person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Церкви, храмы, часовни Вологды 15
20:55
Церкви, храмы, часовни Вологды 15
 
53. Церковь Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни (теплая) (1748)
Утрачена; Вологда, Набережная VI Армии

Теплая церковь Знамения Божией Матери при церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (первоначально - мужской монастырь) располагалась на окраине города, на левом берегу реки Вологды.

Знаменская церковь была построена вологодским воеводой Федором Данииловичем Развариным (на что указывает письмо епископа Пимена, хранившееся в церкви и датированное 1749 годом) на месте деревянной, возведенной в память явления чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы 2 сентября 1570 года, во время сильного морового поветрия в Вологде. Икона была установлена в церкви Иоанна Предтечи, и, согласно преданию, с этого момента моровое поветрие в Вологде прекратилось.

Формой построения Знаменская церковь была подобна Владимирскому теплому храму. На главной части храма был установлен восьмерик, несущий круглый барабан грушевидной главы; трапезная часть имела две такие же главки; алтарь выдавался полукружием. К низкому храму с западной стороны примыкала круглая входная пристройка, украшенная пилястрами.

В Знаменской церкви был богатый иконостас со многими иконами XVII и начала XVIII веков.

54. Церковь Леонтия Ростовского

Леонтиевская, Леонтьевская

 


Каменная одноэтажная трехпрестольная церковь Леонтия Ростовского построена в середине XVIII века. Ряд историков, как например И. К. Степановский, указывают конкретную дату – 1758 год. Без сомнения, на месте каменной ранее существовала деревянная Леонтиевская церковь. Протекавший рядом с ней ручей именовали Леонтиевским, да и часть нынешней улицы Горького (от реки до улицы Чернышевского) именовалась до 1917 года Леонтьевской улицей.

В архитектурном отношении барочная Леонтьевская церковь была близка к двум вологодским храмам – Спаса на Болоте и Воскресения Христова на Ленивой площадке.

Холодный храм, имевший кубическую форму, завершался пятью главами на восьмигранных шеях. С востока к нему примыкала полукружная алтарная апсида. Трапезная, где службы проводились в зимнее время, была довольно низкой. Здесь было три придела: пророка Иеремия, Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. Тонкая столпообразная колокольня храма состояла из ряда четырехгранных и восьмигранных призм, завершенных куполом с высоким шпилем.

30 января 1930 года Президиум окрисполкома под предлогом ненадлежащего содержания здания высказался за расторжение с религиозной организацией церкви Леонтия Ростовского договора на пользование храмом. 6 апреля 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета комиссией в составе представителей Городского коммунального административного отдела, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея принято решение на разборку опустевшего храма.

В ходе разборки церковь лишилась колокольни, существенные перестройки претерпел четверик. В сильно перестроенном здании с 1930-х годов располагаются складские помещения военного и силовых ведомств.


 
55. Антипьевская церковь (1777)
Частично сохранившаяся; Вологда, Комсомольская, 10

Антипьевская церковь построена в последней четверти XVIII - первой половине XIX века, согласно Г.К. Лукомскому ("Воло-гда в ее старине"), в 40-х годах XIX века; точная дата ее возведения неизвестна. С 1819 года церковь числилась приход-ской. Известно, что первоначально в Антипьевском приходе существовало кладбище и церковь была кладбищенской.

Антипьевская церковь была одноэтажной, одноглавой, трехпрестольной. В главной части храм имел кубическую форму с фронтонами и полушарным куполом посередине, несущим два восьмигранника с небольшой шарообразной позолоченной главкой. В 1895 году холодная церковь была соединена с теплой. Храм низкой трапезной связывался с колокольней, которая по характеру зодчества может быть отне-сена к постройкам XIX века.

В настоящее время помещение полуразрушенной Антипьевской церкви используется в промышленных целях.

56. Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке

Афанасьевско-Кирилловская, теплая Георгиевская – теплый храм ансамбля Георгиевских церквей



    Комплекс Георгиевских церквей, выгодно расположенный у изгиба реки Вологды, в прошлом был одним из живописных архитектурных ансамблей города. Он состоял из двух храмов: холодной Георгиевской церкви с колокольней и теплого храма во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называют низменное место у берега, куда при разливах реки наносится много ила. В Вологде «наволоком» именовали значительную часть набережной Заречья: примерно от современной улицы Горького до улицы Комсомольской.

    Строительство при холодном Георгиевском храме отдельно стоящей каменной теплой церкви во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, относится к началу XVIII века. По своим формам она близка к теплой Гаврииловской церкви ансамбля Владимирских церквей города Вологды.

    Вот как описывает архитектурные особенности церкви Г. К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине» (1914 г.): «Это – удлиненный корпус, предалтарная часть которого возвышается в виде продолговатого четверика, покрытого крышею барочного профиля. Стены этой подымающейся части обработаны арочками и пилястрами. Но самая интересная часть храма не эти стены, хотя они и украшены богатыми, тоже барочными, наличниками окон, а глухой фонарь, стоящей на куполе. Его архитектура очень курьезна и изображает пятикупольный храмик в миниатюрном виде».

    Снаружи на фасаде церкви была живопись (фреска), изображающая великомученика Георгия Победоносца.

    В теплой церкви хранился почитаемый православными вологжанами образ Софии Премудрости XVI столетия, хранящийся ныне в Вологодском государственном музее-заповеднике.

    В 1781 году приход Георгиевских церквей включал в себя 41 двор. В 1844 году церкви за малым количеством прихожан были обращены в домовые расположенной недалеко от храма Скулябинской богадельни. Скулябинская богадельня и храмы содержались на проценты от средств капитала купца Николая Скулябина. По данным на 1892 год численность прихожан составляла 57 человек.

    После закрытия в 1918 году богадельни Георгиевские церкви вновь стали приходскими. Восстановленной Георгиевской общине было передано в пользование имущество закрытой в том же 1918 году домовой церкви при арестантском отделении.

    Теплая церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, закрыта постановлением губисполкома от 15 июня 1929 года. Ее здание передали артельсоюзу под размещение валенной мастерской. В 1937 году здесь располагалось столярное производство.

    В 1930 году был закрыт, а в 1936 году разрушен холодный Георгиевский храм.

    На территории, где располагались храмы Георгиевского прихода, в послевоенное время существовало мебельное производство. Производственные мощности располагаются в наши дни и в бывшей церкви Афанасия и Кирилла.

    Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов № 434 от 8 октября 1991 года теплая Гергиевская церковь отнесена к категории объектов культурного наследия регионального значения. 

    Категория: Город Вологда | Просмотров: 451 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0