18:05 53. Церковь Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни (теплая) | ||
Фото: Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. – М.: Тип В.И. Воронова, 1914 _______________________________________ Статья 1 Теплая церковь Знамения Божией Матери вместе с холодной церковью Иоанна Предтечи в Дюдиковой слободе составляла Дюдиково-Пустынский приход. До середины XVII века Дюдикова пустынь была владением Свято-Никольского Угрешского монастыря (находится в современном городе Дзержинский в Подмосковье). Впервые Дюдиково-Предтеченская пустынь с несколькими монашескими кельями и деревянной церковью Иоанна Предтечи упоминается в документах XVI столетия, однако ряд исследователей считает, что она могла возникнуть раньше. Пустынь имела важное стратегическое значение. Она располагалась на берегу реки Вологды – ровно посередине водного пути между Вологодским городищем (городом) и Спасо-Прилуцким монастырем. Документы XVII столетия содержат информацию о том, что в 1612 году обитель была разорена шайкой бродячих поляков, после чего не восстанавливалась. Оставшаяся в живых братия расселилась по другим монастырям. В 1651 году грамотой царя Алексея Михайловича Дюдикова пустынь передана во владение городу, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя, в 1653 году, деревянная Предтеченская церковь заменена каменной. В 1690 году приход насчитывал 100 дворов. Он приносил наибольший доход в архиерейскую казну по сравнению со всеми другими приходами Вологды. В конце XVII века земли в Дюдиковой пустыни принадлежали «торговому гостю» Гавриле Фетиеву, а после его смерти перешли к его зятю Якову Манейлову. Название «Дюдикова пустынь» употреблялось среди вологжан до XX века. Строительство южнее Предтеченской церкви деревянного храма Знамения Божией Матери стоит отнести к XVII веку. Воздвигнут он в память явления 2 сентября 1570 года, во время морового поветрия (чумы) в Вологде, прихожанину Марку Заозерскому чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Икона была установлена в церкви Иоанна Предтечи, и, согласно преданию, с этого момента моровое поветрие прекратилось. В середине XVIII века вологодский воевода Федор Даниилович Разварин возвел на месте деревянного Знаменского храма каменную церковь, о чем говорилось в письме епископа Пимена за 1749 год, хранившемся когда-то в церкви. Форма каменной Знаменской церкви была следующей: на главной части храма был установлен восьмерик, несущий круглый барабан грушевидной главы; трапезная часть имела две такие же главки; алтарь выдавался полукружием. К низкому храму с западной стороны примыкала круглая входная пристройка, украшенная пилястрами. В церкви был богатый иконостас с иконами XVII – начала XVIII веков. В трапезной имелись два придела. Храм был закрыт в августе-октябре 1929 года. Снесен в 1932 году. Источник: http://www.cultinfo.ru _____________________ _____________________ Статья 2 Источник: Г. Лукомский. Вологда в ее старине. – СПб., 1914 В летописях XVI столетия упоминается о мужском монастыре на левом берегу р. Вологды и церкви в нем в честь Иоанна Предтечи. Монастырь с прилегающей местностью носил имя – «Дюдикова пустынь». Летописи XVII столетия бесстрастно рассказывают, как в начале века монастырь был разорен шайкой бродячих поляков, братия расселилась по другим обителям, а в 1651 году «Дюдикова пустынь» грамотой царя Алексея Михайловича передана во владение городу и церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя в 1653 г. деревянная церковь заменена каменной. Такая ранняя замена деревянной церкви каменною объясняется богатством Дюдиково-пустынского прихода, о чем свидетельствуют окладные книги Вологодского архиерейского дома XVII и XVIII в. Так, в 1690 году приход исчислялся в 100 дворов. История, сохранив год возведение этой второй по древности церкви в Вологде, скрыла имя строителя. Архитектурный остов церкви в типе храмов XVI столетие: величавый, пятиглавый куб с тремя полукружиями закомар, барабаны глав убраны полукруглыми колонками, переходящими в арочный пояс. В полукружиях закомар поздняя живопись. Три абсиды покрыты общею крышею. С западной стороны к храму примыкает уютный, позднейшей кладки (конца XVII в.) пирамидальный шатер колокольни, переходящей в восьмерик, поставленный на четырехгранное основание. Рядом с колокольнею крылечко – из двух круглых дорических столбов, перекрытых четырехскатной крышей, на которую поставлен шлемообразный купол. Вход в церковь позднейший: он убран арочками с подвешенной тонкой гирькой, но обработка самого портала старинная: она состоит из гуртов и колонок. Общий силуэт храма живописен. Пятиярусный иконостас хорошего стиля конца Х\/II столетия; узенькие пилястры и тяги его покрыты орнаментацею мелкого рисунка. Царские врата отделаны богаче, особенно колонки, увитые виноградной лозой. В обрамлении этих, деликатной резьбы, тябл и колонок – находятся, как вкрапленные драгоценные жемчужины, иконы, прекрасно расположенный «по пятнам». Внизу иконостаса большие образа, окруженные маленькими квадратиками, в которых изображены деяния святых, далее идет узкий ряд небольших «праздников», потом продолговатый ряд святителей – словом архитектоника иконостаса великолепна. Среди икон много старинных. Из них наиболее замечательны: 1) местный образ Вседержителя, на образе серебряный чеканный венец, жемчужное ожерелье с разноцветными камнями, серебряная кованая риза. Поля иконы покрыты золоченою басмою. Внизу изображены пр. Антонии и Феодосий печерские; подписи и венцы у святых серебряные. 2) храмовой образ св. Иоанна Предтечи, писанный, по преданию, препод. Дюнисием Глушицким. Вокруг изображения Предтечи – представлены деяния его жизни. Венец и риза на угоднике, надписи и венчики у иконы серебряные, позолоченые. 3) образ «Сошествие Спасителя во ад», отличающийся оригинальным толкованием сюжета. 4) образ Владимирской Божией Матери, направо от иконостаса, огромная икона XVI века с богатой басменною обработкою лишь венцов и чепца. Ни фаты, ни короны, ни ризы – этих позднейших признаков иконного убранства здесь нет: лишь звезда приколота к левому плечу Богоматери и таинственно сияет. Надо еще отметить из образов хороший триптих, помещенный с западной стороны над входными дверями и изображающий Богородицу, Спасителя и Иоанна Крестителя. Обделанный в ризу из басмы, триптих не закрыт окладом. По углам квадратов хорошие круглые шляпки гвоздей. Стиль триптиха указывает на конец XVI столетия. Среди утвари храма надо отметить св. потир, при нем дискос, звездица, две тарелочки и лжица. Изображения на потире резные в глубь и на поддоне подпись, что потир сделан, «тщанием и радением» еп. Павла в 1722 году. В храме хороший старинный пол из каменных плит: это редкий остаток старины – почти повсюду в свое время (особенно в Николаевскую эпоху) каменные плиты заменены были чугунными (а в нынешнее безвкусное время чугунные плиты заменяют Метлахскими плитками). Теплая церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы в той же «пустыни» строена в середине XVIII столетия Вологодским воеводой Феодором Даниловичем Развариным, на что указывает письмо еп. Пимена, хранящееся в церкви. Дата письма 1749 год. В храме богатый иконостас с многими иконами XVII и нач. XVIII веков. В общем церковь Иоанна Предтечи, расположенная на окраине города, неподалеку от берега реки Вологды занимает довольно живописное положение и является одним из привлекательных памятников архитектуры Вологды. Интерес к ее художественному значению увеличивается особенно благодаря тому, что в храме находится много древнейших и прекрасных по письму и краскам икон, более древних даже, чем самый храм. Источник: Г. Лукомский. Вологда в ее старине. – СПб., 1914 _______________________
_______________________ Статья 3 Источник: И. Степановский. Вологодская старина. – Вологда, 1890 Церковь Иоанна Предтечи, что в Дюдикове пустыни * [Из описания, помещенного в Вологодских епархиальных ведомостях. 1866 г., с. 728] Церковь эта принадлежит к числу замечательных церквей города Вологды, как по своей древности, так и по наружному величию и благолепию святыни. Она находится на левом берегу реки Вологды, в полуверсте к северу от города и в 2 ? версты к югу от Спасоприлуцкого монастыря. Наименование, «что в Дюдикове пустыне» указывает на существовавший тут некогда монастырь. И действительно, в древности находился на этом месте мужской монастырь, когда и кем основанный и какими событиями ознаменованный, неизвестно, существовавший только до начала XVII столетия; в это время он поляко-литовцами был разорен, после чего братия его удалилась в пределы московские и основала в 15 верстах от Москвы Николаевский Угрешский монастырь; а церковь Дюдиковой пустыни с тех пор обратилась в приходскую для жителей смежной с ней слободы, бывшей вотчины Дюдиковой пустыни, а по разорении пустыни принадлежавшей Угрешскому монастырю. В окладных книгах вологодского архиерейского дома XVII и XVIII столетий (с 1618 года) церковь эта постоянно писана приходской и была из числа самых богатых церквей Вологды: в 1690 годах при ней числилось более 100 приходских дворов и дани платила она в казну архиерейскую более каждой из тогдашних приходских церквей Вологды. Этим богатством Дюдиковско-пустынского прихода объясняется то, что в нем ранее всех других приходов Вологды сооружена около 1653 года каменная Иоанно-Предтеченская церковь, по времени сооружения, сколько известно, первая после кафедрального Софийского собора. В настоящее время в Дюдиковой пустыни существуют две каменные, отдельно одна от другой построенные, церкви: холодная – во имя Рождества Иоанна Предтечи и теплая – во имя Знамения Божией Матери. Первая из церквей Иоанно-Предтеченская воздвигнута, как выше сказано, около 1653 года: по архитектуре имеет большое сходство с Софийским собором, но размеры ее значительно менее. Позолоченный иконостас в этой церкви, возвышающийся до самых сводов и увенчанный изображением Распятия Господня, заключает 5 ярусов икон, из коих некоторые отличаются глубокой древностью, превосходящей, судя по характеру письма, построение самой церкви. Из икон наиболее замечательны: 1. Местный образ Вседержителя, длиной 2 аршина 5 вершков, шириной 1 аршин 12 ? вершка; на нем венец и цата серебряные, чеканные, ожерелье жемчужное, со вставками разноцветных простых камней; риза серебряная, кованая, весом 5 фунтов, 33 золотника; поля иконы покрыты золоченой басмой. При стопах Спасителя изображены в молитвенном положении преподобные Антоний и Феодосий киево-печерские; подписи и венцы у сих угодников серебряные. 2. Храмовый образ святого Иоанна Предтечи, длиной 1 аршин 14 вершков, 1 аршин 7 вершков, по преданию писанный преподобным Дионисием Глушицким. В середине образа в четвероугольнике изображен святой Предтеча, а по сторонам в 18 клеймах представлены события жизни его и чудеса по смерти; венец, риза на угоднике, надписи над клеймами и 21 малые венчики в разных местах иконы серебряные, позолоченные. 3. Местный образ Сошествие Спасителя во ад, отличающийся некоторыми особенностями в изображении этого евангельского события. Кроме главного престола в Иоанно-Предтеченской церкви, освященного в 1653 году, существуют в ней еще два придельные престола, оба находящиеся в алтаре, один в южном его отделении, во имя преподобного Нила Столбенского, устроенный на иждивение купцов Немировых и освященный в 1790 году; другой – в северном отделении, во имя преподобного Кирилла Новоезерского, устроенный усердием купца Деньгина, освященный в 1843 году архиепископом (бывшим иркутским) Иринеем. Между утварями этой церкви главную драгоценность составляет святой потир с принадлежностями, устроенный и пожертвованный в нее преосвященным Павлом, епископом вологодским и белозерским, бывшим, как выше упомянуто, священником при этой церкви. Потир и принадлежности его – дискос, звездица, две тарелочки и лжица, все серебряные, имеют весу 2 фунта 60 золотников. На потире, на верхней части оного, в четырех клеймах, резанными вглубь чертами, изображены: Спаситель, Божия Матерь, святой Иоанн Предтеча и Распятие Господне; на поддоне в шести клеймах, также резанных вглубь, изображены страсти Господни; по нижнему краю поддона в круге подпись славянскими буквами: «Тщанием и радением преосвященнаго Павла, епископа вологодскаго и белозерскаго, в церковь Иоанна Предтечи, что на Вологде в Дюдикове пустыни 1722 года, января 3 дня». На дискосе изображен Предвечный Младенец с предстоящими двумя ангелами, над ними вверху Дух Святый и подпись: «Бог»; по краю дискоса слова: «се агнец Божий, вземляй грехи мира». На звездице вверху в сиянии написано: «Бог», а по сторонам шесто-крылатые серафимы. На одной тарелке изображен крест Господень с копьем и губой, а вокруг слова: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко»; на другой тарелке образ Знамения Пресвятой Богородицы и вокруг надпись: «Достойно есть яко во истину». На лжице изображен крест в сиянии. Теплая церковь в Дюдикове пустыни издревле имела престол во имя Знамения Божией Матери, первоначально устроенный по случаю явления в 1570 году, сентября 2 дня, во время морового поветрия в Вологде*[В исторических и топографических известиях о Вологде Засецкого на с. 44 (изд. 1782 г.) об этом моровом поветрии сказано: «Того же (1570) году был на Вологде мор вели к, и того ради великий государь (Иоанн Грозный) изволил идти в царствующий град Москву, и тогда Вологды строение (т. е. постройка крепостной стены вокруг города, начатой Грозным) преста»] чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Об этом явлении вот что записано в старинной, хранящейся при церкви, рукописи: «В лето 7070 от Рождества же Христова 1570, месяца септемврия во 2 день, при державе благочастиваго и христолюбиваго государя царя и великаго канязя Ивана Васильевича всеа России самодержца, бысть явление сея иконы Пресвятыя Богородицы сицевым образом: во граде Вологде, в селе Иоанна Предтечи, что в Дюдикове пустыни, явися икона Пресвятыя Богородицы того же села жителю Марку Заозерянину и повелевает ему взяти ту самую икону и поставити в том же селе, в церкви Иоанна Предтечи, что в Дюдикове пустыни. И от того времени на Вологде моровое поветрие преста. Исцелений же в то время от иконы Пресвятыя Богородицы нача проистекати много и не сказанно, яко от источника неистощимаго вода проистекающая. И каков немощный приидет и моляся той святой иконе Пресвятыя Богородицы, здравие получаху. Немощных же и молящихся в то время к чудотворному образу Владычицы Богородицы толикое множество притекаше, яко и на монастыре не вмещатися». Упоминаемая в этой записи явленная чудотворная икона Богоматери, находящаяся в нынешней Знаменской церкви, весьма малого размера, вышиной 5 вершков, ширины 3 ? вершка. В верхней части ее писан образ Знамения Пресвятой Богородицы; под ними изображены: архангеля Михаил и Гавриил, святитель Николай Чудотворец, великомученик Георгий, мученица Параскева, великомученик Никита и великомученица Варвара. Риза на иконе серебряная, позолоченная, венчик на Богоматери украшен жемчугом и камнями. Нынешняя каменная Знаменская церковь в пустыни построена около половины прошлого столетия. В архитектурном отношении она не представляет ничего особенного замечательного: увенчана одной на четырехгранном фонаре главой; алтарь в виде полукружия; в церковь ведут одни с зада двери; строителем этой церкви был вологодский воевода Федор Данилович Разварин, как об этом свидетельствует письмо преосвященного Пимена, епископа вологодского, в котором архипастырь сперва благодарит его за пожертвование в Софийский собор некоторых ризничных вещей, а потом уведомляет о выдаче священнику Пустынской церкви благословенной грамоты на сооружение каменной Знаменской церкви. И в теплой церкви, как в холодной, кроме главного престола, существуют два придельные, устроенные в западной части ее, которая шириной превосходит восточную часть; подле южной стены – придел во имя святителя Николая Чудотворца, подле северной – придел во имя мученика Уара; когда и кем устроены эти приделы, сведения не отыскано. Ризница и библиотека церкви не отличаются богатством и обилием. Источник: И. Степановский. Вологодская старина. – Вологда, 1890 | ||
|