person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Церкви, храмы, часовни Вологды 14
20:43
Церкви, храмы, часовни Вологды 14
 
 

50. Часовня белоризцев, приписная к кладбищенской Лазаревской Горбачевской церкви


    Часовня находится недалеко от Горбачевского кладбища, на поляне между современной улицей Бурмагиных и железной дорогой на Архангельск. По преданию она сооружена над могилой легендарных белоризцев – воинов в белой одежде, ценой своей жизни спасших Вологду от захватчиков. События, о которых говорится в легенде, относятся, по одним данным, к середине XV века (нападение Дмитрия Шемяки на Вологду), а по другим – к 1612 году (разорение Вологды польско-литовским отрядом).

    У исследователей Вологды, как дореволюционного, так и нынешнего времени, существует немало мнений относительно того, в какое время и какой именно подвиг совершили белоризцы. Подробно эта тематика изложена в работе Л.С. Панова «История одной легенды», увидевшей свет в первом выпуске альманаха «Вологда» в 1994 году. Мы представим наиболее распространенные версии истории о белоризцах.

    Первым, кто счел предание о белоризцах достойным внесения в анналы светской истории, был некий лекарь Флеров.Старинное предание повествует о том, что Вологда в Смутное время подверглась нападению поляков и литовцев, отразить которое у горожан не было никакой возможности. Однако в самый трудный момент осады стражники увидели мужчин в белых одеждах (в белых ризах), вооруженных железными палицами. Белоризцы вышли из города, напали на врагов и уничтожили многих из них, а остальных обратили в бегство. Вологжане стали искать своих спасителей и нашли их убитыми. Белоризцы были похоронены с почестями в одной могиле на месте боя. И с тех пор каждый год на Семик (четверг на Троициной неделе) над их могилой совершались панихиды.

    Существует интерпретация данного варианта легенды, согласно которой белоризцы сражаются не в одиночку, но своим примером самоотверженного отражения вражеского нападения поднимают боевой дух защитников города, и вологжане побеждают.

    Другой вариант легенды и древнейшая запись предания содержится в повествовании «О граде Вологде…», помещенном в житии преподобного Дмитрия Прилуцкого (рукопись XVII века). Здесь предание о белоризцах связано с конкретными событиями середины XV века, а именно с нападением на Вологду галицкого князя Дмитрия Шемяки. Белоризцы являются жителям Вологды в видениях, а победа над врагом достигается самими жителями города милостью Божьей и заступничеством Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. В память об этом событии на поляне белоризцев впоследствии в Семик проводились панихиды и народные гуляния.

    Первым в краеведческой литературе усомнился в правдивости этой легенды епископ Вологодский Евгений (Болховитинов). Он связывает проведение панихид на поляне белоризцев не с мистическими защитниками Вологды, а с нахождением здесь «убогих домов» – места погребения до 1771 года «странных», то есть умерших неестественной смертью, людей и самоубийц.

    Со временем на поляне белоризцев появилась небольшая, а затем более вместительная деревянная часовня. Первые упоминания о ее существовании находим в «Вологодских губернских ведомостях» за 1842 год. Автор статьи – ученик VII класса Вологодской гимназии Иван Муромцев, – пишет: «За городом, среди пространной болотной равнины, на возвышенном уединенном пригорке, над могилою Белоризцев, построена ныне открытая деревянная часовня и кирпичная, выбеленная известью гробница, на поверхности которой изображен крест. Набожные люди доселе служат здесь панихиды и для святости берут песку с хладной могилы их, священной для каждого вологжанина». Совершение крестных ходов на поляну и панихид было поручено причту кладбищенского Лазаревского кладбища.

    Известно, что около 1895-1896 года в часовне белоризцев произошел пожар, полностью уничтоживший деревянное культовое строение. После пожара могила белоризцев, представлявшая собой кирпичный памятник в виде плиты, около полутора десятков лет простояла на открытом воздухе. В Семик, в день панихид, приносили на могилу из кладбищенской Лазаревской церкви надгробную икону, на которой, по сообщению Сергея Непеина, автора книги «Вологда прежде и теперь» (1906 г.), были изображены «два мужа в белых одеждах и преподобный Димитрий Прилуцкий, подпирающие городские стены бревнами в знак их молитвенной помощи городу».

    «На Поляну к Белоризцам и ныне ходит в Семик много народу, особенно детей. Приходят продавцы лакомств, и устраивается гулянье. Цветы с лугов едва не начисто обрываются и разносятся по городу. В прежнее время, когда существовала часовня на Поляне, благочестивые богомольцы для здоровья обносили по трижды вокруг нея тяжелый крестообразный камень, лежавший у могильной плиты Белоризцев, держа его на голове. Учащаяся молодежь перед экзаменами до ныне толпами ходит к Белоризцам «за камешками», веря, что это поможет счастливо выдержать испытание».

    В 1911 году на месте сгоревшей деревянной часовни стараниями председателя местного отделения «Союза русского народа», жены земского начальника А.И. Карауловой, была возведена каменная часовня.

    Часовня торжественно освящена 26 мая 1911 года епископом Вельским Антонием совместно со священниками ближайших вологодских церквей: Лазаревской, Гавриило-Архангельской, Воскресенской и Иоанно-Богословской. К началу литургии прибыл крестный ход с чудотворным образом Спасителя из Спасовсеградского собора, а к завершению службы – из Спасо-Прилуцкого монастыря с иконой преподобных Дмитрия и Игнатия. В «Вологодском листке» было заранее сообщено, что торжество будет заснято на кинопленку. Также в вологодской прессе отмечалось, что при земляных работах при строительстве часовни были найдены человеческие кости. Это подтверждает наличие здесь «убогих домов» – братского кладбища. Найденные кости были собраны в одно место и после совершения над ними панихиды помещены в могилу. Над могилой был поставлен крест.

    Часовня представляла собой крупное кирпичное строение кубической формы в псевдорусском стиле, покрытое четырехскатной крышей. Часовня была приписана к Лазаревской кладбищенской церкви.

    Закрыта в 1929 году. Одно время стояла пустой, пока не была занята одной вологодской семьей, приспособившей ее под жилые нужды. В настоящее время здание бывшей часовни находится в частной собственности и по-прежнему используется в качестве жилого дома.

     

    51. Часовня во имя праведного Николая Рынина

    часовня Николая Рынина на Богородском кладбище, Рынинская часовня – каменная часовня над могилой местночтимого святого



    Николай Матвеевич Рынин (1777-1837) – вологодский юродивый, местночтимый святой (канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году под именем Николая Вологодского).

    Родился 9 мая 1777 года в Вологде в богатой купеческой семье. Крещен во Власьевской церкви, в приходе которой находился двухэтажный полукаменный с солодовенным заводом дом его отца. Еще в молодости он отверг богатство, посвятив себя служению Богу. Николай Матвеевич раздал имение нищим и сам сделался нищим.

    Его любимым местом для молитвы и уединения являлся Прилуцкий монастырь. Николай Матвеевич скитался с места на место, подолгу проживал в Вологде, Кадникове, Тотьме. Он ходил с большим посохом в руке, зимой и летом без шапки (иногда голову повязывал полотенцем), в синем холщовом балахоне. По воспоминаниям современников, Рынин был высок, худощав, с длинными растрепанными волосами и черной бородой; говорил отрывисто и скороговоркой, густым хриплым басом.

    Вел себя Николай Матвеевич странно, за что не раз попадал на излечение в дом умалишенных. Почтение к нему от этого не уменьшалось. Вологжане считали Рынина провидцем. Многие его предсказания сбылись, регистрировались случаи исцеления больных после общения с юродивым, отступала эпидемия холеры. К его мнению прислушивались и сильные мира сего, и рядовые прихожане. Особенно к нему тянулись дети.

    Скончался праведный в марте 1837 года. Вот что писал о похоронах Николая Рынина иеромонах Неофит в статье «Через 70 лет на могиле Николая Матвеевича Рынина», опубликованной в 1909 году в журнале «Церковное слово»: «27 марта 1837 года улицы города Вологды, ведущие от Власьевской церкви к Богородскому кладбищу, запружены были народом. Казалось, что сюда собрался весь город. Глубоко уважая покойного, всяк старался протискаться к его гробу, чтобы проститься с ним, отдать ему последний долг. Народ останавливал гроб. Шествие совершалось весьма медленно, и когда оно вступило в ограду кладбища, с соборной колокольни понеслись звуки колокола к вечерне, и вспомнились тогда слова брата Николая Матвеевича – Ивана, не пожелавшего исполнить завет покойного – похоронить его в Прилуцком монастыре, потому что погребение здесь сопряжено было для брата с большими заботами, – брат с сердцем говорил: „Ну, его, дурака, пожалуй, к вечерне туда в монастырь не довезти”»...

    При жизни Николай Матвеевич говорил брату: «Когда я умру, ты не ставь надо мною ни креста, ни памятника, не то крышу у тебя сорву»Этот завет был исполнен – на его могиле долгое время не было креста, хотя за это и упрекали его родных. Первый крест на могиле Рынина в честь своего исцеления от недуга поставила крестьянка Воздвиженского прихода Кадниковского уезда. Женщина сама несла крест до Вологды 52 версты.

    Песок с могилы блаженного считался чудотворным. Приходили за ним не только вологжане и жители окрестных деревень, но и приезжающие из Тотьмы, Устюга, Архангельска и других городов.

    Как указывает иеромонах Неофит, в 1880-х годах могила Николая Матвеевича «отличалась от других разве тем, что была сильно изрыта почитателями юродивого, берущими из нее песочек, так что крест на ней стоял покривившись». В 1880-х годах купеческая вдова Наталья Коровина устроила над могилой крышу на 4-х деревянных столбах и довольно высокие перила, а в 1899 году почитательница покойного А. М. Крылова построила дощатую часовенку с небольшою из белого железа главкою и железным крестом. «В часовне 4 окна, вход в нее с западной стороны. На могиле поставлен деревянный крест, сама же она покрыта парчовым покровом».

    В 1905 году часовня окрашена голубой масляной краской. На восточной стороне ее был поставлен столярный с золоченою резьбой иконостас с тремя большими образами: в средине – Воскресения Христова, направо – Успения Божией Матери, налево – Николая Святителя (тезоименитого покойному). На стене висел портрет Николая Матвеевича: худое, с заостренным носом, подвижническое лицо, черные задумчивые глаза.

    В 1914 году старостой храма Рождества Богородицы Николаем Кубряковым (по другим данным, в 1916 году на пожертвования вологжан) возводится каменная часовня во имя Николая Чудотворца, сохранившаяся до наших дней. Автором проекта однокупольной постройки в духе эклектики выступил известный вологодский инженер Девятков.

    Закрыта часовня в 1938 году, купольное завершение ее утрачено. Здание использовалось в качестве склада.

    Часовня во имя праведного Николая Рынина возвращена верующим в 1988 году. Приходу Богородицкого собора пришлось очищать ее от мусора, ремонтировать пол, делать внутренний и наружный косметический ремонт, восстанавливать купол, ставить крест.

    3 июля 1988 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена совершено местное прославление блаженного Николая Рынина. На торжества прибыл архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (бывший Вологодский Владыка). После Литургии в Кафедральном соборе был совершен крестный ход и освящена отреставрированная часовня над местом погребения юродивого.

    Праведный Николай Вологодский и сегодня почитается жителями Вологды и приезжими. В кафедральном соборе ведется журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю.

    Ежегодно 1 апреля отмечается преставление праведного Николая Вологодского, а 3 июня – день его прославления. После литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы к часовне идет крестный ход, служится молебен.

    Здание часовни обладает признаками объекта культурного наследия и рекомендовано к постановке на учет как памятник регионального значения.


     

    52. Церковь Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни

    Иоанно-Предтеченская Дюдиковская, Дюдиково-Пустынский приход



    Холодная церковь Иоанна Предтечи – главный храм находившейся на левом берегу реки Вологды до середины XVII века Дюдиковой пустыни, владения Свято-Никольского Угрешского монастыря (располагался в местечке Угреша (современный подмосковный город Дзержинский)).

    Впервые Дюдиково-Предтеченская пустынь с несколькими монашескими кельями и деревянной церковью Иоанна Предтечи упоминается в документах XVI столетия, однако ряд исследователей считает, что обитель могла возникнуть раньше. Пустынь имела важное стратегическое значение: она располагалась ровно в середине водного пути между Вологодским городищем (городом) и Спасо-Прилуцким монастырем.

    Документы XVII столетия содержат информацию о том, что в 1612 году обитель была разорена шайкой бродячих поляков, после чего не восстанавливалась. Оставшаяся в живых братия расселилась по другим монастырям.

    В 1651 году грамотой царя Алексея Михайловича Дюдикова пустынь передана во владение городу, а церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую. Два года спустя, в 1653 году, деревянная церковь заменена каменной. Она стала вторым после Софийского собора каменным церковным сооружением Вологды. Каменное исполнение – свидетельство богатства и значения Дюдиково-Пустынского прихода. В 1690 году приход насчитывал 100 дворов. Он приносил наибольший доход в архиерейскую казну по сравнению со всеми другими приходами Вологды. В конце XVII века земли в Дюдиковой пустыни принадлежали торговому гостю Гаврииле Фетиеву, а после его смерти перешли к его зятю Якову Манейлову. Название «Дюдикова пустынь» употреблялось среди вологжан вплоть до XX века.

    Вот как описывает архитектурные особенности храма Иоанна Предтечи в Дюдикове Г. К. Лукомский в своей монографии «Вологда в ее старине»:

    «Архитектурный остов церкви в типе храмов XVI столетия: величавый, пятиглавый куб с тремя полукружиями закомар, барабаны глав убраны полукруглыми колонками, переходящими в арочный пояс. В полукружиях закомар поздняя живопись. Три апсиды покрыты общею крышею. С западной стороны к храму примыкает уютный, позднейшей кладки (конца XVII в.) пирамидальный шатер колокольни, переходящей в восьмерик, поставленный на четырехгранное основание. Рядом с колокольнею крылечко – из двух круглых дорических столбов, перекрытых четырехскатной крышей, на которую поставлен шлемообразный купол. Вход в церковь позднейший: он убран арочками с подвешенной тонкой гирькой, но обработка самого портала старинная: она состоит из гуртов и колонок. Общий силуэт храма живописен».

    «В храме хороший старинный пол из каменных плит: это редкий остаток старины – почти повсюду в свое время (особенно в Николаевскую эпоху) каменные плиты заменены были чугунными (а в нынешнее безвкусное время чугунные плиты заменяют Метлахскими плитками)».

    «В общем церковь Иоанна Предтечи, расположенная на окраине города, неподалеку от берега реки Вологды занимает довольно живописное положение и является одним из привлекательных памятников архитектуры Вологды. Интерес к ея художественному значению увеличивается особенно благодаря тому, что в храме находится много древнейших и прекрасных по письму и краскам икон, более древних даже, чем самый храм».

    Архитектура храма была типична для церковного зодчества XVI – XVII веков: двустолпный пятиглавый трехапсидный четверик. Храм имел большое сходство с вологодским Софийским собором, однако значительно уступал ему в размерах. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, «москвитина, гостя гостиной сотни» С. Казакова, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII веке довольно широкое распространение.

    В церкви были устроены два придела – Нила Столобенского (1790 год) и Кирилла Новоезерского (1843 год). Пятиярусный иконостас датировался концом XVII столетия. Среди икон храма наиболее замечательными были: местный образ Вседержителя (на образе серебряный чеканный венец, жемчужное ожерелье с разноцветными камнями, серебряная кованая риза. Поля иконы покрыты золоченою басмою); храмовой образ св. Иоанна Предтечи, писанный, по преданию, преподобным Дионисием Глушицким; образ «Сошествие Спасителя во ад»; образ Владимирской Божией Матери.

    Церковь Иоанна Предтечи закрыли 21 марта 1929 года под предлогом острого дефицита в городе помещений для общественных и хозяйственных организаций. В августе–октябре того же года Иоанно-Предтеченский Пустынский храм был передан артполку Х стрелковой дивизии для использования под культурно-спортивные и хозяйственные надобности. Церковь разрушена до основания в 1932 году.

    От строений, составлявших когда-то Дюдикову пустынь, до наших дней сохранились лишь остатки каменного трехэтажного дома, построенного купцом Немировым. Здесь до 1917 года помещалась Немировская богадельня для престарелых граждан города. А в советское и постсоветское время – воинские учреждения.


    Категория: Город Вологда | Просмотров: 1330 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0