61. Церковь Дмитрия ПрилуцкогоДмитриевская, Димитрия Чудотворца – холодный храм ансамбля церквей Дмитриевского прихода
Церковь освящена во имя небесного покровителя Вологды Дмитрия Прилуцкого. По преданию, именно на этом месте, на берегу реки Вологды, в 1371 году (по другим сведениям в 1378 году) жил преподобный. Через некоторое время после основания им Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде соорудили часовню. После причисления Дмитрия Прилуцкого к лику святых, часовня была заменена деревянной церковью. Первое упоминание деревянной церкви Дмитрия Прилуцкого в окладных книгах Архиерейского дома относится к 1618 году. В середине XVII века, после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва, в Вологде возобновилось каменное строительство. В 1651 году ярославскими зодчими Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым был построен каменный холодный Дмитриевский храм. Предположительно в 1710-1711 годах к северной стене здания пристроили теплую придельную церковь во имя святого князя Феодора и его чад Давида и Константина, ярославских чудотворцев, а с северо-запада – колокольню. В 1750 году придел разобрали и на средства купца А. А. Рыбникова построили отдельную теплую Успенскую церковь. Сооружение рядом двух храмов – более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, – типично для Русского Севера. В 1781 году на средства купца М. И. Рыбникова к южной стене церкви Дмитрия Прилуцкого пристроена паперть с приделом преподобного Максима Исповедника, ризница и лестница-всход. Холодная церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (наволоком на Русском Севере называли низменное место у берега, куда при разливах реки наносилось много ила. В Вологде Наволоком именовали значительную часть набережной Заречья – примерно от улицы Горького до улицы Комсомольской) представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм на подклете, увенчанный маленькими широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками на углах, поясом с круглыми нишками и ширинками, закомарами и аркатурой на барабанах. По своей архитектуре и декору церковь близка к ярославским памятникам середины XVII века. Искусствовед Г. К. Лукомский отмечал в начале ХХ века: «Холодная двухэтажная пятиглавая Дмитриевская церковь 1710 года, теплая пристроенная к ней в 1716 году колокольня и пристройка с западной стороны (в ней придел св. Максима, ризница и архив) – составляют вместе довольно хаотическое нагромождение архитектурных форм разных стилей». Холодная церковь Дмитрия Прилуцкого расписана в 1721 году. Роспись церкви создана под влиянием ярославских образцов и выполнена в стиле барокко. Существует предположение, что во главе артели стенописцев работал Федор Федоров (есть мнение, что артель возглавлял Федор Игнатьев), расписывавший церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового заветов. В среднем ряду стен изображены сцены из жития Дмитрия Прилуцкого. Роспись на куполах и сводах преимущественно повторяет роспись церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Наиболее почитаемыми в холодном храме были два списка иконы Божией Матери: Семигородная работы преподобного Дионисия Глушицкого из Семигородной мужской пустыни и Семистрельная – из сельской приходской церкви Иоанна Богослова на реке Тошне Вологодского уезда. В 1831 году, во время холерной эпидемии, эти две чудотворные иконы были перенесены в Вологду и находились в Дмитриевской церкви. В память о прекращении эпидемии и были написаны списки. В 1928 году после закрытия находящегося напротив Дмитриевской церкви Вознесенского храма вознесенская община присоединилась к дмитриевской. Из Вознесенской церкви были перенесены в церковь Дмитрия Прилуцкого некоторые чтимые иконы, в том числе образ Божией Матери «Всех Скорбящих радость» из бывшей тюремной Скорбященской домовой церкви. В сводках ОГПУ неоднократно отмечалось, что многолюдные службы в Вознесенском, а затем и в Дмитриевском храме напрямую связаны с наличием у приходской общины этой чтимой иконы. Дальнейшая судьба Скорбященской иконы (после закрытия церкви Дмитрия Прилуцкого) не известна. Отрицательно сказался на судьбе дмитриевской общины церковный раскол. В 1930 году часть священников перешла к обновленцам, часть придерживалась Тихоновской ориентации. Оба Дмитриевских храма были закрыты в период с 6 по 13 марта 1930 года. В мае-июле 1930-го представители дмитриевской общины обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть храмы, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. Специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, окружного административного отдела, окружной прокуратуры и окружного финансового отдела, отклонила ходатайство, отметив, что «церкви закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций». 6 апреля того же 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета принимается решение о разборке под нужды строительства церковных оград и церквей, непригодных к приспособлению под учреждения культуры. Комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отдела, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным в числе городских церквей признать надлежащим к слому и теплый Дмитриевский храм. К счастью, план не был реализован. В 1930-е годы закрытые храмы перешли в ведение военного ведомства. Часть церковного имущества была передана в фонды Вологодского краеведческого музея. Храмовую живопись удалось сохранить. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 Ансамбль Дмитриевских церквей – церковь Дмитрия Прилуцкого (холодная) и церковь Успения (теплая) – отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения. В 1980-х годах проведена реставрациях церквей, восстановлены звезды на куполах Дмитриевского храма. В конце 1990-х храмовые здания вернулись церкви. В 2001 году произошло повторное освящение церкви Дмитрия Прилуцкого. В настоящее время храмы являются подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. | 62. Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободеНиколы во Владычной слободе
Церковь Николы во Владычной слободе входит в число наиболее древних каменных храмов Вологды. Из сохранившихся в городе церквей она является третьей по древности после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Впервые храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети упоминается в окладной книге преосвященного Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белозерского, относящейся к 1691 году. Согласно ее записи, церковь в каменном исполнении построена посадскими людьми в 1669 году вместо деревянной. Храм освящен во имя одного из самых популярных на Русском Севере святых – Николая Мирликийского. Второе – географическое – название церковь получила по наименованию местности, принадлежавшей Вологодскому архиерейскому дому. Население Владычной слободы, в отличие от вологжан, проживавших на посадах, было освобождено от государственных налогов. Долгое время считалось, что слобода была «взята за государя» и приписана к посаду города после Соборного уложения 1649 года, закреплявшего повсеместную конфискацию городских владений духовенства. Однако сведения об Архиерейской (Владычной) слободе, содержащиеся в более ранних источниках, убеждают нас в том, что это произошло гораздо раньше. Так, например, дозорная книга посада Вологды князя П. Б. Волконского и подьячего Л. Софонова 1616-1617 годов, представляющая одно из первых описаний Вологды, квалифицирует данную местность как «сорок бывшие Владычни слободы». Результаты дозора отражают последствия польской интервенции России начала XVII века и разорения Вологды в 1612 году. При этом, как замечено автором публикации дозорной книги Ю. С. Васильевым, дозорщиков интересовали лишь данные о той части населения посада, которая была обязана платить государственные повинности. Следующим источником являются материалы копийной книги Троице-Сергиева монастыря, содержащие сведения о его приобретениях: «в 1625 году, ноября 17, Окинфей Нифантьев, вологжанин-посадский из Владычной слободы, продал Троице-Сергиеву монастырю «свой двор» на Вологде «на посаде в сороку бывшие Владычны слободы на берегу реки Вологды в Пречистенском приходе». И, наконец, сведения о самом древнем вкладе в церковь Николы во Владычной слободе, обнаруженные в архивном фонде, позволяют убедиться в том, что уже в начале XVII столетия слобода относилась к разряду государственных и к посаду Вологды. Кроме того, в церковной ризнице хранился серебряный позолоченный крест чеканной работы, положенный туда в 1604 году вологодским посадским Михаилом Андреевым, о чем свидетельствует надпись, выгравированная на одной из сторон креста: «7203 года Марта 1-го числа положилъ сей крестъ на Вологде, въ Церкви Живоначальныя Троицы да Николая»; над сею надписью вырезано: «что во Владычной Слободе на посаде – Михаиле Андреевъ». Следует заметить, что название «Владычной» сохранялось за этой местностью вплоть до конца XIX века. Часть нынешней улицы Гоголя до 30-х годов ХХ века именовали «улица Владычная слобода», а иногда и просто «Владычная». Архитектурные форы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность. Церковь во многом подражает Софийскому собору, что типично для вологодских храмов середины XVII века, отличающихся величественностью. Церковь Николы во Владычной слободе представляет собою высокий куб, поставленный на высокий подклет. Венчают храм пять тесно и красиво по композиции поставленных куполов. Барабаны луковичных глав украшены арочным поясом, поддерживающимся колонками. Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отделенными от стен карнизом, типично для храмов XVII века. В закомарах до начала ХХ века имелась живопись с изображением двунадесятых праздников, не представлявшая особого интереса. Пониженный алтарь и трапезная храма были значительно перестроены в XVIII веке. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид. Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, поставленная позднее самого храма – в XVIII веке. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Интерьер церкви Николая Чудотворца имеет необычную двустолпную конструкцию. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип храмовых зданий XVI-XVII веков. В 1793 году интерьер храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывающая церковные своды, арки и столбы. Истинным украшением церкви был великолепный иконостас в стиле Людовика XVI, удачно сочетавший в себе живопись, деревянную скульптуру и искусную деревянную резьбу. По мнению исследователя Г. К. Лукомского, он считался одним из лучших в городе и чем-то напоминал иконостас Андреевской церкви в Kиеве. В церкви Николы во Владычной слободе имелись Троицкий, Прокопия Устюжского, Скорбященский, Стефановский и Тихвинский приделы. Храм был закрыт в период с февраля по март 1930 года. По некоторым данным, первое время он использовался в качестве пересыльного пункта для высланных из Украины и с юга России. В конце 1930-х годов строение лишилось всех своих пяти куполов. В бывшем храме открылась мастерская артели «Утилизатор», затем игрушечная фабрика. В послевоенное время здесь размещалась фабрика валяной обуви. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Никольская церковь во Владычной слободе (Церковь Николы во Владычной слободе), 1669 г., ул. Гоголя, 108» поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия федерального значения. В конце 1980-х годов началась научная реставрация памятника, были восстановлены барабаны и луковичные завершения с крестами. В начале 1990-х при церкви создана община, начат сбор средств на ее восстановление. При приходе были образованы Центр социальной помощи и воскресная школа. В 1994 году храм возвращен верующим. 9 сентября 1998 года в церковь Николы во Владычной слободе перенесены мощи святителя Антония, епископа Вологодского, ранее покоившиеся в Софийском соборе Вологды. | 63. Церковь святого апостола Андрея Первозванного во ФрязиновоАндрея Первозванного, Андреевская, Преображенская, Фрязиновская. Ранее – Спасо-Преображенская Фрязиновская церковь
Церковь святого апостола Андрея Первозванного располагается на берегу реки Вологды. За свою многовековую историю церковь неоднократно переосвящалась. В окладных книгах 1618 года и до конца XVII столетия она именовалась церковью святого Андрея Первозванного, во имя которого существовал престол в нижнем этаже. Под тем же названием церковь значится и в окладной книге 1691 года. В архивных документах I половины XVIII века («Списке церквей Вологды за 1741 год» и в Сыскном деле о неявке крестьян на исповедь за 1733 год) храм именуется Спасо-Преображенским во Фрязинове. Можно предполагать, что построенное в конце XVII столетия каменное здание храма было освящено во имя Преображения Господня. В декабре 1990 года церковь вновь освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного. Фрязиново – название дворцового села, местности в Заречье, где в XVI–XVIII веках селились иностранцы, в основном приезжие купцы, которых в Древней Руси называли собирательным именем «фрязины» или «фрязи». Как и многие другие храмы Вологды, церковь Андрея Первозванного пережила две стадии развития своего внешнего вида: деревянную и каменную. Деревянная церковь впервые упоминается в 1618 году. Точных сведений о построении каменного здания храма не сохранилось. В краеведческой литературе мы встречаем различные варианты датировок. Г. К. Лукомский со ссылкой на клировые ведомости упоминает о том, что около 1670 года на месте обветшавшей деревянной церкви построена была каменная. Н. И. Суворов определяет время строительства каменного храма Преображения Господня, что во Фрязинове, концом XVII столетия. Авторы-составители Вологодского иллюстрированного календаря за 1873 год без какой-либо ссылки на используемые источники годом основания каменного храма называют 1687-й. Внешне церковь выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции она традиционна для храмов Вологды XVII – начала XVIII века. Это кубический, первоначально пятиглавый храм с пониженным прямоугольным алтарем и папертью, поставленный на подклет, в котором располагался придел Андрея Первозванного. Подклет с выдвинутой к востоку алтарной частью в виде двух апсид также типичен для многих памятников церковного зодчества Вологды. От первоначального пятиглавия в настоящее время сохранился лишь центральный барабан с главой. Примыкающая с запада к Спасо-Преображенской церкви колокольня необычного силуэта и, по-видимому, позднейшего происхождения, одна из лучших в Вологде. Она поставлена строго по продольной оси здания, что является сравнительно редким приемом для местного зодчества. Нижний ярус колокольни также трактован не вполне обычно: он решен как крыльцо на четырех столбах-кубышках с открытыми арками (позднее заложены и укреплены контрфорсами) и висячими в них гирьками. На этом ярусе вздымается стройный восьмигранный столп со звоном вверху, увенчанный нарядным шатром, двумя рядами обрамленных наличниками слухов и миниатюрной главкой. Верхний этаж занимал холодный Преображенский храм с тремя престолами: главным, во имя Преображения Господня, и двумя придельными во имя рождества Иоанна Предтечи (южный) и во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких чудотворцев (северный). В нижнем теплом храме размещались престолы во имя святого апостола Андрея Первозванного (в восточной части) и во имя святого Григория Богослова (северный). Здесь же находились приделы во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива и во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Приделы апостола Андрея, Рождества Иоанна Предтечи, Дионисия Глушицкого и Григория Богослова наиболее ранние, возникшие с основанием храма. Придел во имя святых мучеников покровителей христианского супружества Гурия, Самона и Авива был устроен к 1849 году. 6 апреля 1853 года причтом Спасо-Преображенской церкви было послано ходатайство в духовную консисторию «о устроении по правую сторону в теплой церкви придела». Разрешение на работы было дано 12 мая 1853 года. К 1855 году придел во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость был устроен «усердием и иждивением прихожанина надворного советника Аполлона Николаевича Гарновского». В статье историка Н. И. Суворова «Спасопреображенская, что во Фрязинове, церковь в г. Вологде», опубликованной в № 20 «Вологодских епархиальных ведомостей» за 1873 год, говорится о том, что около Спасо-Преображенской церкви до 1850 года на берегу реки Вологды существовала каменная часовня с иконой преподобного Дионисия Глушицкого. И построена часовня была на месте пребывания в селе Фрязинове этого угодника. Исстари приход Спасо-Преображенской церкви составляли не только горожане – жители улиц Фрязиновской, 1-й и 2-й Андреевских (ныне ул. Разина и ул. Пугачева), Большие и Малые Кожевники (ул. Горького и ул. Машиностроительная), части Фрязиновской набережной (Набережная VI Армии), – но и жители окрестных деревень: Фрязиново, Хорхорино, Желудкино, Баранково, Тепенькино, Доронино и Погарь. Поэтому в какой-то мере церковь являлась уникальной: была одновременно городской и сельской, соединяла в приходской жизни городской и сельский уклады. Социальное лицо прихода было разнородным: купцы, мещане, крестьяне, чиновничье ведомство. Главную статью дохода на содержание церкви и причта составляли «доброхотные даяния» прихожан за исполнение церковных треб. Значительные суммы шли от процентов с предназначенных в пользу церкви и причта вечных вкладов, от доходов с церковной земли и оброчных статей. Церковные земли (8 пожень в Вологодском уезде), составлявшие 240 десятин, были жалованы Спасо-Преображенской Фрязиновской церкви грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1687 году. Сенокосные земли сдавались в краткосрочную аренду. Огромное значение для благосостояния церкви и прихода имели различного рода пожертвования: денежными суммами, ценными бумагами, церковной утварью, иконами, окладами из драгоценных металлов. В числе благотворителей в документах фигурируют: купцы А. А. Шапкин, Виктор Грачев, Владимир Коноплев, Н. М. Веденеев, Антон Рудаков, Владимир и Дмитрий Нечаевы, С. Н. Леденцова, Павел Волков, Дм. В. Пальцев; коллежский советник Г. И. Протопопов, губернский секретарь Иван Шайтанов, коллежский советник П. И. Васильев, потомственный гражданин Василий Грудин. В 1870 году купцом Матвеем Авивовичем Поповым-Введенским была устроена серебряная риза весом более 5 фунтов на храмовую икону апостола Андрея Первозванного. Двумя годами позже купцом Василием Ивановичем Нечаевым была пожертвована икона св. праведного Самсона Верхотурского. Икона св. апостола Иоанна Богослова в серебряной ризе пожалована церкви вдовой коллежского асессора М. И. Васильевой. Устройство в 1878 году каменной ограды с железными решетками осуществлялось благодаря купцам Я. М. Попову-Введенскому, Н. П. Щучкину, Н. М. Веденееву и другим. Издание в январе 1918 года декрета советской власти об отделении церкви от государства возвестило о начале нового этапа в истории православной христианской церкви. В ходе экспроприации по разным политическим мотивам из Спасо-Преображенской церкви было изъято в мае 1922 года 62 серебряных культовых предмета общим весом свыше двух пудов, жемчуга и драгоценных камней свыше одного фунта, сброшено в январе 1930 года 13 колоколов. Вес конфискованной колокольной меди составил более 218 пудов. 30 января 1930 года договор со Спасо-Преображенской приходской общиной был расторгнут, а храм, переданный военному ведомству, приспособлен под пересыльный пункт для перемещенных лиц. Около храма осуществлялись захоронения умерших ссыльных с юга и Украины. На столбах, стенах, откосах окон и арок верхнего храма сохранились подписи жертв репрессий, датированные 1930-1932 годами. Художественное убранство церкви было уничтожено, за исключением части икон, переданных в губмузей. После закрытия храма его последний настоятель протоиерей о. Николай (Замараев) перешел на службу в кладбищенскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ныне кафедральный собор). В 1938 году он был арестован. В 2002 году священномученик Николай причислен к лику святых. В Великую Отечественную войну в церкви стояли станки, эвакуированные из блокадного Ленинграда. В окно на южную сторону выдавали хлеб по карточкам. После войны упал церковный крест. Внутреннее пространство верхнего храма было разделено перекрытием на два яруса. Долгое время здание церкви было практически лишено кровли. Крыша прохудилась. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «Церковь Андрея Первозванного, 1687 г., каменная, Краснофлотская набережная (ныне Набережная VI Армии), 205» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Тогда же, в 1960-е годы, на памятнике проведены первые ремонтно-реставрационные работы. Работы по реставрации храма продолжались в 1980-1990-е годы. В 1970-е годы здание передали под размещение склада. Церковь возвращена верующим в 1990 году. Ее освящение состоялось 9 декабря 1990 года. Участие в восстановлении храма принял и Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, передав в дар общине аналой XIX века, одиннадцать икон, пелены, покрова, стихарь, епитрахиль, палицу и другие предметы. __________________________________
Спасопреображенская, что во Фрязинове, церковь*[Подробные сведения см. Вологодские епархиальные ведомости. 1873 г. NN 20 и 21]
Церковь находится на самом берегу реки Вологды, на южном конце зареченского посада, в двух верстах от кафедрального собора и в одной версте от соседней Николаевской, что во Владычной слободе, церкви. Называется Спасопреображенской по главному престолу в холодном, верхнем ее этаже. Фрязиновской именуется потому, что на месте нынешнего ее прихода было некогда дворцовое село, называвшееся Фрязиновым. Время первоначального основания Фрязиновской церкви неизвестно. По документам констисторского архива сведения о ней начинаются только с 1618 года. Давно ли построена нынешняя каменная Фрязиновская церковь, сведений также не сохранилось. Судя по характеру ее архитектуры можно полагать давности ее около двух сот лет. В верхнем этаже три престола: главный, во имя Преображения Господня и два придельных, находящиеся в южном и северном отделениях алтаря. В южном – во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, в северном – во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких, чудотворцев. Предалтарный иконостас Преображенского храма резной, золоченый, современный построению каменной церкви. Царские врата состоят из мелкотравчатой сквозной золоченой резьбы. По правую сторону царских врат местные иконы: 1) икона храмовая преображения Господня, 2) икона Всемилостивого Спаса Смоленского, 3) икона Воскресения Христова. За южными пономарскими дверями: 4) икона святого Иоанна Предтечи, 5) икона Божией Матери всех скорбящих. По левую сторону царских врат местные иконы: 1) икона Божией Матери Одигитрии, 2) икона Живоначальной Троицы, 3) икона святого Николая Мирликийского. За северными дверями: 4) икона святого Алексия, человека Божия и святого праведного Артемия Веркольского. Все вышеозначенные местные иконы по письму отличаются глубокой древностью и строгим характером греческого иконописания. В нижнем этаже четыре престола. Южный, во имя святого апостола Андрея Первозванного, древнейший из всех престолов церкви; северный, во имя святого Григория Богослова. Из икон замечательна здесь небольшая икона святого апостола Андрея Первозванного с частицей мощей его, помещающаяся на нарочито устроенной круглой тумбе в киоте за стеклом. Третий и четвертый придельные престолы в нижнем этаже Фрязиновской церкви помещаются у двух западных столбов, поддерживающих своды. Подле правого столба придел во имя Божией Матери всех скорбящих радости, устроенный в 1853-1954 гг. Подле левого столба придел во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, устроенный в 1848 году. Старинные предметы в ризнице: евангелие в листе, обложено чеканным золоченым непробным серебром, с такими же застежками, печатано в Москве 1698 года и крест напрестольный серебряный, золоченый, чеканной работы с частицами святых мощей и других святынь. Источник: И. Степановский. Вологодская старина. – Вологда, 1890
______________________________
Церковь эта, слывущая еще под именем Спасо-Преображенской что во Фрязинове, [*] [«Фрязиново» – дворцовое село – часть города на левом берегу реки, где во времена Петровские и до-Петровские селились приезжие иноземцы-купцы. Предки наши, не разбираясь в тонкостях национальных особенностей, всех иностранцев окрестили собирательным именем «фрязины» или «фрязи».] находится на самом берегу р. Вологды, неподалеку от церкви св. Николая во Владычной слободе. Храм – кубической формы, высокий, заключающий две церкви: теплую и холодную. К церкви примыкает колокольня очень стройного силуэта. Она, видимо, укреплена внизу контрфорсами недавно, и ранее представляла невысокий четверик, из которого вырастала эта очень изящная звонница, восьмиугольная в плане и покрытая двухсветным шатром с маленькой главкой. В четверике входа арка с висящею гирькою. К особенно красивым частям наружной архитектуры надо отнести главу. Ее форма превосходна. Покоящаяся на тонком барабане, ярко-синяя с золотыми звездами, она отлично связывается в одну стройную композицию с храмом. Как и многие церкви в Вологде, церковь Андрея Первозванного пережила две фазы развития своего внешнего вида: деревянную и каменную. В документах консисторского архива о ней имеются сведения, начиная с 1618 года, а в клировых ведомостях упоминается, что около 1670 года (по другим источникам конец XVII столетия и 1687 г.) на месте обветшавшей деревянной церкви выстроена была каменная. Одноглавый куб с двумя полукружиями одной стороны и тремя полукружиями другой, был пятиглавым. Боковые главы были разобраны так, что при ближайшем рассмотрении может показаться, что их никогда и не существовало. В сущности композиция храма из куба с одним куполом вполне гармонична, а так как купол возвышается над звонницею значительно, то для общего силуэта достаточны массы его одного. К несчастью, в холодном верхнем этаже церкви уничтожен недавним пожаром шестиярусный иконостас современный храму. Интересен он был еще тем, что в 1870-73 годах в нем было сделано Ст. Ст. Каменьщиковым поновление, не нарушающее старинного письма, а это редкое явление в деле обращения с памятниками старины. Церковь Андрея Первозванного является хранилищем большого количества старинных икон, часто с подписями мастеров. Так на иконе Флора и Лавра стоит: «1714 году писан сей св. образ, а писали изуграфы города Костромы Карп Григорьев, Михайло, Никита Артемьевы, а свершися сей образ Ноября в 19 день». Подобную же подпись имеют иконы: «Tpivпoстасное Божество» и «Св. Власий и св. Модест». Не имея возможности точно датировать иконы Андреевской церкви (для чего потребовалось бы более подробное и тщательное их изучение, к тому же многия иконы потемнели, записаны), отметим лишь те, кои являются наиболее старинного стиля иконописания, по общему приему писем могут быть отнесены к XVI-XVII в.в. 1. Икона Преображения Господня. Риза на ней вышита золотом и украшена жемчугом и стразами. 2. Икона Всемилостивого Спаса Смоленского с молящимися; риза и венец на Спасителе, серебряные, венец позолочен и украшен бриллиантами. 3. Икона Иоанна Предтечи с серебряными венцом и цатой. 4. Икона Божией Матери Всех скорбящих. 5. Икона Божией Матери Одигитрии с ризой, украшенной жемчугом и разноцветными вставочками. Оклад из серебряной басмы. 6. Икона Живоначальной Троицы с 22 венчиками и окладом из серебряной басмы. 7. Икона Алексея человека Божия. 8. Образ Спаса (на паперти во входе в теплый храм). 1 сажен вышины, 2 аршина ширины. Местами сильно попорченный. Фон цвета потемневшего золота, лик совершенно темный, характерные светлые надбровные дуги и веки. Образ этот находился раньше в холодном храме. 9. Икона Обрезания Господня. Интересна по композиции и краскам. На одеждах много темных красных тонов. Одеяние Богородицы темнозеленое с золотыми прорезями. 10. Икона Евхаристии. Имеет надпись: «Иже Херувимы». Интересна композиция образа; в средине Спаситель, вверху Бог Саваоф, над ними купола церквей, внизу под Спасителем изображение царских врат; святые двумя полукругами около Спасителя и Бога Саваофа, внизу же, около царских врат, они, расположенные по прямой линии, поднимаются к концу иконы. Фон иконы – потемневшего золота. Изображения святых темные, местами красные с черным. 11. Образ Богоматери. На нем старинные украшения стального цвета на медных и серебряных пластинках с узорами из ценных камней и жемчуга.
В нижнем теплом храме обращает внимание небольшой чеканный образ св. Андрея Первозванного. Святой изображен во весь рост, со свитками в руке. Над ним благословляющий Христос. Прекрасна на образе на лице и одеждах апостола разноцветная финифть. На оборотной стороне характерная надпись. [*] [«В лето от сотворения миpa 7212 году, в славном, преименитом, царствующем и богоспасаемом граде Москве, при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малые и белые России Самодержца и при сыне Его Государеве Блеговерном Государе Царевиче и Великом Князе Алексее Петровиче, меж патриаршества, постройся сей святый образ Святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного на Вологду в Государево дворцовое село Фрязиново, в церковь Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Рождества честного и славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна и Святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного по обещанию книг печатного дела батщика Семена Емельянцева, сына Герасимова, в лето от Рождества Христова 1703 года, месяца Ноемврия в 8 день».] Отметим еще, что, по мнению проф. Шляпкина, [**] [«Святцы Несговорова», Художеств. Сокр. России 1903. ] в Андреевской церкви есть иконы Новгородских писем. Являются ли упомянутые нами иконами Новгородских писем, судить трудно, но нет основания предполагать невозможность такого суждения: Новгород издавна был в тесных отношениях с Вологдой, и иконы писем Новгородских могли попасть и за пределы периферии Новгородской.
_________________________________
В южной части Заречной стороны в XVI–XVII вв. располагалось дворцовое село Фрязиново. Здесь селились иностранцы, в основном приезжие купцы, именовавшиеся в Древней Руси «фрязинами». Около 1670 г. (по другим источникам – в 1687 г.) во Фрязинове, на берегу реки, была возведена церковь Спаса Преображения, иногда называемая также Андрея Первозванного (Набережная VI армии, 205), которая существует и по сей день (илл. 52). Внешне она выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII – начала XVIII в. Это – кубический, первоначально пятиглавый объем с пониженным прямоугольным алтарем и папертью, поставленный на подклет, в котором располагался придел Андрея Первозванного. Подклет, с выдвинутой к востоку алтарной частью в виде двух апсид, также типичен для многих памятников Вологды. Наружное убранство здания сильно изменено, но, судя по отдельным сохранившимся фрагментам (граненые столбы паперти, завершающий куб карниз и над ним, с каждой стороны, – три крупных, редко расставленных кокошника), было довольно нарядным. От пятиглавия остался лишь центральный барабан с главой. Примыкающая с запада к церкви колокольня, безусловно, одна из лучших в Вологде. Она поставлена строго по продольной оси здания, что является сравнительно редким приемом для местного зодчества. Нижний ярус ее трактован также не совсем обычно: он решен как крыльцо на четырех столбах-кубышках, с открытыми арками (позднее заложены и укреплены контрфорсами) и висячими в них гирьками. На этом ярусе вздымается стройный восьмигранный столп со звоном вверху, увенчанный нарядным шатром с гуртами, двумя рядами обрамленных наличниками слухов и миниатюрной главкой. Особенно интересен интерьер церкви Спаса Преображения, аналогичный Никольскому храму. Здесь мы находим те же два мощных квадратных столба в центре основного помещения с тождественной системой подпружных арок и коробовых сводов, прорезанных пятью световыми отверстиями барабанов глав (малые угловые позднее заложены). Отличие заметно только в использовании дополнительных арочек в углах для перехода к малым барабанам. Известно, что в Вологде прежде существовал еще один двустолпный храм, относящийся к более раннему времени, чем Никольский и Спасо-Преображенский. Это – церковь Иоанна Предтечи в бывшей Дюдиковой пустыни, построенная по челобитью «москвитина», гостя гостиной сотни С. Казакова от 30 ноября 1653 г. Она представляла собой большое здание соборного типа, без подклета, с пятью световыми главами, а также с трехапсидным алтарем, папертью и шатровой колокольней с запада. Двум столпам в ее интерьере в известной мере соответствовали фасадные членения стен лопатками: трехчастное – на восточной и западной и четырехчастное – на северной и южной, хотя завершение всюду оставалось одним и тем же: в виде трех закомар. Очевидно, этот храм и послужил прототипом других двустолпных памятников Вологды XVII в. Архитектурные истоки церкви Иоанна Предтечи, судя по происхождению его заказчика, ведут в столицу, где эта своеобразная архитектурно-конструктивная форма в культовых зданиях получила в XVII в. довольно широкое распространение. Не лишено вероятности, что определенную роль в появлении двустолпия в Вологде сыграли и местные северные традиции, которые сложились здесь еще в XVI в. на основе аналогичных храмов, созданных в Кирилло-Белозерском и Спасо-Прилуцком монастырях. Из церкви Спаса Преображения во Фрязинове происходит такой относительно редкий памятник, как тощая резная свеча, вернее, подставка для свечи из полого куска дерева (ныне в Вологодском музее). Это – довольно большой деревянный цилиндр, поверхность которого украшена мягким рельефным, резным с позолотой узором с орнаментальными клеймами. Резное узорочье в виде вьющихся стеблей, геометрических завитков и пышных розет, словно кружево, равномерно оплетает тулово изделия; фон появляется лишь в клеймах, подчеркивая высоту и пластику рельефа. Верх свечи украшен красиво вырезанной орнаментальной надписью: «Лета 7172 (1664) году месяца июля в 19 день на память святого мученика Емелияна построена бысть свеща сия в церковь Преображения господня по обещанию Тимофея Иванова». Традиции подобной резьбы восходят к декору древних плоскорельефных резных деревянных изделий XII–XVI вв.
Источник: Г. Бочаров. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. – М., 1966 | |
|