35. Владимирская церковь (холодная) (1759-1764) Сохранена; Вологда, Благовещенская, 46-а |
|
Церковь Владимирской Богоматери находится в центральной части города, на углу улиц, которые прежде назывались Санкт-Петербургской (ныне ул. Ленинградская) и Большой Дворянской (ныне ул. Октябрьская).
Церковь называется Владимирской от главного древнего престола в холодном храме в честь "Сретения иконы Божией Матери Владимирской". В XVI и XVII веках церковь именовалась посадской, а в XVIII и в начале XIX века писалась в документах как церковь, "что у Пороховой башни". Эта башня - остаток бывших городских укреплений - была уничтожена в 1821 году. Холодная Владимирская церковь, существовавшая с середины XVI века, оставалась деревянной до 1759 года, в котором, по благословенной грамоте преосвященного Серапиона, епископа вологодского и белозерского, был заложен каменный холодный храм Владимирской Божьей Матери с приделом Антония и Феодосия Киевопечерских. Он был окончен постройкой и освящен в 1764 году. Позднее, в 1894 году, к церкви была пристроена крылатая паперть.
Владимирская церковь известна как одна из самых значительных и богатых приходских церквей Вологды. В XVII и XVIII веках эта церковь числом бывших при ней приходских дворов ( 80 ) превосходила большую часть приходских церквей города. По ее имени одно из четырех городских благочиний называлось "Владимирской" третью. | В архитектурном отношении Владимирская холодная церковь знаменует, по существу, освоение вологодскими зодчими нового типа храма - ярусного. В этой небольшой церкви нашли отражение очень многие элементы, характерные для культового зодчества города этого времени: отголоски рубленой пятигранной апсиды деревянного холодного храма, традиция "кубического" нарастания объемов каменных сооружений прошлых лет и новое влияние столичной школы.
Внутри холодной церкви располагались три отделения: алтарь, храм и трапезная. Алтарь отделялся от храма каменной стеной с тремя пролетами для царских дверей; из храма в трапезную вели три арки.
В конце XIX века холодная Владимирская церковь была однопрестольной (престол во имя "Сретения иконы Владимирской Божией Матери", давший название храму ). Известно, что прежде в этой церкви существовал второй престол во имя Преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских, упраздненный в 1861 году.
Владимирский холодный храм представлял большой интерес находившимися здесь церковными художественными сокровищами, особенно примечателен большой пятиярусный иконостас в стиле барокко. | 36. Синагога
Согласно исследованию М.В. Пулькина (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН), первые упоминания о наличии в Вологде еврейской общины относятся к 1840-м годам. Местное военное начальство в течение ряда лет выдавало военнослужащим-иудеям деньги «на наем отдельного помещения для молитвословий на время двух праздников: Пасхи и Кущи». Затем деньги выделять перестали, но для богослужений«по распоряжению командира батальона полковника Озерова было отведено помещение в казарме». Вскоре предоставленное воинским начальством помещение оказалось слишком тесным. Тогда евреи «стали нанимать отдельное помещение в частных домах на свой счет». Иудаистские религиозные обряды с 1857 по 1873 год исполнял «за неимением казенного раввина» местный еврей мещанин Я.Т. Куперштейн; он же вел метрические книги. В дальнейшем богослужение и исполнение треб по невыясненным причинам прервалось. В конце 1880-1890 годов в городах Европейского Севера начали формироваться еврейские общины. В 1893 году проживающие в Вологде евреи подали в губернское правление прошение, в котором, «ссылаясь на малочисленность и бедность вологодского еврейского общества», ходатайствовали о причислении их к ведению архангельского раввина. Вологодское начальство, рассмотрев документ, первоначально вынесло отрицательное заключение. Однако, в 1894 году вологодским евреям разрешили для исполнения духовных треб и обрядов приглашать раввина из Рыбинска. К 1908 году относится первое упоминание об избрании раввина для Вологды и Вологодской губернии. По решению Еврейского молитвенного общества, утвержденному губернатором, им стал провизор Е.А. Гейльперин. В 1897 году в Вологде проживало 267 евреев. На рубеже XIX-XX веков в Вологде на Большой Благовещенской улице (ныне ул. Благовещенская) в деревянном исполнении была построена синагога. В 1924 году она закрылась. На общезаводском собрании рабочих Транспортных мастерских Вологды (ныне ВРЗ) был поднят вопрос об открытии заводского рабочего клуба. Под его размещение было выбрано здание синагоги. В 1929 году здесь уже велась клубная работа. Здание клуба ТМВ из-за своеобразной архитектурной формы именовалось среди вологжан «коробочкой». Снесено оно в 1960-е годы. В 1970-х на месте, где стояла синагога, построено одно из лечебных учреждений Вологды. Согласно изысканиям И. А. Подольного, в 1920-х годах велось строительство еще одной синагоги на Большой Козленской улице (ныне ул. Козленская, на месте домов №№ 33 и 35). В ночь накануне официального открытия синагоги всех ее строителей и служителей свезли в ЧК и заставили под угрозой репрессий подписать документ о добровольной передаче здания городским властям. Позднее в этом деревянном здании размещалась станция «Скорой помощи». Имеются данные о строительстве в 1920-х годах синагоги в самом начале улицы Герцена (четная сторона). Накануне ее открытия, как писала газета «Красный Север», евреи города Вологды на своем собрании приняли решение открыть в здании, предназначаемом для культовых целей, клуб. Здесь осуществлялись театральные постановки спектаклей на идиш. И. А. Подольный утверждает, что в здании работала еврейская школа. | 37. Церковь Власия СевастийскогоВласьевская церковь
Время основания храма точно неизвестно. Вероятнее всего, деревянная церковь в Обуховской слободе Вологды появилась в XVI–XVII веках. Кирпичный храм типа восьмерик на четверике с обширной трапезной построен в первой четверти XVIII века. Чаще всего в краеведческих источниках называется 1714 год. Архитектура Власьевской церкви отражала завершающий этап распространения русского стиля, еще не уступающего новому течению барокко. Храм имел четыре престола: Никольский, Симеоновский, Алексиевский и Донской Божией Матери. Церковь включала в себя холодное и теплое отделения, которые в 1897 году были соединены аркой. Трапезная сильно выдавалась по бокам храма и имела две боковые главки. Колокольня церкви была выдержана в классическом, более позднем архитектурном стиле и, очевидно, пристроена позднее: согласно «Известиям Императорской Археологической комиссии» 1915 года, в 1888 году. До перестройки имела шатровый тип. После перестройки стала столпообразной, стройной, состоящей из ряда восьмигранников с высоким шпилем. В церкви святого Власия был крещен Николай Матвеевич Рынин (1777-1837) – вологодский юродивый, местночтимый святой (канонизирован Русской Православной церковью в 1988 году под именем Николая Вологодского). В начале XIX века приход храма был одним из самых больших в Вологде. В 1818 году в нем насчитывалось 600 человек. Власьевская церковь закрыта для богослужения 16 июля 1929 года. Ее община присоединилась к Николо-Глинковской. В опустевшем храме были открыты мельница и хлебозавод. Была снесена изящная колокольня, глава, разобрана алтарная часть. Внутри здания проведена существенная перепланировка, появились новые этажи и полуэтажи. Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 «Церковь Власьевская, начало XVIII в., каменная, ул. Кирова, 12 (ныне Челюскинцев, 12)» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время Власьевская церковь требует ремонтно-реставрационных работ. До недавнего времени в здании церкви располагался продуктовый магазин (закрыт в 2011 году). Сейчас здесь располагаются складские и офисные помещения. |
|