ныне же место сие в загородном форштате, где приходская стоит церьковь каменная Воскресения Христова . 
      __________-
      * Поприще - древнерусская единица измерения расстояний, равная 1,1-1,3 км. 
      ** 6686, т.е. 1178 года. 
      *** Полиелей - одна из составных частей утрени, поющейся в особые дни, при возжении в это время в лампадах елея (см.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1992. С. 1834- 1835). 
      
      Сопоставляя цитированные тексты труда А. А. Засецкого, "Повести о чудесах" и Летописца Ивана Слободского, прихожу к следующим выводам. 
      1. Текст Летописца Ивана Слободского более близок к ранней летописной записи, чем текст "Повести о чудесах". В Летописце нет указания на позднюю топографию города; монастырь, где постригся Герасим, именуется Глушицким. 
      2. В сообщении о приходе Герасима на Вологду Засецким использованы как Летописец Ивана Слободского (у Засецкого: "...построил маленький монастырь"; в Летописце: "...монастырец возгради... на ручью, зовомом Касарове"), так и "Повесть о чудесах", хотя указывается лишь последний источник. 
      3. "Повесть о чудесах" историк именует Житием, в то время как в ней прямо отмечается, что "егда... прииде раззорение на град Вологду от иноверных, тогда Житие святаго и со Службою безвестно утратися". Важное известие о том, что ранние Житие, Служба и Чудеса Герасима существовали, но были утрачены и в середине XVII века их уже не было, в работе Засецкого было опущено. 
      _________
      * Весь - в данном контексте - селение. "Тоя же веси", т. е. Киева. 
      ** Так в тексте, т. е. 1148 год. Видимо, это типографская опечатка. 
      
      4. Опущено было Засецким и важное сведение "Повести о чудесах" о том, что Герасим пришел "к Вологде реке еще до зачала града Вологды". 
      5. Засецкий не дает никакого описания и анализа вводимых им в научный оборот уникальных источников. Ничего не говорится о времени их создания, датировке рукописей, содержащих эти источники и используемых историком. Текст источников передается в авторском пересказе, а не цитируется, причем передается, как уже отмечено, не полностью, ряд важных известий опускается. 
      6. Не объясняя противоречий, содержащихся в тексте "Повести о чудесах" (Герасим "прииде... еще до зачала града Вологды... - на Средний посад..."), историк без малейших сомнений делает вывод, что еще до прихода Герасима (до 1147 года) Вологда существовала как город с посадом, торгом и соборной церковью Воскресения Христова. 
      Эти весьма существенные недочеты труда А. А. Засецкого во многом способствовали нарастанию скептического отношения к новому источнику - "Повести о чудесах" Герасима Вологодского по вопросу о начале города Вологды и забвению Летописца Ивана Слободского. 
      В конце XVIII столетия был опубликован и второй труд по истории Вологодского края - академика П. Б. Иноходцева, содержащий общее описание Вологодского наместничества и историко-топографическое описание города Вологды. 
      Относительно Вологды автор отмечал, что "о начале сего города... не имеем достоверных известий". А вслед за этим писал: "По некоторым достоверным обстоятельствам полагать можно, что город Вологда построен в XI или X столетии: ибо в Житии преподобнаго Герасима Вологодскаго написано, что пришел он от Киева на Вологду в 1147 году, во время великого княжения Изяслава Мстиславича, внука Владимира Мономаха, и от реки Вологды за полверсты, а в версте от торжка, что ныне Ленивою площадкою называется, построил монастырь Троицкой, где теперь приходская церковь в верхней части предместья, на конце города, в которой церкве и гробница его обретается. Сей преподобный Герасим при создании реченнаго монастыря с вологодским мещанином Пятышевым... имел прения о том, что Пятышев земли под монастырь не давал и строить не допускал" . 
      Таким образом, Иноходцев также ссылался на "Повесть о чудесах", именуя ее Житием Герасима; считал, что город Вологда существовал во время прихода Герасима и построен в X-XI веках. Но здесь появляется "дополнительная" (избыточная) информация о споре Герасима из-за земли под церковь с "мещанином Пятышевым". По Иноходцеву, этот факт также извлечен им из Жития. Однако такой информации в "Повести о чудесах" нет. Она взята из предания, бытовавшего в Вологде в XVIII-XIX веках.
      Предание это, вероятнее всего, шло со времени построения каменной Троицкой церкви в 1717 году. О позднем времени возникновения предания говорит и термин "мещанин", ставший распространенным в русской речи в XVIII веке, и указание на фамилию, поскольку оформление русских фамилий даже боярских родов - явление не ранее XIV-XV веков. К тому же в "Повести о чудесах" отмечается, что у гроба Герасима был излечен Матфей Мартириев Пятышев (чудо 16). И если бы отмеченное предание бытовало в XVII веке, вряд ли автор "Повести о чудесах" умолчал о нем, имея возможность еще более поднять авторитет Герасима. 
      Данное "дополнение", сделанное П. Б. Иноходцевым к Житию Герасима, вошло (также со ссылкой на Житие) в работы таких авторитетных ученых XIX века, как Н. М. Карамзин, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырев и другие [21]. Это "дополнение", безусловно, усилило недоверие критических историков к Житию ("Повести о чудесах") и достоверности даты - 1147 год. 
      С публикацией работ А. А. Засецкого и П. Б. Иноходцева сведения о Герасиме Вологодском и начале Вологды включаются во многие труды по истории, церкви и справочную литературу. Но ни в одной из них нет анализа основного источника - "Повести о чудесах" Герасима Вологодского. Она продолжает считаться Житием Герасима. Используют источник, как правило, по трудам Засецкого и Иноходцева. Никто не подвергает сомнению достоверность прихода Герасима на Вологду в 1147 году. Относительно возникновения Вологды одни историки принимают 1147 год (С. П. Шевырев), другие датируют возникновение города X или XI веком (Н. И. Надеждин, И. Верюжский), третьи считают, что Вологда существовала в 1147 году, но как небольшое селение (Н. М. Карамзин, Н. И. Суворов, И. К. Степановский). 
      Лишь в 1860-е годы крупнейший вологодский краевед Николай Иванович Суворов в статье о Герасиме Вологодском и ряде других дает анализ "Повести о чудесах", именуя ее по началу текста как "Чудеса преподобнаго отца нашего Герасима, что у Троицы близ Кайсарова ручья". Н. И. Суворов приводит основной текст источника, относящийся к Герасиму. Отмечает, что, по "рукописи о чудесах", ранее имелось Житие Герасима и "Служба с изложением чудес". Историк дает общую характеристику содержания источника и указывает время его создания. К сожалению, у Суворова нет критического разбора мнений предыдущих исследователей . 
      Анализ "Чудес" Герасима продолжался. Ряд историков церкви искали Глушенский монастырь, постриженником которого был Герасим до прихода на Вологду. И. Верюжский, создавший объемный труд на основе вологодской агиографии, отмечал в нем, что Глушенского монастыря в Киевской губернии не было. В связи с этим Верюжский и Филарет (Гумилевский) писали (без какой-либо аргументации), что Герасим постригся в Гнилецкой пустыни, основанной на месте пещеры Феодосия Печерского в с. Лесник, в 7 верстах от Киева. 
      Наконец, в 1895 году Н. Коноплев и И. Н. Суворов дают краткий, но научный анализ "Повести о чудесах" Герасима Вологодского, именуя источник "Сказанием о чудесах" . Относительно места пострижения Герасима И. Н. Суворов писал, что "при Гнилецком монастыре был еще маленький Богородицкий монастырь при озере Глушец, близ Киева; монастырь татарами был в половине XIII века разрушен. Этим разрешается все недоумение: в старой рукописи одна буква прочитана за другую, вместо Глушецкий монастырь - Глушенский". Исследователь также дает сведения о Троицкой приходской церкви, каковой являлся бывший Троицкий монастырь "на Кайсарове ручье" с начала XVII до конца XIX века. 
      Таким образом, в конце XIX века завершен был научный анализ основного источника о приходе Герасима на Вологду - "Повести о чудесах" Герасима Вологодского. 
     К сожалению, в работах XX столетия, в том числе и нашего времени, по истории Вологды и края, как правило, не учитываются ни отмеченный путь исканий, ни выводы историков конца XIX века. И в наши дни видим в литературе такое же разнообразие мнений относительно начала Вологды, какое имело место в конце XVIII - первой половине XIX века. При этом исследователи продолжают ссылаться на какие-то летописи, несуществующее Житие Герасима Вологодского, мнения историков XVIII века, давно уже опровергнутые в науке . 
      Из анализа источников, введенных в научный оборот к настоящему времени, и анализа трудов предшествующих исследователей правомерно сделать следующие выводы по рассматриваемой проблеме. 
      1. Все сведения, относящиеся к приходу Герасима на Вологду, содержатся в "Повести о чудесах" Герасима Вологодского и Летописце Ивана Слободского. "Повесть..." составлена около 1666 года, Летописец - в 1716 году. Информация о приходе Герасима как в первом, так и во втором источнике базируется на данных более раннего Летописца или самостоятельной летописной записи. Поздний (относительно "Повести...") Летописец Ивана Слободского содержит более архаичный текст, но исследователи обращались к нему крайне редко. 
      2. Ни о самом Герасиме, ни о почитании его до XVII века прямых свидетельств в других источниках нет. Лишь в "Повести о чудесах" отмечается, что ранее существовали Житие и Служба Герасиму Вологодскому, которые в середине XVII века уже разыскать не удалось. Данные о Герасиме, включенные в "Повесть...", извлечены из "Летописца краткого". Последний до настоящего времени науке остается неизвестным. 
      3. Утвердилось мнение, что и о Троицком монастыре в других источниках нет данных до XVII века. Первые сведения о Троицком храме якобы содержат Окладная книга вологодских церквей 1618 года и Писцовая книга Вологды 1627-1628 годов, где храм отмечен уже как приходская церковь, каковою оставался до XX столетия. 
      Однако в Чудеса Дмитрия Прилуцкого, дополняющие его Житие, внесено известное "Предание о белоризцах", в котором отмечается, что работу белоризцев по укреплению города свидетельствовал "некто простец отнюд на концы посада в монастыри Живоначальныя Троицы" . Следовательно, в данном Житии отмечается наличие Троицкого монастыря в середине - второй половине XV века, во время описанных событий и создания Жития Дмитрия Прилуцкого. 
      4. Несмотря на изложенные факты, нет оснований отрицать достоверность сведений о приходе Герасима на Вологду в 1147 году. В пользу их достоверности говорят конкретные указания на годы прихода и смерти Герасима (1147 и 1178) , наличие под Киевом Глушецкого монастыря, который, по разысканиям исследователей, существовал до 1240 года (до нашествия Батыя на Киев). Постриженником его, по Летописи Ивана Слободского и "Повести о чудесах", являлся Герасим. 
      5. Слова "Повести..." о том, что Герасим пришел "к Вологде реке еще до зачала града Вологды, на великий лес" свидетельствуют, что Вологда существовала тогда как поселение, но еще не была городом, то есть не имела укрепленного детинца-кремля, что собственно и именовалось в средневековой Руси городом. Создание монастыря в "великом лесу", вдали от поселений, в XII веке не имело бы смысла, да и неизвестно аналогов в истории Руси этого времени. 
      Последующее уточнение - "на Средний посад Воскресения Христова, Ленивыя площадки Малого торжку" - прием использования топографии города, современной времени создания "Повести о чудесах". Она дана для уточнения района возникновения монастыря. Данная топография находит отражение в описаниях Вологды XVII века - писцовых и переписных книгах . Так, в описании города 1627-1628 года отмечается "Церковь ружная Воскресение Христова, что была соборная" (до освящения Софийского собора. - Ю. В.), на Ленивой площадке, "на старом городище" . Следовательно, когда-то данная церковь находилась не на посаде, а в детинце. Можно полагать, что это было до середины XVI века, когда по приказу Ивана Грозного в Вологде развернулось шщюкое строительство, был возведен и новый каменно-дубовый детинец . Административный и религиозный центр города смещается к Соборной горке, к югу от Ленивой площадки, и последняя попадает в район посада. 
      Исходя из этого, нет никаких оснований считать, что в 1147 году в Вологде существовал посад, тем более 3 посада (указание "Повести..." на Средний посад логически предполагает наличие еще двух крайних посадов). 
      Аналогичный вывод должен распространяться и на церковь Воскресения Христова. Все исследователи XVIII-XX веков, писавшие о ней, считали и считают церковь древнейшей и существовавшей в 1147 году , хотя для этого нет никаких оснований. Не возведена ли она в конце XV века в связи с присоединением Вологды к Великопермской епархии и преобразованием последней в Вологодскую и Великопермскую? Именно с этого времени при данной церкви могли погребать умерших вологодско-пермских владык (факт выдвигался рядом краеведов как аргумент, свидетельствующий о древности храма), так как до 1492 года церкви Вологды подчинялись архиепископу Великого Новгорода и управлялись его наместником-десятильником. 
      Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Вологде относится к 1303 году, когда здесь была освящена новгородским архиепископом Феоктистом церковь во имя Пресвятой Богородицы . На основании данного свидетельства, безусловно, нельзя утверждать, что это была первая церковь в Вологде. 
      6. В решении вопроса относительно состояния Вологды в 1147 году важнейшее значение имеет планомерное археологическое обследование территории города. Однако проведенные до настоящего времени археологические раскопки в городе, начатые еще в 1809 и 1866 годах, пока не дают однозначного и окончательного решения проблемы . Во многом осложняет работу археологов полная неизученность истории градостроительства Вологды до XVII века . Общеизвестно, что старый центр города находился на Ленивой площадке. Но первичен ли он? Московский археолог А. В. Никитин, много лет своей жизни посвятивший археологическому изучению Вологодского края и Вологды, писал, что территория города, именуемая старым городищем, "не может считаться типичной для городищ в силу своего сравнительно равнинного и открытого положения на местности" . Думаю, что целесообразно более внимательно отнестись к этим размышлениям. И вполне возможно, древнюю Вологду откроют те археологи, которые откажутся от двухвековой, но никем не доказанной и далеко недостаточно убедительной традиции, относящей центр древней, начальной Вологды к району бывшей Ленивой площадки, где в 1947 году заложен памятник 800-летию города. 

Вологда: Ист.-краевед. альм.- Вологда: Русь, 1997. - Вып. 2. 
Категория: Город Вологда | Просмотров: 1221 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0