person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Февраль » 18 » 63. Церковь святого апостола Андрея Первозванного во Фрязиново
14:34
63. Церковь святого апостола Андрея Первозванного во Фрязиново

63. Церковь святого апостола Андрея Первозванного во Фрязиново

Андрея Первозванного, Андреевская, Преображенская, Фрязиновская. Ранее – Спасо-Преображенская Фрязиновская церковь


  


Статья 1

Церковь святого апостола Андрея Первозванного располагается на берегу реки Вологды. За свою многовековую историю церковь неоднократно переосвящалась. В окладных книгах 1618 года и до конца XVII столетия она именовалась церковью святого Андрея Первозванного, во имя которого существовал престол в нижнем этаже. Под тем же названием церковь значится и в окладной книге 1691 года. В архивных документах I половины XVIII века («Списке церквей Вологды за 1741 год» и в Сыскном деле о неявке крестьян на исповедь за 1733 год) храм именуется Спасо-Преображенским во Фрязинове. Можно предполагать, что построенное в конце XVII столетия каменное здание храма было освящено во имя Преображения Господня. В декабре 1990 года церковь вновь освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Фрязиново – название дворцового села, местности в Заречье, где в XVI–XVIII веках селились иностранцы, в основном приезжие купцы, которых в Древней Руси называли собирательным именем «фрязины» или «фрязи».

Как и многие другие храмы Вологды, церковь Андрея Первозванного пережила две стадии развития своего внешнего вида: деревянную и каменную. Деревянная церковь впервые упоминается в 1618 году. Точных сведений о построении каменного здания храма не сохранилось. В краеведческой литературе мы встречаем различные варианты датировок. Г. К. Лукомский со ссылкой на клировые ведомости упоминает о том, что около 1670 года на месте обветшавшей деревянной церкви построена была каменная. Н. И. Суворов определяет время строительства каменного храма Преображения Господня, что во Фрязинове, концом XVII столетия. Авторы-составители Вологодского иллюстрированного календаря за 1873 год без какой-либо ссылки на используемые источники годом основания каменного храма называют 1687-й.

Внешне церковь выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции она традиционна для храмов Вологды XVII – начала XVIII века. Это кубический, первоначально пятиглавый храм с пониженным прямоугольным алтарем и папертью, поставленный на подклет, в котором располагался придел Андрея Первозванного. Подклет с выдвинутой к востоку алтарной частью в виде двух апсид также типичен для многих памятников церковного зодчества Вологды. От первоначального пятиглавия в настоящее время сохранился лишь центральный барабан с главой.

Примыкающая с запада к Спасо-Преображенской церкви колокольня необычного силуэта и, по-видимому, позднейшего происхождения, одна из лучших в Вологде. Она поставлена строго по продольной оси здания, что является сравнительно редким приемом для местного зодчества. Нижний ярус колокольни также трактован не вполне обычно: он решен как крыльцо на четырех столбах-кубышках с открытыми арками (позднее заложены и укреплены контрфорсами) и висячими в них гирьками. На этом ярусе вздымается стройный восьмигранный столп со звоном вверху, увенчанный нарядным шатром, двумя рядами обрамленных наличниками слухов и миниатюрной главкой.

Верхний этаж занимал холодный Преображенский храм с тремя престолами: главным, во имя Преображения Господня, и двумя придельными во имя рождества Иоанна Предтечи (южный) и во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких чудотворцев (северный).

В нижнем теплом храме размещались престолы во имя святого апостола Андрея Первозванного (в восточной части) и во имя святого Григория Богослова (северный). Здесь же находились приделы во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива и во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

Приделы апостола Андрея, Рождества Иоанна Предтечи, Дионисия Глушицкого и Григория Богослова наиболее ранние, возникшие с основанием храма. Придел во имя святых мучеников покровителей христианского супружества Гурия, Самона и Авива был устроен к 1849 году. 6 апреля 1853 года причтом Спасо-Преображенской церкви было послано ходатайство в духовную консисторию «о устроении по правую сторону в теплой церкви придела». Разрешение на работы было дано 12 мая 1853 года. К 1855 году придел во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость был устроен «усердием и иждивением прихожанина надворного советника Аполлона Николаевича Гарновского».

В статье историка Н. И. Суворова «Спасопреображенская, что во Фрязинове, церковь в г. Вологде», опубликованной в № 20 «Вологодских епархиальных ведомостей» за 1873 год, говорится о том, что около Спасо-Преображенской церкви до 1850 года на берегу реки Вологды существовала каменная часовня с иконой преподобного Дионисия Глушицкого. И построена часовня была на месте пребывания в селе Фрязинове этого угодника.

Исстари приход Спасо-Преображенской церкви составляли не только горожане – жители улиц Фрязиновской, 1-й и 2-й Андреевских (ныне ул. Разина и ул. Пугачева), Большие и Малые Кожевники (ул. Горького и ул. Машиностроительная), части Фрязиновской набережной (Набережная VI Армии), – но и жители окрестных деревень: Фрязиново, Хорхорино, Желудкино, Баранково, Тепенькино, Доронино и Погарь. Поэтому в какой-то мере церковь являлась уникальной: была одновременно городской и сельской, соединяла в приходской жизни городской и сельский уклады. Социальное лицо прихода было разнородным: купцы, мещане, крестьяне, чиновничье ведомство.

Главную статью дохода на содержание церкви и причта составляли «доброхотные даяния» прихожан за исполнение церковных треб. Значительные суммы шли от процентов с предназначенных в пользу церкви и причта вечных вкладов, от доходов с церковной земли и оброчных статей. Церковные земли (8 пожень в Вологодском уезде), составлявшие 240 десятин, были жалованы Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1687 году. Сенокосные земли сдавались в краткосрочную аренду. Огромное значение для благосостояния церкви и прихода имели различного рода пожертвования: денежными суммами, ценными бумагами, церковной утварью, иконами, окладами из драгоценных металлов. В числе благотворителей в документах фигурируют: купцы А. А. Шапкин, Виктор Грачев, Владимир Коноплев, Н. М. Веденеев, Антон Рудаков, Владимир и Дмитрий Нечаевы, С. Н. Леденцова, Павел Волков, Дм. В. Пальцев; коллежский советник Г. И. Протопопов, губернский секретарь Иван Шайтанов, коллежский советник П. И. Васильев, потомственный гражданин Василий Грудин. В 1870 году купцом Матвеем Авивовичем Поповым-Введенским была устроена серебряная риза весом более 5 фунтов на храмовую икону апостола Андрея Первозванного. Двумя годами позже купцом Василием Ивановичем Нечаевым была пожертвована икона св. праведного Самсона Верхотурского. Икона св. апостола Иоанна Богослова в серебряной ризе пожалована церкви вдовой коллежского асессора М. И. Васильевой. Устройство в 1878 году каменной ограды с железными решетками осуществлялось благодаря купцам Я. М. Попову-Введенскому, Н. П. Щучкину, Н. М. Веденееву и другим.

Издание в январе 1918 года декрета советской власти об отделении церкви от государства возвестило о начале нового этапа в истории православной христианской церкви. В ходе экспроприации по разным политическим мотивам из Спасо-Преображенской церкви было изъято в мае 1922 года 62 серебряных культовых предмета общим весом свыше двух пудов, жемчуга и драгоценных камней свыше одного фунта, сброшено в январе 1930 года 13 колоколов. Вес конфискованной колокольной меди составил более 218 пудов.

30 января 1930 года договор со Спасо-Преображенской приходской общиной был расторгнут, а храм, переданный военному ведомству, приспособлен под пересыльный пункт для перемещенных лиц. Около храма осуществлялись захоронения умерших ссыльных с юга и Украины. На столбах, стенах, откосах окон и арок верхнего храма сохранились подписи жертв репрессий, датированные 1930-1932 годами. Художественное убранство церкви было уничтожено, за исключением части икон, переданных в губмузей.

После закрытия храма его последний настоятель протоиерей о. Николай (Замараев) перешел на службу в кладбищенскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ныне кафедральный собор). В 1938 году он был арестован. В 2002 году священномученик Николай причислен к лику святых.

В Великую Отечественную войну в церкви стояли станки, эвакуированные из блокадного Ленинграда. В окно на южную сторону выдавали хлеб по карточкам.

После войны упал церковный крест. Внутреннее пространство верхнего храма было разделено перекрытием на два яруса. Долгое время здание церкви было практически лишено кровли. Крыша прохудилась.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Андрея Первозванного, 1687 г., каменная, Краснофлотская набережная (ныне Набережная VI Армии), 205» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Тогда же, в 1960-е годы, на памятнике проведены первые ремонтно-реставрационные работы. Работы по реставрации храма продолжались в 1980-1990-е годы.

В 1970-е годы здание передали под размещение склада.

Церковь возвращена верующим в 1990 году. Ее освящение состоялось 9 декабря 1990 года. Участие в восстановлении храма принял и Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, передав в дар общине аналой XIX века, одиннадцать икон, пелены, покрова, стихарь, епитрахиль, палицу и другие предметы.

Источник: http://cultinfo.ru

__________________________________


Фото 70-х

________________________________

Статья 2


Источник: И. Степановский. Вологодская старина. – Вологда, 1890

 Спасопреображенская, что во Фрязинове, церковь*[Подробные сведения см. Вологодские епархиальные ведомости. 1873 г. NN 20 и 21] 

Церковь находится на самом берегу реки Вологды, на южном конце зареченского посада, в двух верстах от кафедрального собора и в одной версте от соседней Николаевской, что во Владычной слободе, церкви. 
Называется Спасопреображенской по главному престолу в холодном, верхнем ее этаже. Фрязиновской именуется потому, что на месте нынешнего ее прихода было некогда дворцовое село, называвшееся Фрязиновым. 
Время первоначального основания Фрязиновской церкви неизвестно. По документам констисторского архива сведения о ней начинаются только с 1618 года. Давно ли построена нынешняя каменная Фрязиновская церковь, сведений также не сохранилось. Судя по характеру ее архитектуры можно полагать давности ее около двух сот лет. 
В верхнем этаже три престола: главный, во имя Преображения Господня и два придельных, находящиеся в южном и северном отделениях алтаря. В южном – во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, в северном – во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких, чудотворцев. 
Предалтарный иконостас Преображенского храма резной, золоченый, современный построению каменной церкви. 
Царские врата состоят из мелкотравчатой сквозной золоченой резьбы. 
По правую сторону царских врат местные иконы: 1) икона храмовая преображения Господня, 2) икона Всемилостивого Спаса Смоленского, 3) икона Воскресения Христова. За южными пономарскими дверями: 4) икона святого Иоанна Предтечи, 5) икона Божией Матери всех скорбящих. 
По левую сторону царских врат местные иконы: 1) икона Божией Матери Одигитрии, 2) икона Живоначальной Троицы, 3) икона святого Николая Мирликийского. За северными дверями: 4) икона святого Алексия, человека Божия и святого праведного Артемия Веркольского. 
Все вышеозначенные местные иконы по письму отличаются глубокой древностью и строгим характером греческого иконописания. 
В нижнем этаже четыре престола. Южный, во имя святого апостола Андрея Первозванного, древнейший из всех престолов церкви; северный, во имя святого Григория Богослова. 
Из икон замечательна здесь небольшая икона святого апостола Андрея Первозванного с частицей мощей его, помещающаяся на нарочито устроенной круглой тумбе в киоте за стеклом. 
Третий и четвертый придельные престолы в нижнем этаже Фрязиновской церкви помещаются у двух западных столбов, поддерживающих своды. Подле правого столба придел во имя Божией Матери всех скорбящих радости, устроенный в 1853-1954 гг. 
Подле левого столба придел во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, устроенный в 1848 году. 
Старинные предметы в ризнице: евангелие в листе, обложено чеканным золоченым непробным серебром, с такими же застежками, печатано в Москве 1698 года и крест напрестольный серебряный, золоченый, чеканной работы с частицами святых мощей и других святынь. 
 
Источник: И. Степановский. Вологодская старина. – Вологда, 1890

______________________________



Фото П. Павлова из кн. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. – М.: Тип В.И. Воронова, 1914 

_____________________________________________
Статья 3

Г. Лукомский. Вологда в ее старине. – СПб., 1914

Церковь эта, слывущая еще под именем Спасо-Преображенской что во Фрязинове, [*] [«Фрязиново» – дворцовое село – часть города на левом берегу реки, где во времена Петровские и до-Петровские селились приезжие иноземцы-купцы. Предки наши, не разбираясь в тонкостях национальных особенностей, всех иностранцев окрестили собирательным именем «фрязины» или «фрязи».] находится на самом берегу р. Вологды, неподалеку от церкви св. Николая во Владычной слободе. Храм – кубической формы, высокий, заключающий две церкви: теплую и холодную. К церкви примыкает колокольня очень стройного силуэта. Она, видимо, укреплена внизу контрфорсами недавно, и ранее представляла невысокий четверик, из которого вырастала эта очень изящная звонница, восьмиугольная в плане и покрытая двухсветным шатром с маленькой главкой. В четверике входа арка с висящею гирькою. К особенно красивым частям наружной архитектуры надо отнести главу. Ее форма превосходна. Покоящаяся на тонком барабане, ярко-синяя с золотыми звездами, она отлично связывается в одну стройную композицию с храмом.
Как и многие церкви в Вологде, церковь Андрея Первозванного пережила две фазы развития своего внешнего вида: деревянную и каменную. В документах консисторского архива о ней имеются сведения, начиная с 1618 года, а в клировых ведомостях упоминается, что около 1670 года (по другим источникам конец XVII столетия и 1687 г.) на месте обветшавшей деревянной церкви выстроена была каменная. Одноглавый куб с двумя полукружиями одной стороны и тремя полукружиями другой, был пятиглавым. Боковые главы были разобраны так, что при ближайшем рассмотрении может показаться, что их никогда и не существовало. В сущности композиция храма из куба с одним куполом вполне гармонична, а так как купол возвышается над звонницею значительно, то для общего силуэта достаточны массы его одного.
К несчастью, в холодном верхнем этаже церкви уничтожен недавним пожаром шестиярусный иконостас современный храму. Интересен он был еще тем, что в 1870-73 годах в нем было сделано Ст. Ст. Каменьщиковым поновление, не нарушающее старинного письма, а это редкое явление в деле обращения с памятниками старины. Церковь Андрея Первозванного является хранилищем большого количества старинных икон, часто с подписями мастеров. Так на иконе Флора и Лавра стоит: «1714 году писан сей св. образ, а писали изуграфы города Костромы Карп Григорьев, Михайло, Никита Артемьевы, а свершися сей образ Ноября в 19 день». Подобную же подпись имеют иконы: «Tpivпoстасное Божество» и «Св. Власий и св. Модест».
Не имея возможности точно датировать иконы Андреевской церкви (для чего потребовалось бы более подробное и тщательное их изучение, к тому же многия иконы потемнели, записаны), отметим лишь те, кои являются наиболее старинного стиля иконописания, по общему приему писем могут быть отнесены к XVI-XVII в.в.
1. Икона Преображения Господня. Риза на ней вышита золотом и украшена жемчугом и стразами.
2. Икона Всемилостивого Спаса Смоленского с молящимися; риза и венец на Спасителе, серебряные, венец позолочен и украшен бриллиантами.
3. Икона Иоанна Предтечи с серебряными венцом и цатой.
4. Икона Божией Матери Всех скорбящих.
5. Икона Божией Матери Одигитрии с ризой, украшенной жемчугом и разноцветными вставочками. Оклад из серебряной басмы.
6. Икона Живоначальной Троицы с 22 венчиками и окладом из серебряной басмы.
7. Икона Алексея человека Божия.
8. Образ Спаса (на паперти во входе в теплый храм). 1 сажен вышины, 2 аршина ширины. Местами сильно попорченный. Фон цвета потемневшего золота, лик совершенно темный, характерные светлые надбровные дуги и веки. Образ этот находился раньше в холодном храме.
9. Икона Обрезания Господня. Интересна по композиции и краскам. На одеждах много темных красных тонов. Одеяние Богородицы темнозеленое с золотыми прорезями.
10. Икона Евхаристии. Имеет надпись: «Иже Херувимы». Интересна композиция образа; в средине Спаситель, вверху Бог Саваоф, над ними купола церквей, внизу под Спасителем изображение царских врат; святые двумя полукругами около Спасителя и Бога Саваофа, внизу же, около царских врат, они, расположенные по прямой линии, поднимаются к концу иконы. Фон иконы – потемневшего золота. Изображения святых темные, местами красные с черным.
11. Образ Богоматери. На нем старинные украшения стального цвета на медных и серебряных пластинках с узорами из ценных камней и жемчуга.

В нижнем теплом храме обращает внимание небольшой чеканный образ св. Андрея Первозванного. Святой изображен во весь рост, со свитками в руке. Над ним благословляющий Христос. Прекрасна на образе на лице и одеждах апостола разноцветная финифть. На оборотной стороне характерная надпись. [*] [«В лето от сотворения миpa 7212 году, в славном, преименитом, царствующем и богоспасаемом граде Москве, при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малые и белые России Самодержца и при сыне Его Государеве Блеговерном Государе Царевиче и Великом Князе Алексее Петровиче, меж патриаршества, постройся сей святый образ Святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного на Вологду в Государево дворцовое село Фрязиново, в церковь Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Рождества честного и славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна и Святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного по обещанию книг печатного дела батщика Семена Емельянцева, сына Герасимова, в лето от Рождества Христова 1703 года, месяца Ноемврия в 8 день».]
Отметим еще, что, по мнению проф. Шляпкина, [**] [«Святцы Несговорова», Художеств. Сокр. России 1903. ] в Андреевской церкви есть иконы Новгородских писем. Являются ли упомянутые нами иконами Новгородских писем, судить трудно, но нет основания предполагать невозможность такого суждения: Новгород издавна был в тесных отношениях с Вологдой, и иконы писем Новгородских могли попасть и за пределы периферии Новгородской.

_________________________________



Фото  из книги: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966

_________________________

Статья 4

Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966

В южной части Заречной стороны в XVI–XVII вв. располагалось дворцовое село Фрязиново. Здесь селились иностранцы, в основном приезжие купцы, именовавшиеся в Древней Руси «фрязинами». Около 1670 г. (по другим источникам – в 1687 г.) во Фрязинове, на берегу реки, была возведена церковь Спаса Преображения, иногда называемая также Андрея Первозванного (Набережная VI армии, 205), которая существует и по сей день (илл. 52). Внешне она выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII – начала XVIII в. Это – кубический, первоначально пятиглавый объем с пониженным прямоугольным алтарем и папертью, поставленный на подклет, в котором располагался придел Андрея Первозванного. Подклет, с выдвинутой к востоку алтарной частью в виде двух апсид, также типичен для многих памятников Вологды. Наружное убранство здания сильно изменено, но, судя по отдельным сохранившимся фрагментам (граненые столбы паперти, завершающий куб карниз и над ним, с каждой стороны, – три крупных, редко расставленных кокошника), было довольно нарядным. От пятиглавия остался лишь центральный барабан с главой. Примыкающая с запада к церкви колокольня, безусловно, одна из лучших в Вологде. Она поставлена строго по продольной оси здания, что является сравнительно редким приемом для местного зодчества. Нижний ярус ее трактован также не совсем обычно: он решен как крыльцо на четырех столбах-кубышках, с открытыми арками (позднее заложены и укреплены контрфорсами) и висячими в них гирьками. На этом ярусе вздымается стройный восьмигранный столп со звоном вверху, увенчанный нарядным шатром с гуртами, двумя рядами обрамленных наличниками слухов и миниатюрной главкой. 
Особенно интересен интерьер церкви Спаса Преображения, аналогичный Никольскому храму. Здесь мы находим те же два мощных квадратных столба в центре основного помещения с тождественной системой подпружных арок и коробовых сводов, прорезанных пятью световыми отверстиями барабанов глав (малые угловые позднее заложены). Отличие заметно только в использовании дополнительных арочек в углах для перехода к малым барабанам. Известно, что в Вологде прежде существовал еще один двустолпный храм, относящийся к более раннему времени, чем Никольский и Спасо-Преображенский. Это – церковь Иоанна Предтечи в бывшей Дюдиковой пустыни, построенная по челобитью «москвитина», гостя гостиной сотни С. Казакова от 30 ноября 1653 г. Она представляла собой большое здание соборного типа, без подклета, с пятью световыми главами, а также с трехапсидным алтарем, папертью и шатровой колокольней с запада. Двум столпам в ее интерьере в известной мере соответствовали фасадные членения стен лопатками: трехчастное – на восточной и западной и четырехчастное – на северной и южной, хотя завершение всюду оставалось одним и тем же: в виде трех закомар. Очевидно, этот храм и послужил прототипом других двустолпных памятников Вологды XVII в. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII в. довольно широкое распространение. Не лишено вероятности, что определенную роль в появлении двустолпия в Вологде сыграли и местные северные традиции, которые сложились здесь еще в XVI в. на основе аналогичных храмов, созданных в Кирилло-Белозерском и Спасо-Прилуцком монастырях. Из церкви Спаса Преображения во Фрязинове происходит такой относительно редкий памятник, как тощая резная свеча, вернее, подставка для свечи из полого куска дерева (ныне в Вологодском музее). Это – довольно большой деревянный цилиндр, поверхность которого украшена мягким рельефным, резным с позолотой узором с орнаментальными клеймами. Резное узорочье в виде вьющихся стеблей, геометрических завитков и пышных розет, словно кружево, равномерно оплетает тулово изделия; фон появляется лишь в клеймах, подчеркивая высоту и пластику рельефа. Верх свечи украшен красиво вырезанной орнаментальной надписью: «Лета 7172 (1664) году месяца июля в 19 день на память святого мученика Емелияна построена бысть свеща сия в церковь Преображения господня по обещанию Тимофея Иванова». Традиции подобной резьбы восходят к декору древних плоскорельефных резных деревянных изделий XII–XVI вв.

Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966


______________________


Фото: УИЛЬЯМ КРАФТ БРУМФИЛД

______________________
Статья 5

Источник: Т. В. Касьяненко. Путеводитель. Вологда., 2009

В нижней части Заречья, на берегу, ниже по течению реки Вологды во второй половине 17 столетия была возведена церковь Спасо-Преображенския "во Фрязинове". Архитектура ее искажена более поздними перестройками: от пятиглавия остался лишь центральный барабан, но примыкающая с запада шатровая колокольня, легкая и ажурная - сохранила свой изначальный вид.

Источник: Т. В. Касьяненко. Путеводитель. Вологда., 2009
Категория: Город Вологда | Просмотров: 457 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0