Церковь Рождества Богородицы на Нижнем ДолуБогородице-Рождественская, Богородице-Нижнедольская церковь
Строительство деревянного храма Рождества Богородицы на низком берегу реки Вологды историки относят к концу XVI – началу XVII века. Этот храм был уничтожен пожаром в 1773 году. В 1779 году на его месте стараниями прихожан возведена каменная церковь. На ее колокольню перенесли старинные колокола из старого храма. Клировые ведомости церкви датировали колокола 1601 годом. Свое название церковь получила по главному престолу – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, – который располагался в летней части храма. В зимней части было два престола: во имя Николая Чудотворца и во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца. «Географическая» составляющая названия церкви объясняется следующим образом: долом в старину именовали низину, низкий берег, затапливаемый в паводок. «Нижний» означает расположение церкви в низовьях реки. Выше кремля на реке Вологде существовала церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу. В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. В 1892 году численность прихожан составляла 180 человек. Средства на существование храма и его развитие поступали не только от прихожан, но и от торговых людей, занимавшихся водными перевозками и торговлей. Пристани и лесопильни в районе храма Богородицы на Нижнем Долу существовали до ХХ века. Церковь Богородицы на Нижнем Долу состоит из небольшого четверика, перекрытого купольной кровлей, которую украшала одна главка. Небольшая трапезная связывает куб с невысокой двухъярусной колокольней шатрового типа, по мнению дореволюционного исследователя Г. К. Лукомского «хороших пропорций». В облике храма угадываются формы, характерные для XVII века. Иконостас храма был сделан в середине XVII века. По характеру резьбы деталей царские врата, по мнению того же Г. К. Лукомского, очень похожи на резные царские врата костромской церкви Воскресения на Дебре. В храме имелось много старинных икон. Наибольший интерес представляли иконы Ильи Пророка «Огненное восхождение» и Николая Чудотворца с изображением его жития. В начале 1920-х годов советская власть нанесла по церквям Вологды первый удар. Храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу по причине своего относительно окраинного размещения в первые годы борьбы с религией избежал закрытия и разрушения. Однако, в ходе кампании по оказанию помощи голодающим из церкви была изъята часть ценностей. 23 января 1924 года на заседании судебной коллегии Уголовного отдела Вологодского губернского суда рассматривалось дело по обвинению священника Богородской Нижнедольской церкви о. Александра Дмитриевского в сокрытии церковных ценностей во время проведения кампании 1922 года. Последняя служба прошла в Богородице-Рождественском храме 13 марта 1930 года. В том же 1930 году храм значился в списке церквей Вологды, подлежащих сносу. Однако городские власти ограничились лишь ликвидацией завершения четверика и снятием креста с колокольни. В здании бывшего храма последовательно размещались зеркальное производство, материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек, ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности, другие предприятия. Решением исполкома областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 «Церковь Рождества Богородицы, каменная, Набережная Кедрова (ныне Пречистенская набережная), 1» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время церковь Рождества Богородицы на Нижнем Долу находится в полуразрушенном состоянии. Требуется проведение полного комплекса ремонтно-реставрационных работ.
| Церковь Сошествия Святого Духа (1654)
Свято-Духов Спасо-Каменный мужской монастырь; утрачен; Вологда, ул. Предтеченская |
|

Соборная холодная церковь Сошествия Святого Духа ( Духовской храм) - первая каменная церковь на территории Свято-Духова монастыря. Она была построена на средства, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем.
Церковь Сошествия Святого Духа была одноэтажной, пятиглавой, однопрестольной.
В 1810 - 1811 годах с западной стороны к церкви пристроена трехъярусная колокольня. В 1871 и 1872 годах церковь и колокольня, обветшавшие от времени, были отремонтированы.
В годы советской власти Свято-Духов монастырь был полностью разрушен. Ныне на его территории располагается стадион "Динамо".
| Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (теплая) (1860 - 1867) Свято-Духов Спасо-Каменный мужской монастырь; утрачен; Вологда, ул. Предтеченская |
|
В житии преподобного Галактиона, вологодского чудотворца, основателя Свято-Духова монастыря, говорится о том, что им было предсказано нападение на Вологду польско - литовских войск в сентябре 1612года. Незадолго до "вологодского разорения" он убеждал вологжан покаяться и по примеру предков, как в дни моровых поветрий, пожаров и других общественных бедствий, на месте своей кельи единодневно выстроить храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, которая избавит город от нашествия и защитит его жителей. Вологжане не поверили пророчеству, и с 22 по 25 сентября 1612 года город был разграблен и многие его жители погибли. Спустя несколько лет после смерти Галактиона, преосвященный Варлаам II, архиепископ вологодский и великопермский ( управлявший с 1627 по 1645 гг.) повелел написать житие Преподобного и на месте его благочестивых подвигов построить по его завещанию деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Год построения первоначальной деревянной Знаменской церкви в Свято-Духовом монастыре, равно как и каменной, воздвигнутой позже на ее месте, точно неизвестен.
Каменная церковь Знамения, заменившая древнюю деревянную, обгорела 13 марта 1854 года, и остатки ее были разобраны в 1860-м. На том же месте в 1860 году, при архимандрите Дионисии, была заложена, и в 1867 году освящена новая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы: двухэтажная, пятиглавая, четырехпрестольная.
В верхнем этаже церкви располагался один престол - во имя Знамения Божьей Матери, храмовый праздник в честь иконы Знамения отмечался ежегодно 27 ноября. В нижнем этаже - три престола: на северной стороне - престол во имя ростовских чудот- ворцев, святителей Димитрия и Иакова; наюжной стороне - престол во имя Святого Благоверного Князя Иоасафа Каменского; средний - престол во имя преподобного Галактиона, Вологодского чудотворца.
Освящение придельных храмов во имя Преподобного Галактиона и князя Иоасафа Каменского, а также перенесение мощей последнего из соборного храма Сошествия Святого Духа в церковь Знамения Пресвятой Богородицы состоялось 27 ноября 1867 года и было совершено Архипастырем Вологдским в соучастии избранного духовенства города, в присутствии начальника губернии.
В Галактионовом храме, на левой стороне, под аркой, покоились мощи преподобного Галактиона, основателя монастыря. Над ним была устроена деревянная, обложенная медными чеканными посеребренными листами, рака, на которой положен был образ преподобного Галактиона в серебряной позолоченной ризе с серебряным венцом. Над ракой - металлическая сень, по верхнему краю которой вычеканена надпись: "Святой преподобно-мучениче Галактионе моли Бога о нас". В том же храме справа, напротив раки преподобного Галактиона, находилась рака с останками мощей Святого Благоверного князя Иоасафа Каменского.
В годы советской власти Свято-Духов монастырь был полностью разрушен. Ныне на его территории располагается стадион "Динамо". | Церковь великомученицы Екатерины во ФлоровкеЕкатерининская, Катерина

Церковь великомученицы Екатерины находилась на небольшой площади у пересечения улиц Екатерининской-Дворянской (в народе ее называли Екатерино-Дворянской (ныне ул. Герцена)) и Екатерининской (ныне ул. Предтеченская), недалеко от южной стены Свято-Духова монастыря. Свое название церковь получила по имени главного придела – Екатерининского – и местности, где располагался храм. Название «Фроловка» произошло от церкви Флора (в просторечии Фрола) и Лавра, переосвященной позднее в храм Николая Чудотворца на Глинках. Первые документальные сведения о храме относятся к началу XVII века. Церковь Екатерины во Фроловской улице упоминается в писцовой книге Вологды за 1627 год: «Во Фроловской улице церковь святой мученицы Екатерины древяна клецки, а в церкви Божие милосердие образы, и книги, и на колоколнице колокола». При церкви был придел во имя преподобного Кирилла Новозерского, празднование которому совершалось 4 февраля и сопровождалось малой вечерней, всенощным бдением с акафистом и ранней литургией. Около двухсот лет церковь оставалась деревянной. Известно, что в 1626 году деревянная Екатерининская церковь сгорела, а в 1628-м была отстроена заново. Деревянным храм просуществовал до 1706 года, когда вновь пострадал при пожаре. В середине XVIII века около этого храма 19 лет жил с семьей сосланный в Вологду Иоганн Эрнст Миних – видный российский политический деятель, автор книг о царствовании Анны Иоанновны. Строительство каменной церкви великомученицы Екатерины во Фроловке началось в 1776 году при преосвященном Иринее (Братановиче) и велось в несколько этапов до середины XIX столетия. Церковные описи свидетельствуют, что многочисленная утварь и иконы из старой деревянной церкви были перенесены в каменную. Среди наиболее почитаемых икон храма можно выделить две, признававшиеся прихожанами чудотворными. Это старинная храмовая икона Святой Великомученицы Екатерины и икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», написанная в марте 1831 года во время холерной эпидемии. Ежегодный праздник в честь этой иконы с хождением с чудотворным образом по домам прихожан совершался 24 октября. Одноглавая трехпрестольная церковь, окруженная каменной оградой, была возведена в барочном стиле. Четверик имел купольное завершение. В 1887 году теплая церковь была расширена, с западной стороны к ней примыкала трапезная, над которой возвышалась круглая колокольня с высоким четырехгранным шпилем. С западной стороны к колокольне сделали пристройки. Холодный храм примыкал к теплому с восточной стороны. Екатерининская церковь имела одноапсидный алтарь, пятигранный с отдельной главой. Трапезная с двумя главами над приделами во имя Феодоровской иконы Божией Матери и Иоанна Воина несколько выдавалась по бокам главной части храма. Храм был богато убран карнизами и полуколоннами. Если первоначально Екатерининская церковь была малоприходной, то в XIX – начале XX вв. она становится одной из самых известных и престижных. Росту числа прихожан, а соответственно и церковных доходов, способствовали удобное местоположение храма (в центре города, в непосредственной близости от Свято-Духова монастыря) и застройка Екатерино-Дворянской улицы большими дворянскими домами. В 1787 году в Екатерининской церкви крестили будущего поэта Константина Батюшкова. 5 ноября 1861 года здесь венчался будущий авиаконструктор Александр Федорович Можайский с Любовью Дмитриевной Кузьминой. Снаружи, на восточной алтарной стене храма, в раме под стеклом висела большая икона Спасителя, пред которой горела лампада. Многие проходящие мимо храма обращали свой молитвенный взор на образ, при этом осеняя себя крестным знамением. По воспоминаниям современников, 7 декабря, в день великомученицы Екатерины, храм был полон народу. На колокольне устраивалась «иллюминация» из разноцветных электрических лампочек. В Екатерининском храме в качестве священника в течение всего 1901 года и в период с 1927 по 1930 год служил епископ Вельский, викарий Вологодской епархии Николай (Караулов), чья жизнь оборвалась в застенках НКВД. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал священномученика Николая (Караулова) Вологодского. Холодный храм Екатерининской церкви был закрыт одним из первых в Вологде – 24 декабря 1918 года. Службы в теплом храме завершены 31 декабря 1929 года. В газете «Красный Север» от 11 февраля 1930 года был опубликован репортаж с субботника по снятию колоколов с храмов города, в число которых вошла и Екатерининская церковь. В апреле 1930 года специальная комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отдела, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным признать подлежащей к слому Екатерининскую церковь. Однако госучреждения остро нуждались в помещениях. По этой причине в 1930-х годах Вологодское управление НКВД, размещавшееся по соседству, в Свято-Духовом монастыре, перестроило опустевший храм под ведомственную столовую и магазин. В начале 1950-х произведена частичная разборка церкви, признанной не имеющей исторической, художественной и архитектурной ценности – храм лишился колокольни и алтаря. В 1960-х годах в помещении располагался клуб и спортзал КГБ-МВД. Окончательно храм разобран в середине 1960-х годов. На его месте в настоящее время находится проезжая часть улицы Предтеченской и стоянка автомобилей перед бассейном «Динамо». |
|