20:23 59. Церковь Иоанна Златоуста / Жен Мироносиц |
59. Церковь Иоанна Златоуста / Жен МироносицЗлатоустинская, Мироносицкая______________________________________ Статья 1 По архитектурным достоинствам это одна из лучших вологодских церквей XVII века. Является украшением заречной части города. Кирпичный храм на подклете состоит из двусветного пятиглавого четверика, к которому с севера и запада примыкают галереи, с шатровой колокольней над северо-западным углом. Как указывает Г. К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине», вышедшей в свет в 1914 году, «именно эта – одна из наиболее привлекательных церквей Вологды – как раз не описана у многих авторов книг о Вологде. Некоторые авторы относят ее к началу XVIII века! Другие соглашаются с тем, что этот храм, безусловно хорошей поры развития форм русского стиля XVII века, мог быть построен и в XVI веке». Автор книги «Вологда. История строительства и благоустройства города» (1977 г.) В. И. Соколов датой постройки каменного храма называет 1664 год. Вероятнее всего, первоначально на этом месте был построен деревянный храм во имя Жен Мироносиц. В документах XV века упоминается наличие в заречной части города Мироносицкой трети. Вот как описывает архитектурные особенности церкви Г. К. Лукомский: «Храм кубической формы, напоминающей храм Николы во Владычной Слободе, куб его невысок; закомары отделены от остальной плоскости церкви карнизом. Наличники окон хорошего рисунка. Куб увенчивается пятью куполами, на них приятные главы. Но звонница – самая удачная и типичная часть храма. На широкий мощный четверик поставлен сравнительно узенький восьмерик собственно звона, покрытый пирамидальным каменным шатром со слуховыми окнами, идущими в два ряда. Верхняя часть звонницы очень изящных пропорций кажется не гармонирующей с низом – массивным двухэтажным кубом». Обе части колокольни построены одновременно. Характер кладки, лепки стен и форм ее украшений подтверждает подлинность предположения о сооружении колокольни до XVIII века. В Златоустинском храме полностью отразилась идея преемственности «двойных» вологодских церквей – холодной и теплой, объединенных в одном здании. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви – во имя Жен Мироносиц. Отсюда происходит и двойное название храма – Златоустинский и Мироносицкий. Интерьер верхнего храма был украшен лепниной и живописью, частично сохранившимися до нашего времени. А. И. Сазонов в книге «Вологда. Каменная летопись» (2008 г.) утверждает, что колокольня Златоустинского храма построена над церковью – весьма редкое для Вологодчины архитектурное решение. В большинстве источников эту церковь ошибочно называют Мироносицкой. Г. К. Лукомский не дает ее названия, однако указывает, что она была упразднена в начале ХХ века. В нижнем этаже существовали приделы Вологодских Чудотворцев, Александра Свирского (упразднен в 1911 году) и Варваринский. Отсюда можно сделать вывод, что упраздненная церковь могла быть церковью Александра Свирского. В начале ХХ века Иоанно-Златоустинский приход был одним из самых малочисленных в Вологде, что объясняется наличием в округе большого числа других храмов: Сретенского, Леонтьевского, Дмитриевского. Малочисленность общины послужили одним из основных аргументов для закрытия церкви в 1930 году. 30 января 1930 года на заседании Президиума окрисполкома было принято постановление о расторжении договора на пользование с Иоанно-Златоустинской общиной. Имеются сведения о том, что еще в 1920-е годы применялись репрессионные меры в отношении священников храма. Так, в апреле 1926 года был арестован настоятель церкви протоиерей Анатолий Попов. После отбытия наказания отец Анатолий вернулся на место своего служения. Во время его вынужденного отсутствия религиозное объединение Иоанно-Златоустинской церкви за определенную плату приглашало для проведения воскресных и праздничных служб проживающего в Вологде архимандрита Нифонта из закрытого Спасо-Прилуцкого монастыря. Заштатным священником храма в 1926-1930-х годах состоял также иеромонах Николай (Шурыгин) – инок бывшего Свято-Духова монастыря. В 1930 году закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства. В нем разместился склад. Возможно, благодаря этому удалось сохранить от уничтожения как сам храм, так и украшение его интерьеров – лепнину и живопись. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 церковь Иоанна Златоуста отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения. В начале 2000-х годов церковь возвращена верующим. Является приписным храмом к церкви Покрова на Торгу. По причине необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ регулярные богослужения в храме не проводятся. В 2010 году по инициативе депутата Законодательного Собрания Вологодской области Елены Минаковой создан Благотворительный фонд восстановления храма. Все работы по реконструкции согласованы с Управляющим Вологодской Епархией Русской Православной Церкви Архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, восстановление ведется под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Источник: http://www.cultinfo.ru __________________________________ Илл. из книги: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 _______________________________ Статья 2 Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 Весьма своеобразна церковь Иоанна Златоуста (иначе называемая Жен Мироносиц) конца XVII в. (илл. 42), возвышающаяся на соседнем участке, на углу Набережной VI армии и улицы Энгельса (д. № 105/1). По своему живописному объемному построению она почти повторяет Константино-Еленинский храм: двусветный куб на подклете, также завершенный пятиглавием, с пониженными прямоугольными пристройками — алтарем и папертью и с колокольней у северо-западного угла. Правда, паперть охватывает здесь не только западную, но и северную стороны куба, внося в композицию большую асимметрию. В целом же здание выглядит массивнее и проще, особенно в отношении фасадного убранства. Пучки полуколонок заменены здесь плоскими лопатками, между верхними и нижними окнами проходит простой карниз, а место двух ярусов кокошников заняли более крупные декоративные закомары, завершающие каждое из трех прясел стен. Менее декоративны и оконные наличники с полуколонками и килевидными фронтонами, а также барабаны глав. Наряднее выглядит колокольня с мощным двухъярусным четвериком внизу и легким восьмериком звона, увенчанная стройным шатром со слухами и маленькой главкой. Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 |
|