15:44 62. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе |
62. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободеНиколы во Владычной слободе_____________________________________ Статья 1 Церковь Николы во Владычной слободе входит в число наиболее древних каменных храмов Вологды. Из сохранившихся в городе церквей она является третьей по древности после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Впервые храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети упоминается в окладной книге преосвященного Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белозерского, относящейся к 1691 году. Согласно ее записи, церковь в каменном исполнении построена посадскими людьми в 1669 году вместо деревянной. Храм освящен во имя одного из самых популярных на Русском Севере святых – Николая Мирликийского. Второе – географическое – название церковь получила по наименованию местности, принадлежавшей Вологодскому архиерейскому дому. Население Владычной слободы, в отличие от вологжан, проживавших на посадах, было освобождено от государственных налогов. Долгое время считалось, что слобода была «взята за государя» и приписана к посаду города после Соборного уложения 1649 года, закреплявшего повсеместную конфискацию городских владений духовенства. Однако сведения об Архиерейской (Владычной) слободе, содержащиеся в более ранних источниках, убеждают нас в том, что это произошло гораздо раньше. Так, например, дозорная книга посада Вологды князя П. Б. Волконского и подьячего Л. Софонова 1616-1617 годов, представляющая одно из первых описаний Вологды, квалифицирует данную местность как «сорок бывшие Владычни слободы». Результаты дозора отражают последствия польской интервенции России начала XVII века и разорения Вологды в 1612 году. При этом, как замечено автором публикации дозорной книги Ю. С. Васильевым, дозорщиков интересовали лишь данные о той части населения посада, которая была обязана платить государственные повинности. Следующим источником являются материалы копийной книги Троице-Сергиева монастыря, содержащие сведения о его приобретениях: «в 1625 году, ноября 17, Окинфей Нифантьев, вологжанин-посадский из Владычной слободы, продал Троице-Сергиеву монастырю «свой двор» на Вологде «на посаде в сороку бывшие Владычны слободы на берегу реки Вологды в Пречистенском приходе». И, наконец, сведения о самом древнем вкладе в церковь Николы во Владычной слободе, обнаруженные в архивном фонде, позволяют убедиться в том, что уже в начале XVII столетия слобода относилась к разряду государственных и к посаду Вологды. Кроме того, в церковной ризнице хранился серебряный позолоченный крест чеканной работы, положенный туда в 1604 году вологодским посадским Михаилом Андреевым, о чем свидетельствует надпись, выгравированная на одной из сторон креста: «7203 года Марта 1-го числа положилъ сей крестъ на Вологде, въ Церкви Живоначальныя Троицы да Николая»; над сею надписью вырезано: «что во Владычной Слободе на посаде – Михаиле Андреевъ». Следует заметить, что название «Владычной» сохранялось за этой местностью вплоть до конца XIX века. Часть нынешней улицы Гоголя до 30-х годов ХХ века именовали «улица Владычная слобода», а иногда и просто «Владычная». Архитектурные форы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность. Церковь во многом подражает Софийскому собору, что типично для вологодских храмов середины XVII века, отличающихся величественностью. Церковь Николы во Владычной слободе представляет собою высокий куб, поставленный на высокий подклет. Венчают храм пять тесно и красиво по композиции поставленных куполов. Барабаны луковичных глав украшены арочным поясом, поддерживающимся колонками. Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отделенными от стен карнизом, типично для храмов XVII века. В закомарах до начала ХХ века имелась живопись с изображением двунадесятых праздников, не представлявшая особого интереса. Пониженный алтарь и трапезная храма были значительно перестроены в XVIII веке. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид. Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, поставленная позднее самого храма – в XVIII веке. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Интерьер церкви Николая Чудотворца имеет необычную двустолпную конструкцию. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип храмовых зданий XVI-XVII веков. В 1793 году интерьер храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, деревянную скульптуру и искусную деревянную резьбу. По мнению исследователя Г. К. Лукомского, он считался одним из лучших в городе и чем-то напоминал иконостас Андреевской церкви в Kиеве. В церкви Николы во Владычной слободе имелись Троицкий, Прокопия Устюжского, Скорбященский, Стефановский и Тихвинский приделы. Храм был закрыт в период с февраля по март 1930 года. По некоторым данным, первое время он использовался в качестве пересыльного пункта для высланных из Украины и с юга России. В конце 1930-х годов строение лишилось всех своих пяти куполов. В бывшем храме открылась мастерская артели «Утилизатор», затем игрушечная фабрика. В послевоенное время здесь размещалась фабрика валяной обуви. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Никольская церковь во Владычной слободе (Церковь Николы во Владычной слободе), 1669 г., ул. Гоголя, 108» поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения. В конце 1980-х годов началась научная реставрация памятника, были восстановлены барабаны и луковичные завершения с крестами. В начале 1990-х при церкви создана община, начат сбор средств на ее восстановление. При приходе были образованы Центр социальной помощи и воскресная школа. В 1994 году храм возвращен верующим. 9 сентября 1998 года в церковь Николы во Владычной слободе перенесены мощи святителя Антония, епископа Вологодского, ранее покоившиеся в Софийском соборе Вологды. Источник: http://www.cultinfo.ru _______________________ Фото П. Павлова из кн. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. – М.: Тип В.И. Воронова, 1914 _______________________ Статья 2 Источник: Г. Лукомский. Вологда в ее старине. – СПб., 1914 Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквам города Вологды. В окладной книге преосвящ. Гавриила Архиепископа Вологодского и Белоезерского, относящейся к 1691 году, упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. Храм этот назван каменным, и по некоторым замечаниям автора книги можно судить, что возведете его относится к 1669 году, с чем соглашаются и все другие источники. Церковь св. Николая во Владычной слобод представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками. В закомарах (плоских и неудачной формы) – живопись, не имеющая интереса. Вместо обычных пилястр на их месте – сгруппированные колонки (по три на местах средних пилястр и по две на угловых). Во втором (снизу) этаже эти пилястры переходят в ряд квадратных углублений, ниже – полуцокольный этаж. К сожалению, пристройки с двух сторон не влияя на стройность храма, лишают его общего приятного силуэта, а колокольня храма, связывающаяся с одной из этих пристроек также теряет не мало от этого. Вообще, колокольня церкви, позднейшего времени, не вполне отвечает характеру и массам храма. Она в типе очень распространенном в северо-восточном крае в первую половину XVIII века. Такого же типа увидим в Вологде другие колокольни. Внутренность церкви св. Николая представляет собой интерес барочною отделкою. Здесь своды арки покрыты лепкою хорошей работы. Иконостас, едва ли не лучший в Вологде, в этом же стиле – но не совсем барокко, а переходный к стилю эпохи Людовика XVI. Здесь можно наблюдать очаровательный общий прием барочных иконостасов с поставленными на пьедестал иконостаса фигурами ангелов, держащих в руках рипиды. Царские врата – вполне барочного характера – заключают богатую композицию из построек, составляющих самые створки и фигуры у подножия их. – Прелестные колонны, каннелированные в верхней части, и гирлянды, подвешенные к низу этой каннелированной части, типичные для стиля Людовика XVI карнизы – но несколько более барочные обрамления икон и снова фигуры, молящихся перед распятием, ангелов (на втором ярусе) и такие же вверху иконостаса – все это составляет очаровательную и единственную в своем роде обработку. На столбах церкви также богатая орнаментальная лепка, а затем иконы и киоты, обработанные богато разными аттрибутами, среди которых помещены фигуры ангелов-херувимов. Иконостас очень красив и по стилю и по выполнению. Отделкою напоминает иконостас Андреевской церкви в Kиеве, и приходится пожалеть, что живопись в нем (во 2 ярусе и в медальонах) в таком печальном состоянии, а написанная в клеймах на столбах и сводах совсем новая и нехорошей работы. В иконостасе несколько интересных икон, покрытых однако позднейшею басмою и иными окладными ризами. Из предметов внутреннего убранства церкви интересны те, которые составляют дары Строгановых. Источник: Г. Лукомский. Вологда в ее старине. – СПб., 1914 ________________________________ Илл. из книги: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 ____________________________ Статья 3 Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 В глубине квартала, на улице Гоголя (д. № 108), возвышается церковь Николы во Владычной слободе (илл. 51). Эта местность издревле принадлежала вологодским архиепископам, что и обусловило название храма. Возведен он «посадскими людьми» в 1669 г. и является одним из древнейших, сохранившихся в городе памятников. Архитектурные формы здания частично искажены позднейшими перестройками. Однако оно выглядит монументально и величественно, что вообще было характерно для ряда вологодских храмов середины XVII в., во многом подражавших еще Софийскому собору. Высокий и мощный кубический объем церкви Николы, поставленный на подклет, прежде был завершен эффектной группой из пяти крупных, тесно поставленных световых глав (не сохранились). Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отрезанными от стен карнизом, типично для XVII в. Необычны членящие стены лопатки, внизу украшенные ширинками и на половине своей высоты переходящие в пучки из трех полуколонок. Пониженные алтарь и трапезная значительно перестроены в XVIII в. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдвинутая к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид – прием, уже известный нам по ряду храмов города (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого). Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, построенная в середине XVIII в. Ее стройный, изящный столп, состоящий из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, легко и свободно устремляется вверх. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII в. на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того же времени. Исключительно своеобразен интерьер церкви Николы, имеющий необычную, двухстолпную конструкцию, внешне никак не выявленную и даже скрытую за привычными для фасадов храмов XVII в. формами. Два мощных столба поставлены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклете, они поддерживают простые коробовые Своды, вверху, в основном помещении, служат опорой более сложной системе перекрытия. С каждого столба здесь на западную и восточную стены перекинуты по две большие арки и на боковые – по одной меньшего пролета. Они несут три продольно направленных коробовых свода, прорезанных пятью барабанами на парусах: в центре – большим и по углам – малыми, которые опираются не только на своды, но также и на угловые части стен. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип среди храмовых зданий XVI–XVII вв., распространенный преимущественно на северо-востоке Руси, в том числе и в Вологде. Эта исключительно смелая конструкция свидетельствует о создании русскими зодчими новых пространственных форм сводчатых перекрытий церковных сооружений благодаря успешному решению сложной инженерно-технической проблемы сокращения внутренних опор. В 1793 г. интерьер Никольского храма получил пышную барочную отделку, сохранившуюся частично и сейчас. Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 |
|