22:10 58. Церковь Сретения Господня |
58. Церковь Сретения ГосподняСретенская церковьФото: Смирнова Светлана Фото П. Павлова из кн. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. – М.: Тип В.И. Воронова, 1914 _________________________________________________ Статья 1 Церковь Сретения является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречной части и знаменует новый этап в развитии каменного зодчества Вологды. В ее архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Время построения первоначальной деревянной трехпрестольной Сретенской церкви точно не установлено. Впервые она упоминается в исторических документах за 1656 год. Каменная Сретенская церковь возведена в 1731 году. Церковь Сретения – бесстолпный трехчастный храм на подклете, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных зеленоватых изразцов – деталь, весьма характерная для вологодских церквей XVIII века. С востока к кубу примыкает одноапсидный алтарь, а с запада – двухэтажная трапезная, в которой располагался теплый храм с двумя приделами – Никольским и в честь святителей Московских. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры. Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма; стройная и высокая она, напротив, придала легкость его силуэту. Время этой перестройки определить по документам не удалось, но вот некоторые предположения, проистекающие из рассмотрения стиля архитектуры: колокольня имеет готический оттенок. Однако, это не Екатерининская готика конца XVIII столетия, а Николаевский стиль faux gothique 1830-х годов. Боковые входы у колокольни пристроены в 1870-е годы. Прежде вход в церковь был один – от реки, по крутой лестнице, теперь устроены два боковых входа, а вход от реки уничтожен. Но и эта пристройка вышла удачной. В культовой постройке прослеживается четкая связь с гражданской, светской архитектурой. Церковь, особенно ее трапезная часть, напоминает каменные палаты. Сходство с гражданским «палатным делом» дополняет двухмаршевое крыльцо церкви. Убранство интерьера не сохранилось. Из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона «Снятие со креста» XVI века – экспонат Государственной Третьяковской галереи. Сретенская церковь почти каждый год во время весеннего движения льда затоплялась водой. В кладовых ее было сыро даже в самые жаркие месяцы. Считается, что именно по этой причине не сохранилось каких-либо документов об истории храма. В наиболее сильные весенние паводки ледяные глыбы несло от Скулябинской богадельни в сторону Сретенской церкви прямо по затопленной Багровской улице (ныне ул. Варенцовой). Местные жители передвигались по улице на лодках. В ХХ веке с ликвидацией лесных массивов в верховьях рек Вологды, Тошни и Масляной сильных весенних наводнений, затопляющих вологодские набережные, не стало. Церковь Сретения закрыта 30 января 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Сретения, 1731 г.» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Источник: http://cultinfo.ru _______________________ Илл. из книги: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 _______________________ Статья 2 Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 Церковь Сретения на Набережной (Набережная VI армии, 85) является одним из интереснейших памятников города (илл. 43). Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречья. Архитектура церкви в целом выдержана еще в формах конца XVII в., хотя построена она в 1731—1735 гг. Это — бесстолпный, трехчастный в плане храм, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. К нему с востока примыкает одноапсидный алтарь, а с запада — двухэтажная трапезная, фасады которой по своей композиции напоминают жилой дом. Широко расставленные главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более усиливают изящность ее архитектуры. Псевдоготические верхние ярусы колокольни вместе с ее шпилем и двумя крыльцами появились во время перестройки храма в середине 1830-х гг. В убранстве церкви Сретения, столь близком московскому барокко рубежа XVII—XVIII вв.— последнему этапу в развитии древнерусской архитектуры,— еще сильны свойственные этому стилю жизнерадостность, праздничность. Парные пилястры оформляют углы здания, оригинальные зубчатые карнизы из кронштейнов-городков» завершают стены. Оконные и дверные проемы несут пышные наличники со своеобразными «разрезными» фронтонами. Однако декор здесь приобрел во многом новые черты благодаря широкому использованию полихромных рельефных изразцов (илл. 44), уникальных для вологодского зодчества. Майоликовые плитки зеленого цвета с желто-белым растительным орнаментом искусно введены в пилястры и карнизы, а также в основные части наличников. Они обладают исключительно своеобразной, нигде больше не встречающейся формой крепления: обычной румпы (коробки с бортиками) с обратной стороны у изразцов нет, а держатся они при помощи более низких краев, которые заведены в выступы-закраины на боковых сторонах архитектурных элементов. Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 |
|