person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Церкви, храмы, часовни Вологды 16
21:27
Церкви, храмы, часовни Вологды 16
 

57. Церковь Георгия Победоносца на Наволоке

Георгиевская, Георгия Великомученика, Святого Георгия – холодный храм ансамбля Георгиевских церквей



Комплекс Георгиевских церквей, выгодно расположенный у изгиба реки Вологды, в прошлом был одним из живописных архитектурных ансамблей города. Он состоял из двух храмов: холодной Георгиевской церкви – яркого образца вологодского зодчества второй половины XVII века, близкого к памятникам Ярославля, барочной колокольни и теплого храма во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносилось много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья.

Сохранившиеся в архивах клировые храмовые ведомости не содержат точной даты основания Георгиевского храма. Г. К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине» отмечает, что «есть предания, указывающие на то, что церковь якобы начата постройкою, "когда св. Дмитрий шел в Вологду"». Нет сомнений, что территория Заречья, прилегающая к реке, была освоена вологжанами в конце XIV века. Весьма вероятно, что в это время здесь мог появиться деревянный храм во имя Георгия Победоносца (Георгий Победоносец – один из самых популярных святых на Руси, покровитель земледелия и скотоводства, небесный покровитель Москвы). В каменном исполнении церковь Георгия возведена в середине XVII века.

Вот как описывает Г. К. Лукомский архитектурные особенности каменной церкви: «Храм, представляющий собою куб, отличается однако от иных обработкою стен и галлереею, окружающею четверик. Галлерея ныне заложена; лишь некоторые арки сохранились (со стороны северо-восточной). Любопытными представляются лопатки, расчленяющие стены церкви на четыре части; эти лопатки не покрыты, как обыкновенно, сверху карнизом, а непосредственно завершаются полукружиями закомар. Таким образом получается обработка очень красивая, отдаленно напоминающая о Владимиро-Суздальских приемах зодчества. К сожалению, эти древние полукружия покрыты не позакомарно, а четырехскатною крышею. К более позднему же времени относится и возведение колокольни, некогда украшенной боевыми часами, остатки которых можно еще и теперь видеть в кладовых храма».

Колокольня, примыкавшая к холодному храму, состояла из четверика, на который было поставлено два яруса глухих восьмериков, верхний из них был украшен шестиугольными и овальными окошечками. Следующий четвертый ярус, также восьмиугольный, был открытым. Колокольня была покрыта куполом с люкарнами, на котором воздвигнут затейливой формы фонарь. Судя по барочному решению верхних ярусов и купола, они являются результатом позднейших перестроек колокольни, нижние этажи которой, вероятно, современны холодному храму.

Внутри стены храма были полностью расписаны. Очевидцы сравнивали эти росписи с фресками Софийского собора. Они были варварски уничтожены в 1880-х годах неким П. А. Белозеровым (родственником Н. И. Скулябина). В храме имелся богатый иконостас, многие иконы которого были поновлены и переписаны в конце XIX века.

В 1781 году приход Георгиевской церкви включал в себя 41 двор. В начале XVIII века при холодном Георгиевском храме был построен отдельно стоящий теплый храм во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских.

В 1844 году церкви за малым количеством прихожан были обращены в домовые расположенной недалеко от храма Скулябинской богадельни. Богадельня и храмы содержались на проценты от средств капитала купца Николая Скулябина. По данным на 1892 год численность прихожан составляла 57 человек.

После закрытия в 1918 году богадельни Георгиевские церкви вновь стали приходскими. Восстановленной Георгиевской общине было передано в пользование имущество закрытой в том же 1918 году домовой церкви при арестантском отделении.

30 января 1930 года на заседании Президиума окрисполкома было принято постановление о расторжении договоров с рядом религиозных общин, в том числе и Георгиевской. Основной повод к закрытию церквей административный отдел увидел в том, что «... религиозные общины совершенно не производили никакого ремонта и очень плохо отапливали, что грозит разрушению зданий, а также общины по количеству в них членов незначительны и могут безболезненно перейти в другие поблизости храмы». Наиболее ценные иконы из закрытых холодного и теплого храмов передали на хранение в Вологодский музей. Еще раньше, 15 июня 1929 года, была закрыта Георгиевская теплая церковь. Ее здание передали артельсоюзу под размещение валенной мастерской.

В 1936 году летний Георгиевский храм был разрушен. На территории, где располагались храмы Георгиевского прихода, в послевоенное время существовало мебельное производство.

 

58. Церковь Сретения Господня

Сретенская церковь



Церковь Сретения является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречной части и знаменует новый этап в развитии каменного зодчества Вологды. В ее архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века.

Время построения первоначальной деревянной трехпрестольной Сретенской церкви точно не установлено. Впервые она упоминается в исторических документах за 1656 год. Каменная Сретенская церковь возведена в 1731 году.

Церковь Сретения – бесстолпный трехчастный храм на подклете, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных зеленоватых изразцов – деталь, весьма характерная для вологодских церквей XVIII века.

С востока к кубу примыкает одноапсидный алтарь, а с запада – двухэтажная трапезная, в которой располагался теплый храм с двумя приделами – Никольским и в честь святителей Московских. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры.

Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма; стройная и высокая она, напротив, придала легкость его силуэту. Время этой перестройки определить по документам не удалось, но вот некоторые предположения, проистекающие из рассмотрения стиля архитектуры: колокольня имеет готический оттенок. Однако, это не Екатерининская готика конца XVIII столетия, а Николаевский стиль faux gothique 1830-х годов.

Боковые входы у колокольни пристроены в 1870-е годы. Прежде вход в церковь был один – от реки, по крутой лестнице, теперь устроены два боковых входа, а вход от реки уничтожен. Но и эта пристройка вышла удачной.

В культовой постройке прослеживается четкая связь с гражданской, светской архитектурой. Церковь, особенно ее трапезная часть, напоминает каменные палаты. Сходство с гражданским «палатным делом» дополняет двухмаршевое крыльцо церкви. Убранство интерьера не сохранилось. Из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона «Снятие со креста» XVI века – экспонат Государственной Третьяковской галереи.

Сретенская церковь почти каждый год во время весеннего движения льда затоплялась водой. В кладовых ее было сыро даже в самые жаркие месяцы. Считается, что именно по этой причине не сохранилось каких-либо документов об истории храма.

В наиболее сильные весенние паводки ледяные глыбы несло от Скулябинской богадельни в сторону Сретенской церкви прямо по затопленной Багровской улице (ныне ул. Варенцовой). Местные жители передвигались по улице на лодках. В ХХ веке с ликвидацией лесных массивов в верховьях рек Вологды, Тошни и Масляной сильных весенних наводнений, затопляющих вологодские набережные, не стало.

Церковь Сретения закрыта 30 января 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Сретения, 1731 г.» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

 

59. Церковь Иоанна Златоуста / Жен Мироносиц

Златоустинская, Мироносицкая



  

По архитектурным достоинствам это одна из лучших вологодских церквей XVII века. Является украшением заречной части города. Кирпичный храм на подклете состоит из двусветного пятиглавого четверика, к которому с севера и запада примыкают галереи, с шатровой колокольней над северо-западным углом.

Как указывает Г. К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине», вышедшей в свет в 1914 году, «именно эта – одна из наиболее привлекательных церквей Вологды – как раз не описана у многих авторов книг о Вологде. Некоторые авторы относят ее к началу XVIII века! Другие соглашаются с тем, что этот храм, безусловно хорошей поры развития форм русского стиля XVII века, мог быть построен и в XVI веке». Автор книги «Вологда. История строительства и благоустройства города» (1977 г.) В. И. Соколов датой постройки каменного храма называет 1664 год. Вероятнее всего, первоначально на этом месте был построен деревянный храм во имя Жен Мироносиц. В документах XV века упоминается наличие в заречной части города Мироносицкой трети.

Вот как описывает архитектурные особенности церкви Г. К. Лукомский: «Храм кубической формы, напоминающей храм Николы во Владычной Слободе, куб его невысок; закомары отделены от остальной плоскости церкви карнизом. Наличники окон хорошего рисунка. Куб увенчивается пятью куполами, на них приятные главы.

Но звонница – самая удачная и типичная часть храма. На широкий мощный четверик поставлен сравнительно узенький восьмерик собственно звона, покрытый пирамидальным каменным шатром со слуховыми окнами, идущими в два ряда. Верхняя часть звонницы очень изящных пропорций кажется не гармонирующей с низом – массивным двухэтажным кубом». Обе части колокольни построены одновременно. Характер кладки, лепки стен и форм ее украшений подтверждает подлинность предположения о сооружении колокольни до XVIII века.

В Златоустинском храме полностью отразилась идея преемственности «двойных» вологодских церквей – холодной и теплой, объединенных в одном здании. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви – во имя Жен Мироносиц. Отсюда происходит и двойное название храма – Златоустинский и Мироносицкий. Интерьер верхнего храма был украшен лепниной и живописью, частично сохранившимися до нашего времени.

А. И. Сазонов в книге «Вологда. Каменная летопись» (2008 г.) утверждает, что колокольня Златоустинского храма построена над церковью – весьма редкое для Вологодчины архитектурное решение. В большинстве источников эту церковь ошибочно называют Мироносицкой. Г. К. Лукомский не дает ее названия, однако указывает, что она была упразднена в начале ХХ века. В нижнем этаже существовали приделы Вологодских Чудотворцев, Александра Свирского (упразднен в 1911 году) и Варваринский. Отсюда можно сделать вывод, что упраздненная церковь могла быть церковью Александра Свирского.

В начале ХХ века Иоанно-Златоустинский приход был одним из самых малочисленных в Вологде, что объясняется наличием в округе большого числа других храмов: Сретенского, Леонтьевского, Дмитриевского. Малочисленность общины послужили одним из основных аргументов для закрытия церкви в 1930 году. 30 января 1930 года на заседании Президиума окрисполкома было принято постановление о расторжении договора на пользование с Иоанно-Златоустинской общиной. Имеются сведения о том, что еще в 1920-е годы применялись репрессионные меры в отношении священников храма. Так, в апреле 1926 года был арестован настоятель церкви протоиерей Анатолий Попов. После отбытия наказания отец Анатолий вернулся на место своего служения. Во время его вынужденного отсутствия религиозное объединение Иоанно-Златоустинской церкви за определенную плату приглашало для проведения воскресных и праздничных служб проживающего в Вологде архимандрита Нифонта из закрытого Спасо-Прилуцкого монастыря. Заштатным священником храма в 1926-1930-х годах состоял также иеромонах Николай (Шурыгин) – инок бывшего Свято-Духова монастыря.

В 1930 году закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства. В нем разместился склад. Возможно, благодаря этому удалось сохранить от уничтожения как сам храм, так и украшение его интерьеров – лепнину и живопись. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 церковь Иоанна Златоуста отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения.

В начале 2000-х годов церковь возвращена верующим. Является приписным храмом к церкви Покрова на Торгу. По причине необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ регулярные богослужения в храме не проводятся.

В 2010 году по инициативе депутата Законодательного Собрания Вологодской области Елены Минаковой создан Благотворительный фонд восстановления храма. Все работы по реконструкции согласованы с Управляющим Вологодской Епархией Русской Православной Церкви Архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, восстановление ведется под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.


 

60. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке

Успенская, Дмитриевская теплая – теплый храм Дмитриевского прихода


Сооружение рядом двух храмов – более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, – типично для Русского Севера.

Первая теплая церковь Дмитриевского прихода построена в 1710-1711 годах у северной стены церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Освящена она была во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев, что подтверждает факт строительства холодного Дмитриевского храма ярославскими мастерами. Предположительно в XVIII веке была возведена и колокольня. В 1750 году придел ярославских чудотворцев разобрали. Тогда же на средства купца А. А. Рыбникова построили отдельную теплую церковь. По некоторым данным, первоначально она именовалась Всехсвятской и только в 1836 году ее переосвятили в Успенскую на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносится много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья – примерно в границах улиц Горького и Комсомольской.

Теплая церковь, освященная во имя Успения, представляет собой низкий прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. С западной стороны к теплому храму примыкает барочная колокольня. Ее вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества.

Храмы Димитрия Прилуцкого и Успения Божией Матери закрыты в период с 6 по 13 марта 1930 года. В мае-июле 1930 года представители Дмитриевской общины обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, окружного административного отдела, окружной прокуратуры, окружного финансового отдела, отклонила ходатайство, отметив что «церкви закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций».

6 апреля того же 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета было принято решение о разборке церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отделов, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным из общего числа городских церквей признать надлежащим к слому и теплый храм Успения. К счастью, этот план не был реализован.

В 1930-е годы закрытые Дмитриевские храмы были переданы в ведение военного ведомства. Часть церковного имущества передана в фонды Вологодского краеведческого музея.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Ансамбль Дмитриевских церквей: церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная) и церковь Успения (теплая) отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения. В 1980-х годах проведена реставрациях храмов.

В конце 1990-х годов Успенская, а затем и Дмитриевская церкви возвращены верующим. В настоящее время храмы являются подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря.

Категория: Город Вологда | Просмотров: 469 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0