Церковь Иоанна Предтечи в РощеньеИоанно-Предтеченская Рощенская
Церковь Иоанна Предтечи, находящаяся на юго-восточной стороне площади Революции, – единственный сохранившийся памятник большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Три других храма – Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградский собор и церковь Николы на Сенной – были разобраны в период с 1924 по 1972 год. Церковь Иоанна Предтечи названа по главному престолу холодного храма, освященного во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Вторая часть названия – в Рощенье (встречается написание в Рощении) – происходит от местности, которая простиралась от нынешней площади Революции до церкви Кирилла Белозерского в Рощеньи (створ Советского проспекта и улицы Первомайской). Название свидетельствует о наличии на этом месте в древности каких-то рощ. Часть историков убеждена, что этот топоним возник еще в дохристианские времена, так как речь может идти о священных рощах-капищах язычников. Точная дата возникновения храма неизвестна. Ряд исследователей связывает постройку церкви со временем правления Ивана Грозного. Первое ее официальное упоминание датируется 1618 годом. Согласно сведениям, указанным в окладных книгах XVII века, храмовый ансамбль включал в себя зимнюю деревянную церковь Алексия, митрополита Московского, холодную деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и отдельно стоящую колокольню. Приход церкви, насчитывающий 77 дворов, принадлежал к числу одних из самых богатых в Вологде. О внушительности церковных строений прихода можно судить по челобитной Вологодскому архиепископу Гавриилу 1618 года, где церковь именуется монастырем. Деревянная зимняя церковь Алексия сгорела во время грозы 26 мая 1698 года. Летнюю Иоанно-Предтеченскую церковь удалось отстоять от огня. Во избежание дальнейшего распространения пожара колокольня была специально растащена. «И как та колокольня упала, и в то число чуть не убило главой бывшаго твоего архиерейскаго подьяка Никитку Христофорова. А из церкви Божии святыя иконы и книги и ризы и всякую церковную утварь вынесли все в целости. А которые, государь, около монастыря дворы, и те дворыотстояли, только кровли и верхи сломали». 23 мая 1710 года состоялась закладка каменной церкви, о чем сохранилась надпись в простенке между окнами у левого клироса: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, зачата бысть сия святая церковь каменным строением, тщанием и радением сея церкви всех приходских людей, во имя святаго славнаго Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Московскаго и всея России Чудотворца, на память преподобнаго отца нашего Михаила, Епископа Синадскаго и обретения честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия Епископа, Ростовскаго Чудотворца, лета 1710, Маия 23 дня». Дата окончания строительства и освящения храма во имя Иоанна Предтечи неизвестна. В ряде краеведческих работ называется 1728 год. А вот дата росписи четверика известна точно – 1717 год. На клеймах не сохранилось имен художников. Существует предположение, что руководил росписью знаменщик Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова, автора фресок вологодского Софийского собора. Фрески представляют большой интерес. Они поновлялись (реставрировались) в 1856-1859 годах, вследствие чего появились тона, не свойственные росписи начала XVIII века. Здание каменной Предтеченской церкви состоит из двух одноэтажных отделений: холодного и теплого. Колокольня, пристроенная к теплой части храма, до середины XIX века была невысокой и заканчивалась шатровым верхом. В 1865 году на средства прихожанина купца В. А. Леденцова она была разобрана до звона и значительно надстроена, а шатровый верх заменен высоким остроконечным шпилем. Ранее – в 1851 году – деревянная ограда вокруг церкви была заменена каменной с железными решетками и двумя небольшими, но массивными восьмиугольными башнями на западных углах. В холодной церкви располагался престол во имя усекновения главы Иоанна. В теплой церкви было два престола: на северной стороне – во имя Святого Алексия, митрополита Московского, на южной – во имя Святого Иннокентия Иркутского. Сооружен Иноккентиевкий престол в 1832 году на средства представителей известного вологодского купеческого рода Свешниковых. Как-то один из Свешниковых, находившийся в зимнее время по торговым делам в Иркутске, возвращался в Вологду вместе с женой и грудным младенцем. По дороге ребенок случайно выпал из повозки. Через некоторое время Свешниковы обнаружили пропажу и стали горячо молиться святителю Иннокентию Иркутскому о спасении чада. Развернув лошадей, они помчались обратно. Ребенок был найден живым и невредимым… Первоначально Иннокентиевский придел помещался в тесном юго-восточном углу теплой церкви. В 1860 году на средства купца Мешинникова теплая церковь с южной стороны была увеличена каменной пристройкой, и в 1863 году престол Иннокентия Иркутского перенесен туда. Этот придельный храм освящен 19 января 1864 года преосвященным Христофором, епископом Вологодским и Устюжским. В 1920-е годы прихожане Иоанно-Предтеченского Рощенского храма одними из первых в Вологде начали сбор средств в фонд Помгола (Помощи голодающим). В феврале 1924 года церковь Иоанна Предтечи была закрыта вместе с Софийским собором и храмами площади Революции – Спасо-Всеградским собором, Николы на Сенной, Афанасьевским. Причиной закрытия церквей послужил переезд советских партийных учреждений в здания, примыкающие к площади Революции, а также предстоящее сооружение по соседству с храмом памятника В. И. Ленину. Вместе с тем, уже тогда Иоанно-Предтеченский Рощенский храм был признан большой исторической ценностью и передан Главнауки. По этой причине вопрос о разрушении церкви не поднимался. В 1930 году в бывшем храме был открыт антирелигиозный музей, позднее в нем находился детский театр. Известно также, что в разное время в нем располагались архив ЗАГСа, склад кинофикации (вероятно потому, что храм находился недалеко от кинотеатра имени Горького), билетная касса аттракционов. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье с фресками, 1710 г., каменная, Детский парк (ныне Советский пр., 1)» была взята на государственную охрану как объект историко-культурного наследия федерального значения. В 1960-1970-х годах проводилась реставрация памятника. В 2006 году церковь Иоанна-Предтечи в Рощенье возвращена верующим. 7 июля 2006 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, здесь был отслужен первый молебен, который возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. | Церковь Преподобного Кирилла Белозерского в РощеньеКирилло-Рощенская, Рощенская
Церковь Кирилла Белозерского располагается на правом берегу реки Вологды, рядом с пристанью. Освящена она в честь популярного на Русском Севере святого – Кирилла Белозерского. Помимо нее в Вологде была еще одна церковь Кирилла Белозерского – на Соляном дворе, позднее ставшая семинарской (при Вологодской Духовной семинарии). Вторая часть названия храма – в Рощенье (Рощение) – свидетельствует о наличии на этом месте в древности каких-то рощ. Часть историков убеждена, что топоним этот возник еще в дохристианские времена, и речь здесь может идти о священных рощах-капищах язычников. Кирилло-Рощенская церковь относилась к древнейшим и наиболее богато украшенным храмам города Вологды. Точная дата ее постройки неизвестна. Клировые ведомости относят возведение храма к середине XVII века, что подтверждается архитектурными особенностями алтарной части храма и запечатленной на старых фотографиях шатровой колокольни. Основной объем церкви представляет собой одноглавый двусветный продолговатый четверик, оригинально обработанный поверху рядом маленьких закомар. Стены четверика убраны пилястрами, окна украшены наличниками в русском стиле. Купол барочных форм (сильно изогнутый) имел одну главку. После 1780 года Кирилловская церковь в Рощенье была сильно перестроена. У храма появились: двухэтажный корпус, вобравший в себя основание колокольни, и большая продолговатая трапезная с двумя маленькими главками над приделами – Космодамианским, Иоанно-Предтечинским, Варваринским и во имя преподобного Павла Препростого. Колокольня была очень стройной и едва ли не лучшей в городе. Узкий длинный (3-4 этажа высотой) восьмигранный стержень заканчивался звоном. Шатер с четырьмя рядами слуховых окон имел небольшие размеры, но выделялся среди других колоколен отличными пропорциями. Позднейшие пристройки сильно изменили первоначальный внешний вид церкви. По ним многие историки ошибочно датируют церковь концом XVIII века. 30 декабря 1866 года в церкви вспыхнул пожар. Огонь уничтожил иконостасы теплого и холодного храмов, большие паникадила и прочую церковную утварь, деревянный пол, оконные рамы и стенную роспись. Церковь понесла серьезный ущерб, находилась в опустошении. Богослужение в ней было прекращено. Прихожане и причт Кирилловской Рощенской церкви обратились с воззванием к соотечественникам, прося оказать им посильную помощь в деле возрождения храма. Дата возобновления службы неизвестна. Верхний холодный храм Кирилло-Белозерской церкви был закрыт одним из первых в Вологде – 24 декабря 1918 года. В 1926 году после закрытия Спасо-Всеградского собора, что стоял на площади Революции, в нижнюю церковь Кирилла Белозерского в Рощенье была перенесена чудотворная икона Всемилостивого Спаса, написанная местным иконописцем за один день – 23 октября 1654 года – во избавление Вологды от эпидемии чумы. В конце того же 1926 года икона была передана в краеведческий музей. В декабре 1927 года во ВЦИК через Вологодский губисполком было направлено ходатайство Биржи труда о предоставлении коллективу безработных помещения для кондитерской фабрики. Наиболее подходящей для этого признавалось здание действующей Кирилло-Рощенской церкви. В результате 9 февраля 1928 года церковь была закрыта, как указывалось в документах, «ввиду острого жилищного кризиса». С 1929 года в ее здании помещались различные мастерские, созданные для безработных: переплетная, кулечная и игрушечная. В 1937 году здесь уже работала мастерская артели «Красный полиграфист», затем Вологодская обойная фабрика. Колокольня и глава были сломаны. На месте колокольни вплотную к бывшей трапезной пристроен корпус фабрики, почти полностью скрывший храм со стороны Советского проспекта. В настоящее время церковное здание занято одним из производственных предприятий города. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Церковь Кирилла Белозерского, конец XVIII в., каменная, Советский пр., 37» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. | Церковь Федора СтратилатаФедоровская
Основание церкви святого великомученика Феодора Стратилата связывают с одним из приездов в Вологду царя Ивана IV Грозного. Существует легенда о том, что монарх, находясь в Вологде, получил известие о рождении в Москве сына Федора. В честь небесного покровителя младенца – Федора Стратилата – и был освящен этот храм. Строительство церкви по поводу какого-либо радостного события, к примеру, победы в сражении, рождения наследника, избавления от эпидемии, было в средние века весьма распространенным явлением. Будущий царь Федор родился в 1557 году, однако, установлено, что в год рождения сына Иван IV не мог находиться в Вологде. При этом известно о существовании храмозданной грамоты, в которой указывалось на то, что деревянная Федоровская церковь была возведена по приказу Ивана Васильевича и освящена во время его пребывания в Вологде. Об этом свидетельствовало и наличие в церкви придела во имя Иоанна Воина, небесного покровителя царской особы. Придел этот даже в начале ХХ века называли Царским. В Писцовой книге 1617 года указывается на существование в Вологде Федоровского сорока, состоящего из 40 дворов, расположенных около церкви Федора Стратилата. Менее чем в 50 метрах от Федоровской церкви находился дом купца Гоутмана, в котором во время своего последнего приезда в Вологду в 1724 году останавливался Император Петр Великий. Относительно времени возведения каменной церкви Федора Стратилата сведения весьма противоречивы. «Вологодский календарь» за 1893 год относит постройку церкви к 1628 году. Историк И.К. Степановский, автор «Вологодской старины», и Б.И. Дунаев, написавший книгу «Северно-русское гражданское и церковное зодчество» – ко второй половине XVII века. Вологодский историк И.Н. Суворов считал, что каменное культовое здание возвели в первой половине XIX века. Существование подобных данных объясняется тем, что церковь неоднократно горела и впоследствии перестраивалась. Частые поправки и перестройки значительно изменили первоначальную архитектуру храма. Церковь Федора Стратилата имела высокий подклет, который, по существу, является наиболее характерным признаком вологодского каменного зодчества XVII века. Храм представлял из себя одноглавый четверик с небольшой трапезной с приделом Иоанна Воина. С запада к трапезной примыкал четверик изящной шатровой колокольни. Вход в церковь осуществлялся через высокое крыльцо справа от колокольни. В XIX веке по причине малочисленности общины храм Федора Стратилата был приписан к церкви Кирилла Белозерского в Рощенье. По этой же причине храм уже в январе 1924 года попал в список культовых учреждений, подлежащих закрытию. Практически все закрытые церкви в спешном порядке приспосабливались под государственные и общественные нужды. Другой вариант использования храмовых зданий подразумевал их полную разборку с целью получения кирпича и железа для строительных нужд. 6 апреля 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета было принято решение о разборке ряда церковных оград и церквей, в число которых попал и храм Федора Стратилата. Церковь окончательно разрушена в 1936 году. | Церковь Петра и Павла в Новинкахапостолов Петра и Павла, Петропавловская Новинская
Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в Новинках возведен в 1560-70-х годах, хотя построен намного раньше и не в Новинковской слободе, а в районе между устьем реки Золотухи и зданием Вологодского духовного училища (бывшая вечерняя школа № 1). В 1560-х годах Иван Грозный начинает масштабные работы по сооружению Вологодского кремля. Для строительства крепостной стены и башен нужны были свободные территории, поэтому монарх приказывает разобрать часть деревянных домов и церквей и перевести их на новое место – вниз по течению реки Вологды. Местность, куда была перевезена церковь Петра и Павла, получила наименование Новинковской слободы или Новинок. Топоним, ныне не употребляющийся, говорит о самом факте освоения новой территории. Географически слобода располагалась между местечком Рощенье (от нынешней площади Революции до речной пристани) и селом Кобылино по Московской дороге. Название слободы постепенно перешло к ее главной улице – Новинковской (ныне часть Советского проспекта). В XVII веке, во время бурного развития торговли Московского государства с Западной Европой через Вологду, Великий Устюг и Архангельск, в Новинках открываются торговые дома иностранных купцов. В исторических документах упоминается наличие в окрестностях деревянного храма Петра и Павла «немецкой слободы». В 1772 году вместо обветшалой деревянной Петропавловской церкви возводится каменная. По форме постройки – одноэтажный храм барочной формы – она схожа с Владимирской холодной церковью. Колокольня приятных пропорций состояла из четырехгранной и восьмигранной призм, а верх ее был подобен завершению главной части храма. Среди мотивов убранства церкви появляются некоторые новшества: фигурные пилястры, зигзагообразные наличники над окнами и прочее. В храме имелось три придела – Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме села Кобылино. Рядом с Петропавловской церковью размещался казенный дом для причта. Помимо жителей Новинок храм Петра и Павла посещали также больные из расположенной поблизости губернской земской больницы (ныне горбольница №1). В 1871 году к храму была приписана больничная домовая церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». 30 января 1930 года под предлогом ненадлежащего содержания культового здания и малочисленности прихода, постановлением президиума окрисполкома был расторгнут договор на пользование храмом с православной общиной святых апостолов Петра и Павла. Интересно, что исторические документы того времени, наоборот, отмечают рост числа прихожан: в 1923 году община состояла из 70 человек, в 1926 – из 103. 6 апреля 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета принято специальное решение о разборке под нужды строительства церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей городского коммунального и административного отделов, окрпрофсоюза, техностроя и губмузея нашла возможным в числе прочих храмов разобрать и Петропавловскую церковь. Планам этим не суждено было сбыться, однако здание лишилось завершения и колокольни. Были конфискованы и отправлены на переплавку 11 храмовых колоколов общим весом более 115 пудов. В 1937 году в бывшей церкви Петра и Павла располагался маслозавод. В послевоенное время – макаронный цех хлебокомбината № 1. После пожара 1990 года, когда обрушились своды трапезной, бывший храм не использовался и медленно разрушался. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Церковь Петра и Павла, третья четверть XVIII в., каменная, Советский пр., 69» отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения. В конце 1990-х годов стали вестись разговоры о необходимости возрождения церкви, расположенной у городской больницы. В начале 2000-х годов Петропавловская церковь была приписана к церкви Покрова на Козлене, однако у Покровской общины средств на возрождение святыни не нашлось. Работы по восстановлению храма начались в 2008 году по инициативе предпринимателя П. А. Васева. В октябре представители фирмы «Континент», Комитета историко-культурного наследия Вологодской области и Дирекции по использованию и реставрации памятников истории и культуры области провели первый субботник по очистке территории объекта культурного наследия от мусора. Предшествовал началу работ молебен, который совершил настоятель храма Покрова на Козлене о. Валерий (Бурков). Проект реставрации храма, разработанный архитектором Еленой Никитиной, был одобрен Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области и Епархиальным советом. За первые три года ремонтно-реставрационных работ полностью восстановлен придел, частично восстановлена колокольня, сделана опалубка под свод над трапезной. Ведутся работы по восстановлению кирпичного свода трапезной и устройству крыши. В ближайшие годы планируется возобновление богослужений в отреставрированной части Петропавловского храма. |
|
|