person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Церкви, храмы, часовни Вологды 11
18:53
Церкви, храмы, часовни Вологды 11
 

38. Кафедральный Собор Рождества Богородицы

Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества 

Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом




Храм располагается на территории бывшего Богородского кладбища около железной дороги и Горбатого моста – путепровода, соединяющего площадь перед вокзалом с Пошехонским шоссе.

До конца XVIII века у всех вологодских приходских храмов были свои небольшие кладбища. После серии эпидемий моровой язвы по указу Екатерины Великой в городах Российской Империи для организации кладбищ выделяются земельные участки на окраинах. Первое такое кладбище было образовано в 1781 году недалеко от нынешней церкви Николы на Глинках. В 1782 году землемер Неелов так обозначил местоположение Богородицкого кладбища: «Находится... против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях». Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Глинковским (Встречается наименование «Заглинковское Николаевское»).

Однако Глинковское кладбище просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое кладбище, получившее от кладбищенского храма Рождества Богородицы наименование Богородское. В XIX веке оно становится главным в городе. В годы первой мировой войны на Богородском кладбище был выделен специальный участок для подзахоронения воинов, павших па полях сражений или умерших от ран в вологодских госпиталях. Закрыто кладбище в 1937 году, хотя захоронения на нем (в том числе и ленинградцев-блокадников) осуществлялись и в годы Великой Отечественной войны.

Первая каменная небольшая Богородская церковь на территории кладбища построена, предположительно, в 1780–1790 годах, но уже в 1819 году храм обветшал. Возникла потребность его кардинальной перестройки.

Существующий ныне Рождество-Богородицкий собор построен в 1830-е годы по инициативе церковного старосты А.И. Попова-Тестова на средства, пожертвованные прихожанами.

Архитектура Рождество-Богородицкого храма представляет собой образец развитого ампирного стиля. Главный фасад украшен дорическими портиками типа «в антах» – четыре колонны и пилястры по краям. Перекрытый фронтоном, портик поставлен на выступ нижнего этажа, прорезанный широкой арочной нишей полуовальной формы с двумя столбами внутри, – своеобразный прием, свойственный памятникам Вологды эпохи классицизма. Очень красиво тройное «венецианское» окно в центре, между средними колоннами портика. Высокий круглый барабан с колоколами в арочных проемах, увенчанный куполом с фонарем, эффектно завершает храм, превращая его в необычный для своего времени храм-колокольню. В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.

11 октября 1836 года в теплой церкви освящен престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название всему храму. В 1880 году в теплом храме освящены новые престолы: во имя трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый)) и во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (левый).

В холодной церкви 11 июня 1839 года был освящен престол во имя Рождества Христова. В холодном отделении храма располагались два придельных престола: во имя Максима Исповедника и во имя Святых князей Бориса и Глеба.

Некоторое время службу в Богородицкой кладбищенской церкви вели священники приходских церквей города, в 1839 году при ней был учрежден собственный причт. Основной доход приносила кладбищенская деятельность, отпевание покойных, продажа святого песка с могилы Николая Рынина, известного вологодского юродивого, похороненного на Богородицком кладбище.

Храм Рождества Богородицы – единственная церковь Вологды, избежавшая закрытия в послереволюционный период. Однако в первое десятилетие советской власти причту храма пришлось столкнуться с немалыми трудностями. В 1922 году под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты.

В 1924–1926 гг. обновленцами предпринимались неоднократные попытки зарегистрировать обновленческую общину при Богородском кладбищенском храме. Особым предписанием зав. регистрацией религиозных общин по Вологодской губернии в июне 1924 года предлагалось обновленческую «Ильинскую общину перевести в одну из церквей Богородского кладбища в целях разложения религиозных групп. После перевода церковь закрыть». Между тем, данный шаг обновленцев не получил распространения. Пытаясь получить в свое пользование холодный храм Богородской кладбищенской церкви, представители Вологодского Епархиального управления (обновленцев) неоднократно обвиняли тихоновскую общину в крайней нетерпимости, контрреволюционной, антисоциалистической направленности, а также в том, что она «создавалась искусственно из элементов случайных, распыленных большей частью по другим приходским общинам и представляла собой неорганизованную религиозную фанатичную толпу». В связи с этим, со стороны тихоновцев вспыхнуло своего рода сопротивление. На состоявшемся 15 июля 1928 года собрании общины при обсуждении вопроса о передаче холодного храма Рождества Богородицы обновленческой общине единогласно постановлено: «Ни в каком случае добровольно храм не передавать».

Из отчетов секретных осведомителей ОГПУ можно узнать, что среди верующих нередки были активно-деятельные противники обновленчества. Например, А.А. Стрежалковская проводила «агитацию среди женщин прихода против предоставления одного из храмов Богородской общины Свято-Духовской обновленческой общине». В документах встречаются подобные высказывания: «Обновленцы выносят из храмов иконостасы и в церкви не дают народу креститься, по второму разу женятся и продают дело Христово в руки безбожников», «Если к нам вселят обновленцев, то мы обновленческого попа за волосы вытащим на улицу и с ним разделаемся». Отмечен случай, когда миряне инициировали судебное дело «о выселении обновленцев с Богородского кладбища».

И все же обновленцам, основной костяк которых составляли представители общины бывшего Свято-Духова монастыря, удалось добиться разрешения на пользование холодным храмом Богородской кладбищенской церкви и часовней святого Николая Рынина. Процесс передачи части Богородского храма обновленцам затянулся на довольно длительный срок. В 1926 году, воспользовавшись арестом священника Богородского кладбищенского храма за продажу песка с могилы Николая Рынина, обновленцы вновь стали собирать подписи мирян для создания общины. Однако реализовать свои планы им удалось лишь при явной поддержке ОГПУ. В феврале 1928 года в секретном письме на имя начальника Вологодского Губотдела ОГПУ пришло указание, в котором отмечалось следующее: «Передачу Богородского кладбища необходимо все-таки произвести в самом ближайшем времени, так как этот факт подбодрит обновленцев и будет способствовать обострению разногласий между тихоновцами и обновленцами». В результате проводимой кампании в 1928 году холодный храм Богородской кладбищенской церкви был передан обновленцам. Таким образом, в одном храме совершали богослужение и сторонники патриаршего управления, и обновленцы.

Закрытие в городе православных храмов Патриаршей ориентации привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской церкви (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.

Во второй половине 1930-х власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм. В 1937 году было закрыто для захоронений Богородское кладбище. В одну из августовских ночей 1937-го работниками НКВД арестован весь причт тихоновского Богородского храма за исключением о. Александра Беляева (его не было в ту ночь в городе) и о. Николая Добрякова, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма отца Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца был найден новый священник – о. Анатолий Городецкий.

Несмотря на поддержку властей, в середине 1930-х годов стало очевидно, что обновленцы не способны сохранить свое положение. В связи с этим, в марте 1938 года специальными постановлениями Вологодского горсовета были закрыты принадлежавшие в то время обновленческим общинам Введенская кладбищенская церковь, Воскресенский кафедральный собор (где ныне располагается Вологодская картинная галерея), а декабре 1938 года – и холодная церковь Богородского кладбищенского храма. В закрытом храме первоначально обосновался архив НКВД. В годы войны здесь размещался продовольственный склад.

В результате к 1940 году в Вологде с населением в 90 тысяч человек осталась действующей лишь нижняя церковь Рождества Богородицы. Сюда приходили и приезжали верующие со всех уголков Вологодской области. Особенно много людей собирали службы во время Великой Отечественной войны.

С ее началом вологодское духовенство и паства не могли остаться в стороне от дела победы над немецкими захватчиками. 22 апреля 1943 года в церковь Рождества Богородицы Вологды поступила телеграмма от Верховного Главнокомандующего РККА следующего содержания: «Вологда. Кладбищенская церковь. Настоятелю священнику Анатолию Городецкому. Председательнице общины Евгении Семеновой: Прошу передать членам общины Кладбищенской церкви г. Вологды, собравшим кроме ранее внесенных 300.000 рублей дополнительно 100.000 рублей на строительство танковой колонны, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Православные вологжане просили городские власти и об открытии Воскресенского кафедрального собора. Вместо этого городские власти возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви.

В эти годы храм стал называться Рождество-Богородицким кафедральным собором. Такой статус он сохранил до наших дней.

Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов № 434 от 8 октября 1991 года «Церковь Рождества Богородицы (Рождество-Богородицкий кафедральный собор), XIX в., каменное Богородское кладбище (Говоровский проезд, 2)» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

В 1992 и 2007 годах службы в Рождество-Богородицком кафедральном соборе отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Наиболее почитаемыми святынями храма являются иконы «Скорбящей Божией Матери», «Всемилостивого Спаса», «Казанской Божией Матери» и храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре. В соборе хранится рака с мощами святого благоверного князя Иосафа Каменского, ранее находившаяся в Спасо-Каменном монастыре, а затем в Свято-Духовом монастыре города Вологды.

Особо чтимые храмовые праздники:

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма.

31 октября – Всемилостивого Спаса. Праздник установлен в память об избавлении Вологды от моровой язвы в 1654 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии).

27 мая – Иконы Божией Матери «Скоропослушница» – в память о принесении иконы в Вологду. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Богоматери. После литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма с праздничной иконой.

В 2011 году за счет средств областного бюджета завершены реставрационные работы на живописи собора Рождества Богородицы.

39. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь



Точное время основания храма неизвестно. Вероятнее всего, деревянная церковь рядом с будущей каменной Благовещенской появилась в XVI–XVII веках.

Каменная Благовещенская церковь построена в начале XIX столетия (по клировым ведомостям в 1801 году). Автор книги «Вологодская старина» Степановский относит постройку церкви к первой четверти XIX века (1817 год). Искусствовед Лукомский называл ее лучшей церковью в стиле классицизм, возведенной в Вологде.

В главной своей части церковь имела вид круглой столпообразной башни (ротондальный объем) с полушарным куполом, несущим круглый барабан с маленькой шарообразной главкой и большим крестом. Храм включал три престола: Митрофана Воронежского, Михаила Малеина и Феодосия Тотемского. Алтарная пристройка имела вид небольшой четырехгранной призмы с двускатным покрытием. Трапезная с двумя небольшими боковыми главками традиционно соединяла храм с колокольней, которая венчалась высоким и крайне своеобразным по отделке шпилем.

В ряде источников указывается, что в 1920-е годы Благовещенская церковь неофициально взяла на себя роль закрытого властями Софийского кафедрального собора. В документах Комиссии по изъятию церковных ценностей указывается, что в первую очередь подлежат изъятию ценности из наиболее богатых храмов. Благовещенская церковь подвергалась обследованию дважды. Секретным указанием предписывалось «...изымать все, даже из магазинов церковной утвари. Брать на учет все маленькие предметы».

В период с 1925 по 1930 год настоятелем Благовещенского храма был протоиерей о. Константин (Богословский), приговоренный в 1937 году за антисоветскую деятельность к смертной казни. Священномученик Константин Богословский канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

Благовещенская церковь закрыта в период с 6 по 13 марта 1930 года. В 1930-е годы она стала одним из главных пунктов пересылки для «раскулаченных» крестьян с юга страны. Позже в помещении храма располагались мастерские и «Ленвоенторг». Тогда же своего завершения лишилась главная часть храма. Колокольня была частично разобрана.Благовещенская церковь снесена в середине 1960-х годов. 

40. Церковь Параскевы Пятницы на Пятницком мосту

Параскевы Пятницы, Пятницкая на Болоте, Пятницкая, Пятницкий приход



Точная дата строительства церкви во имя Параскевы Пятницы неизвестна. Большинство исследователей считают, что она была возведена в деревянном исполнении в конце XVII века. Каменное одноэтажное здание, состоящее из невысокого четверика, построили, скорее всего, в конце XVII – начале XVIII веков. На это указывали изящная главка, наличие характерных для того времени закомар правильного полукружия, оконных наличников раннебарочной формы. Позднейшие пристройки – трапезная и колокольня – значительно изменили первоначальный внешний вид храма. Был испорчен прекрасных форм четверик с закомарами, погублена композиция окон обоих этажей. Колокольню (из-за ее необычных форм) исследователи истории Вологды называли курьезной и даже безвкусной.

В трапезной размещались два придела: Екатерининский и Владимирский.

Храм, названный в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, дал название древней Пятницкой улице, ведущей в сторону Пятницкого моста через ров Вологодского кремля (его остатки – пруд в нынешнем парке ВРЗ). После дарования Вологде Екатериной Великой Генерального плана Пятницкой была названа улица, ведущая на запад от Пятницкой башни Архиерейского подворья (ныне улица Мальцева). В XIX-ХХ веках в Вологде кроме Пятницкой улицы были еще Пятницкий бульвар и Пятницкие пруды. К югу от церкви до нынешнего Старого базара размещалось большое Репное болото – в старину крестьяне торговали здесь репой.

По данным церковных документов в Параскево-Пятницком приходе в 1818 году состояло 233 человека.

В 1915 году священником Пятницкой церкви стал отец Иоанн Мальцев, сын диакона Рождество-Богородицкого храма Богородского кладбища. Иван Николаевич Мальцев родился в 1891 году в с. Глубокое Каргопольского уезда Архангельской губернии (ныне Коношский район Архангельской области). Окончил Вологодское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию, а в 1915 году и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии вернулся в Вологду. Одновременно со служением в Пятницкой церкви занимал должность законоучителя в Вологодском учительском институте и в Третьей женской гимназии города Вологды.

С 1918 года служил в Вологодском кафедральном соборе. В 1921-м перешел в обновленчество. С 1924 года – настоятель собора в Череповце. В 1931 году был переведен в собор города Кинешмы Ивановской области, где прослужил до его закрытия в 1936 году. В конце 1930-х протоиерей Иоанн Мальцев, не снимая сана, окончил бухгалтерские курсы, работал бухгалтером в Кинешме. Был подвергнут аресту. В 1942 году вернулся в Вологду. 1 октября 1944 года отец Иоанн Мальцев покаялся в расколе и вновь был принят в Русскую Православную Церковь в сане протоиерея и назначен настоятелем кладбищенской церкви в Вологде. В конце 1944 года был вызван в Ленинград. 5 января 1945 года с благословения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия (Симанского) в Никольском соборе Ленинграда было совершено пострижение протоиерея Иоанна Мальцева в монашество с наречением ему имени Иустин. 8 января того же года в Спасо-Преображенском храме Ленинграда была совершена хиротония иеромонаха Иустина во епископа Вологодского и Череповецкого. За пять с половиной лет управления Вологодской епархией он зарекомендовал себя в глазах властей как архиерей, стремящийся к расширению влияния Церкви, «часто толкующий расширительно о своих правах». При нем в Вологодской области открылось 17 храмов. Владыка Иустин ходатайствовал об открытии в Вологде монастыря, пастырских курсов, о приглашении на празднование 800-летия города в 1947 году Патриарха, об организации концертов духовной музыки. Ни одно из этих ходатайств не было удовлетворено.

20 августа 1949 года преосвященный Иустин был переведен на Псковскую кафедру, затем был архиепископом Казанским и Чистопольским. Умер 4 апреля 1950 года.

В 1920-е годы советская власть всячески поддерживала «обновленческие» течения в церкви, некоторые из которых находились под прямым контролем ГПУ. Чтобы увеличить число прихожан обновленческого Воскресенского собора, что находился на Соборной горке, органы ГПУ выступали за скорейшее закрытие Благовещенской и Пятницкой церквей. Последнее богослужение в храме Параскевы Пятницы состоялось 6 марта 1930 года. На заседании секретариата Вологодского горсовета от 6 апреля 1930 года было принято специальное решение о разборке церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели, на нужды строительства. В списке культовых зданий, подлежащих разборке, была и Пятницкая церковь. Однако реализовать эти планы в 1930-е годы полностью не удалось. В 1930-1950-е была разобрана колокольня Пятницкого храма, снята главка, а позднее и купол. В здании бывшей церкви располагалось общежитие медтехникума.

Здание церкви разрушено в 1961 году при расширении проезжей части улицы Папанинцев (будущего проспекта Победы). 

41.Церковь Покрова Божией Матери на Торгу

Покрова на Торгу




У краеведов нет единого мнения о датировке строительства деревянного храма Покрова на Торгу. При этом все они сходятся во мнении, что храмовое сооружение появилось на этом месте еще до строительства в середине XVI века Вологодского кремля, то есть в «догрозненское» время.

История храма Покрова на Торгу уходит своими корнями в глубокую древность. В XIII – XV веках район, где сегодня стоит храм, назывался «Числихой». Согласно исследователю С. А. Непеину, здешние домики так тесно примыкали один к другому, что бабы, не выходя из них, через дверь или окошко передавали соседям на ухвате горшки. На улице можно было разъехаться не иначе, как перевернув одну телегу на бок. Название «Числиха» происходит от слова «число». Оно сохранило память о пребывании в городе монголо-татарской администрации. Была в Числихе и своя церковь, сгоревшая в 1486 году.

Во 2-й половине XVI века на месте прежнего храма появляется новая домовая «государева церковь»,располагавшаяся во дворце Ивана Грозного и освященная в честь Иоакима и Анны. Пожар 1605 года уничтожил царский дворец. Кое-что из церковной утвари удалось спасти. Довольно быстро на месте дворца строится новая деревянная Иоакимовская церковь. Во второй половине XVII века ее главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а Иоакимо-Анновский престол стал придельным.

Каменное здание храма Покрова на Торгу построено во второй половине XVIII столетия. Клировые ведомости указывают 1777-1778 годы, в краеведческой литературе значится 1789 год, а в документах вологодского архива имеется прошение священника Алексея Петрова от 19 декабря 1784 года с просьбой об освящении вновь построенной церкви: «... церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что внутри града... строением каменная построена и ко освящению, со всем церковным благолепием, приуготовлена...». Освящение состоялось 6 апреля 1785 года.

Кирпичная одноглавая церковь на подклете построена на средства купца, церковного старосты К. К. Пояркова и прихожан. Возможно, подклетный этаж использовался в качестве склада для хранения купеческого товара. Храм состоит из четверика под купольным сводом, небольшой трапезной и шатровой колокольни. До революции в церкви было два придела: Иоакима и Анны, Макария Унженского (ныне не освящены). Во второй половине XIX века с запада к церкви пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках.

С 1820 года Покровская церковь составляет один приход с храмом Казанской иконы Божией Матери. С 1830-х годов является летним храмом Покровско-Казанского прихода. В начале ХХ века масляная живопись церкви Покрова на Торгу была поновлена местных художником Алексеевым.

Покровская церковь закрыта 7 мая 1926 года. Несмотря на мощный протест прихожан, местная власть вынесла решение о закрытии церкви и передаче ее здания губернскому архиву. Мотив для закрытия храма был прост: наличие в одном здании двух православных общин – Покровско-Казанской и Никольской Сенноплощадской (прихожане Никольской церкви после ее закрытия стали посещать храм Покрова на Торгу).

В послевоенное время в здании храма, разгороженном внутри межэтажными перекрытиями, находился склад гражданской обороны Вологодского педагогического института. В начале 1970-х на месте Покровского храма намечалось строительство нового административного здания (позднее проект был реализован на улице Герцена).

Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 16.11.1978 № 653 «Покровская церковь (Церковь Покрова на Торгу), 1778-1780 гг., каменная, ул. С. Орлова, 5» поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

Возрождение Покровско-Казанского прихода началось в начале 1990-х годов стараниями протоиерея Василия Павлова и общины верующих, которую возглавила Д. Н. Тихомирова. Община неоднократно обращалась к городским властям с просьбой вернуть Покровский храм Русской Православной Церкви. 27 июня 1991 года решением городского Совета народных депутатов здание передано верующим. 26 августа настоятелем Покровского прихода назначен о. Василий Павлов. Однако, администрация пединститута не торопилась освобождать помещение. Свой престольный праздник община праздновала… на паперти. Праздничный молебен в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года совершали перед входом. Первое молитвенное собрание внутри храма община провела 4 декабря 1991 года в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. Освящение Покровской церкви состоялось 15 февраля 1992 года.

В настоящее время храм Покрова на Торгу вместе с Казанским храмом составляет Архиерейское Покровское подворье. К этому приходу приписана также церковь Иоанна Златоуста, расположенная на Набережной VI Армии. Периодически клирики Покровского архиерейского подворья совершают в храме Иоанна Златоуста молебен. В окормлении Покровского прихода находятся часовни: в честь 2000-летия Рождества Христова в парке ВРЗ и святых Козьмы и Дамиана на территории санатория «Новый Источник» в Вологодском районе.

При подворье издается епархиальный журнал «Благовестник», работают воскресная школа, комиссия по помощи людям с алкогольной и наркотической зависимостью, комиссия по пастырской работе в исправительных учреждения, действует Община трезвения.

 

Категория: Город Вологда | Просмотров: 922 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 2.0/1