57. Церковь Георгия Победоносца на НаволокеГеоргиевская, Георгия Великомученика, Святого Георгия – холодный храм ансамбля Георгиевских церквей
Комплекс Георгиевских церквей, выгодно расположенный у изгиба реки Вологды, в прошлом был одним из живописных архитектурных ансамблей города. Он состоял из двух храмов: холодной Георгиевской церкви – яркого образца вологодского зодчества второй половины XVII века, близкого к памятникам Ярославля, барочной колокольни и теплого храма во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносилось много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья. Сохранившиеся в архивах клировые храмовые ведомости не содержат точной даты основания Георгиевского храма. Г. К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине» отмечает, что «есть предания, указывающие на то, что церковь якобы начата постройкою, "когда св. Дмитрий шел в Вологду"». Нет сомнений, что территория Заречья, прилегающая к реке, была освоена вологжанами в конце XIV века. Весьма вероятно, что в это время здесь мог появиться деревянный храм во имя Георгия Победоносца (Георгий Победоносец – один из самых популярных святых на Руси, покровитель земледелия и скотоводства, небесный покровитель Москвы). В каменном исполнении церковь Георгия возведена в середине XVII века. Вот как описывает Г. К. Лукомский архитектурные особенности каменной церкви: «Храм, представляющий собою куб, отличается однако от иных обработкою стен и галлереею, окружающею четверик. Галлерея ныне заложена; лишь некоторые арки сохранились (со стороны северо-восточной). Любопытными представляются лопатки, расчленяющие стены церкви на четыре части; эти лопатки не покрыты, как обыкновенно, сверху карнизом, а непосредственно завершаются полукружиями закомар. Таким образом получается обработка очень красивая, отдаленно напоминающая о Владимиро-Суздальских приемах зодчества. К сожалению, эти древние полукружия покрыты не позакомарно, а четырехскатною крышею. К более позднему же времени относится и возведение колокольни, некогда украшенной боевыми часами, остатки которых можно еще и теперь видеть в кладовых храма». Колокольня, примыкавшая к холодному храму, состояла из четверика, на который было поставлено два яруса глухих восьмериков, верхний из них был украшен шестиугольными и овальными окошечками. Следующий четвертый ярус, также восьмиугольный, был открытым. Колокольня была покрыта куполом с люкарнами, на котором воздвигнут затейливой формы фонарь. Судя по барочному решению верхних ярусов и купола, они являются результатом позднейших перестроек колокольни, нижние этажи которой, вероятно, современны холодному храму. Внутри стены храма были полностью расписаны. Очевидцы сравнивали эти росписи с фресками Софийского собора. Они были варварски уничтожены в 1880-х годах неким П. А. Белозеровым (родственником Н. И. Скулябина). В храме имелся богатый иконостас, многие иконы которого были поновлены и переписаны в конце XIX века. В 1781 году приход Георгиевской церкви включал в себя 41 двор. В начале XVIII века при холодном Георгиевском храме был построен отдельно стоящий теплый храм во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В 1844 году церкви за малым количеством прихожан были обращены в домовые расположенной недалеко от храма Скулябинской богадельни. Богадельня и храмы содержались на проценты от средств капитала купца Николая Скулябина. По данным на 1892 год численность прихожан составляла 57 человек. После закрытия в 1918 году богадельни Георгиевские церкви вновь стали приходскими. Восстановленной Георгиевской общине было передано в пользование имущество закрытой в том же 1918 году домовой церкви при арестантском отделении. 30 января 1930 года на заседании Президиума окрисполкома было принято постановление о расторжении договоров с рядом религиозных общин, в том числе и Георгиевской. Основной повод к закрытию церквей административный отдел увидел в том, что «... религиозные общины совершенно не производили никакого ремонта и очень плохо отапливали, что грозит разрушению зданий, а также общины по количеству в них членов незначительны и могут безболезненно перейти в другие поблизости храмы». Наиболее ценные иконы из закрытых холодного и теплого храмов передали на хранение в Вологодский музей. Еще раньше, 15 июня 1929 года, была закрыта Георгиевская теплая церковь. Ее здание передали артельсоюзу под размещение валенной мастерской. В 1936 году летний Георгиевский храм был разрушен. На территории, где располагались храмы Георгиевского прихода, в послевоенное время существовало мебельное производство. | 58. Церковь Сретения ГосподняСретенская церковь
Церковь Сретения является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречной части и знаменует новый этап в развитии каменного зодчества Вологды. В ее архитектуре слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Время построения первоначальной деревянной трехпрестольной Сретенской церкви точно не установлено. Впервые она упоминается в исторических документах за 1656 год. Каменная Сретенская церковь возведена в 1731 году. Церковь Сретения – бесстолпный трехчастный храм на подклете, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных зеленоватых изразцов – деталь, весьма характерная для вологодских церквей XVIII века. С востока к кубу примыкает одноапсидный алтарь, а с запада – двухэтажная трапезная, в которой располагался теплый храм с двумя приделами – Никольским и в честь святителей Московских. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры. Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма; стройная и высокая она, напротив, придала легкость его силуэту. Время этой перестройки определить по документам не удалось, но вот некоторые предположения, проистекающие из рассмотрения стиля архитектуры: колокольня имеет готический оттенок. Однако, это не Екатерининская готика конца XVIII столетия, а Николаевский стиль faux gothique 1830-х годов. Боковые входы у колокольни пристроены в 1870-е годы. Прежде вход в церковь был один – от реки, по крутой лестнице, теперь устроены два боковых входа, а вход от реки уничтожен. Но и эта пристройка вышла удачной. В культовой постройке прослеживается четкая связь с гражданской, светской архитектурой. Церковь, особенно ее трапезная часть, напоминает каменные палаты. Сходство с гражданским «палатным делом» дополняет двухмаршевое крыльцо церкви. Убранство интерьера не сохранилось. Из Сретенской церкви происходят несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона «Снятие со креста» XVI века – экспонат Государственной Третьяковской галереи. Сретенская церковь почти каждый год во время весеннего движения льда затоплялась водой. В кладовых ее было сыро даже в самые жаркие месяцы. Считается, что именно по этой причине не сохранилось каких-либо документов об истории храма. В наиболее сильные весенние паводки ледяные глыбы несло от Скулябинской богадельни в сторону Сретенской церкви прямо по затопленной Багровской улице (ныне ул. Варенцовой). Местные жители передвигались по улице на лодках. В ХХ веке с ликвидацией лесных массивов в верховьях рек Вологды, Тошни и Масляной сильных весенних наводнений, затопляющих вологодские набережные, не стало. Церковь Сретения закрыта 30 января 1930 года. Долгие годы в ней располагалось общежитие. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Сретения, 1731 г.» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. | 59. Церковь Иоанна Златоуста / Жен МироносицЗлатоустинская, Мироносицкая
По архитектурным достоинствам это одна из лучших вологодских церквей XVII века. Является украшением заречной части города. Кирпичный храм на подклете состоит из двусветного пятиглавого четверика, к которому с севера и запада примыкают галереи, с шатровой колокольней над северо-западным углом. Как указывает Г. К. Лукомский в своей книге «Вологда в ее старине», вышедшей в свет в 1914 году, «именно эта – одна из наиболее привлекательных церквей Вологды – как раз не описана у многих авторов книг о Вологде. Некоторые авторы относят ее к началу XVIII века! Другие соглашаются с тем, что этот храм, безусловно хорошей поры развития форм русского стиля XVII века, мог быть построен и в XVI веке». Автор книги «Вологда. История строительства и благоустройства города» (1977 г.) В. И. Соколов датой постройки каменного храма называет 1664 год. Вероятнее всего, первоначально на этом месте был построен деревянный храм во имя Жен Мироносиц. В документах XV века упоминается наличие в заречной части города Мироносицкой трети. Вот как описывает архитектурные особенности церкви Г. К. Лукомский: «Храм кубической формы, напоминающей храм Николы во Владычной Слободе, куб его невысок; закомары отделены от остальной плоскости церкви карнизом. Наличники окон хорошего рисунка. Куб увенчивается пятью куполами, на них приятные главы. Но звонница – самая удачная и типичная часть храма. На широкий мощный четверик поставлен сравнительно узенький восьмерик собственно звона, покрытый пирамидальным каменным шатром со слуховыми окнами, идущими в два ряда. Верхняя часть звонницы очень изящных пропорций кажется не гармонирующей с низом – массивным двухэтажным кубом». Обе части колокольни построены одновременно. Характер кладки, лепки стен и форм ее украшений подтверждает подлинность предположения о сооружении колокольни до XVIII века. В Златоустинском храме полностью отразилась идея преемственности «двойных» вологодских церквей – холодной и теплой, объединенных в одном здании. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви – во имя Жен Мироносиц. Отсюда происходит и двойное название храма – Златоустинский и Мироносицкий. Интерьер верхнего храма был украшен лепниной и живописью, частично сохранившимися до нашего времени. А. И. Сазонов в книге «Вологда. Каменная летопись» (2008 г.) утверждает, что колокольня Златоустинского храма построена над церковью – весьма редкое для Вологодчины архитектурное решение. В большинстве источников эту церковь ошибочно называют Мироносицкой. Г. К. Лукомский не дает ее названия, однако указывает, что она была упразднена в начале ХХ века. В нижнем этаже существовали приделы Вологодских Чудотворцев, Александра Свирского (упразднен в 1911 году) и Варваринский. Отсюда можно сделать вывод, что упраздненная церковь могла быть церковью Александра Свирского. В начале ХХ века Иоанно-Златоустинский приход был одним из самых малочисленных в Вологде, что объясняется наличием в округе большого числа других храмов: Сретенского, Леонтьевского, Дмитриевского. Малочисленность общины послужили одним из основных аргументов для закрытия церкви в 1930 году. 30 января 1930 года на заседании Президиума окрисполкома было принято постановление о расторжении договора на пользование с Иоанно-Златоустинской общиной. Имеются сведения о том, что еще в 1920-е годы применялись репрессионные меры в отношении священников храма. Так, в апреле 1926 года был арестован настоятель церкви протоиерей Анатолий Попов. После отбытия наказания отец Анатолий вернулся на место своего служения. Во время его вынужденного отсутствия религиозное объединение Иоанно-Златоустинской церкви за определенную плату приглашало для проведения воскресных и праздничных служб проживающего в Вологде архимандрита Нифонта из закрытого Спасо-Прилуцкого монастыря. Заштатным священником храма в 1926-1930-х годах состоял также иеромонах Николай (Шурыгин) – инок бывшего Свято-Духова монастыря. В 1930 году закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства. В нем разместился склад. Возможно, благодаря этому удалось сохранить от уничтожения как сам храм, так и украшение его интерьеров – лепнину и живопись. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 церковь Иоанна Златоуста отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения. В начале 2000-х годов церковь возвращена верующим. Является приписным храмом к церкви Покрова на Торгу. По причине необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ регулярные богослужения в храме не проводятся. В 2010 году по инициативе депутата Законодательного Собрания Вологодской области Елены Минаковой создан Благотворительный фонд восстановления храма. Все работы по реконструкции согласованы с Управляющим Вологодской Епархией Русской Православной Церкви Архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, восстановление ведется под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.
| 60. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на НаволокеУспенская, Дмитриевская теплая – теплый храм Дмитриевского прихода
Сооружение рядом двух храмов – более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, – типично для Русского Севера. Первая теплая церковь Дмитриевского прихода построена в 1710-1711 годах у северной стены церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Освящена она была во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев, что подтверждает факт строительства холодного Дмитриевского храма ярославскими мастерами. Предположительно в XVIII веке была возведена и колокольня. В 1750 году придел ярославских чудотворцев разобрали. Тогда же на средства купца А. А. Рыбникова построили отдельную теплую церковь. По некоторым данным, первоначально она именовалась Всехсвятской и только в 1836 году ее переосвятили в Успенскую на Наволоке. Наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносится много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья – примерно в границах улиц Горького и Комсомольской. Теплая церковь, освященная во имя Успения, представляет собой низкий прямоугольный в плане объем, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. С западной стороны к теплому храму примыкает барочная колокольня. Ее вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества. Храмы Димитрия Прилуцкого и Успения Божией Матери закрыты в период с 6 по 13 марта 1930 года. В мае-июле 1930 года представители Дмитриевской общины обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, окружного административного отдела, окружной прокуратуры, окружного финансового отдела, отклонила ходатайство, отметив что «церкви закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций». 6 апреля того же 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета было принято решение о разборке церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отделов, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным из общего числа городских церквей признать надлежащим к слому и теплый храм Успения. К счастью, этот план не был реализован. В 1930-е годы закрытые Дмитриевские храмы были переданы в ведение военного ведомства. Часть церковного имущества передана в фонды Вологодского краеведческого музея. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Ансамбль Дмитриевских церквей: церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная) и церковь Успения (теплая) отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения. В 1980-х годах проведена реставрациях храмов. В конце 1990-х годов Успенская, а затем и Дмитриевская церкви возвращены верующим. В настоящее время храмы являются подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. |
|