| Зосимовская, Зосимосавватьевская
Церковь находится на бывшей Плац-Парадной (ныне Советской) площади – главной площади губернского города Вологды. Со второй половины XVII века здесь располагались каменные палаты соляных дворов четырех крупнейших и богатейших монастырей Русского Севера: Кирилло-Белозерского (в честь него была освящена стоявшая на другой стороне площади церковь Кирилла-Белозерского на Соляном дворе), Спасо-Прилуцкого, Антониева-Сийского и Соловецкого. Деревянный храм, освященный в честь соловецких святых Зосимы и Савватия, первоначально принадлежал Соловецкому подворью. Интересно, что это одна из немногих церквей Вологды, не имеющая в названии географической составляющей. Исторические документы не сохранили для нас точной даты возведения каменной церкви в честь Зосимы и Савватия. Авторы книги «Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск» Г. Н. Бочаров и В. П. Выголов указывают на первую четверть XVIII века. Большинство исследователей считают, что каменная двухэтажная двухпрестольная одноглавая церковь выстроена в период с 1759 по 1773 год. Прием архитектуры, нашедший воплощение в постройке храма, особенно его куполов и колокольни, типичен для раннего барокко Вологды. Рамочные наличники окон и плоские парные пилястры стен были близки декору надвратной церкви Алексия, Человека Божия, Успенского Горнего монастыря. Восьмигранная колокольня церкви Зосимы и Савватия имела сходство с колокольнями вологодских церквей Воскресения Христова на Ленивой площадке и Спаса на Болоте. Позднее, на рубеже XIX-ХХ веков, к церкви была пристроена двухэтажная паперть в русском стиле, сильно исказившая ее первоначальный внешний вид. В нижнем храме находились Никольский и Климентовский приделы. Известный русский искусствовед Г. К. Лукомский так описывал церковь Зосимы и Савватия: «В нижнем храме два чудесных киота, раннего классицизма – между колонок среди пик овалы. Икона (1796 года) Феодосия Тотемского в одном медальоне. Иконостас церкви очень любопытный – стиля faux-gothique. В алтаре за иконостасом сохранились чугунные плиты пола. Хороша здесь икона праздников, из мелких частей. Паникадило с фигурами ангелов одно из лучших в Вологде. При подъеме в верхнюю церковь – на лестнице – виден прелестный деревянный резной киот. В куполе храма чудная орнаментация. В иконостасе хорошей формы рококо, живопись достаточно приятная: по оливково-коричневому тону, с золотыми обрамлениями, положены амуры и венки». В 1781 году приход церкви насчитывал 35 дворов. С 1873 года церковь Зосимы и Савватия составляла один приход с церковью Богородицы на Нижнем Долу. Благодаря соседству с домом вологодского губернатора, церковь Зосимы и Савватия пользовалась большим покровительством губернских властей. Зосимовская церковь закрыта 13 декабря 1928 года. Тогда же было принято решение о передаче бывшего храма под культурные нужды связистов, печатников и металлистов. Здесь открылся клуб имени 1 мая завода «Северный коммунар». В 1930-е годы здание было перестроено – разобрана глава четверика и колокольня. В 1940–1960-е годы здесь располагалась областная филармония. В середине 1960-х годов церковь вновь перестроили, она лишилась многих архитектурных деталей, над алтарной частью был устроен высокий шатер. С 1966 года в бывшем храме располагается областной театр кукол «Теремок». Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, начала XVIII в., каменная, ул. Ленина, 21 является выявленным объектом культурного наследия. Источник : http://www.cultinfo.ru
| 2. Кирилло-Иоанно-Богословская церковьКирилло-Богословская при Духовной семинарии, Кирилло-Белозерская на Соляном дворе, Иоаннобогословская, Кирилловская семинарская, семинарская церковь. С 1874 года – домовой храм Вологодской духовной семинарии
Кирилло-Иоанно-Богословская церковь – одна из древнейших в Вологде. Точная дата возникновения храма в деревянном исполнении не известна. Первое официальное упоминание каменной Иоаннобогословской церкви встречается в документах середины XVII века, когда дворовое место на берегу реки Вологды, принадлежащее Д. С. Строганову, было отдано им под «храм Московских и Кирилла Белозерского чудотворцев». Сооружала его в 1650-1653 годах присланная из Соловецкого монастыря артель каменщиков во главе с Кириллом Серковым, одним из видных местных зодчих, много строивших в то время в самой обители. В 1653 году богослужение в каменной церкви стал осуществлять нанятый священник из белого духовенства города Вологды. Церковь с небольшой шатровой колокольней принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю, подворья которого располагались на Кирилловской улице (современная улица Ленина). На Кирилловском подворье с давних времен продавалась монастырская соль, поэтому в окладных церковных книгах Кирилловская церковь писалась (для отличия от Кирилло-Рощенской) как «храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе». В его подклетных помещениях хранились запасы соли. В церкви было два престола – Иоанна Богослова и Кирилла Белозерского (отсюда двойное название храма) и придел Святителей Московских. По мере развития города церковь постепенно отдалялась от монастыря, превращаясь в приходскую. Так, в конце XVIII века к ней были приписаны 19 дворов, да и на месте монастырского подворья в 1780 году построены административные здания Присутственных мест и другие. В 1788 году Святейший Синод издает указ о переводе Вологодской духовной семинарии из Архиерейского подворья в здание Присутственных мест, что на Верхнем посаде у реки Вологды. В 1813 году семинария окончательно располагается в этом здании. Кирилловская церковь, продолжая оставаться приходской, начинает служить нуждам духовной семинарии. В начале XIX века в классическом стиле возводится новая колокольня, украшенная 10-метровым шпилем. Внутри храма появляются стенные росписи прилуцкого художника Андрея Булина. В 1873 году из-за скудности средств Кирилло-Иоанно-Богословская церковь и расположенная неподалеку церковь Зосимы и Савватия Соловецких были приписаны к церкви Рождества Богородицы на Нижнем долу. В 1874 году Святейший Синод удовлетворил давнюю просьбу духовной семинарии о передаче им Кирилловской церкви. Храм становится домовым и получает не только новый статус, но и новое название: «семинарский». Несмотря на изменение статуса, по воскресным и праздничным дням церковь была открыта для всех православных вологжан. В 1876 году в ней меняется иконостас. В 1893 году из-за чрезвычайной ветхости храма богослужения в нем прекращаются. Семинаристы временно посещают церковь Александра Невского, располагавшуюся неподалеку от Вологодского кремля, и временную домовую церковь, устроенную в семинарском зале. В 1895 году Святейший Синод дает разрешение на ремонт храма и выделяет семинарии на эти цели 35 тысяч рублей. В 1898 году начата разборка стен старого храма (за исключением колокольни). 9 июня 1898 года, в день памяти Кирилла Белозерского, состоялась торжественная закладка новых стен. Строительные работы завершились в октябре 1900 года. Крест на шпиле колокольни и кресты на главах покрыли позолотой. Вокруг церкви и семинарии были возведены каменная ограда с деревянными решетками и классической архитектуры Святые ворота. Стенная роспись обновленного храма была сделана местным мастером М. В. Алексеевым, автором поздней живописи во многих вологодских церквях, в том числе и в церкви Покрова на Козлене, сохранившейся до нашего времени. В 1918 году новая власть издала распоряжение об упразднении в Вологде всех монастырей, закрытии духовных учебных заведений и домовых церквей. В декабре 1918 года Кирилло-Иоанно-Богословская церковь при Духовной семинарии была закрыта. Богослужебное имущество из закрытых домовых церквей, как правило, передавалось в дальнейшее пользование приходским храмам. Имущество семинарской церкви передали религиозной общине строящейся церкви в Боровицкой волости Вологодского уезда. В бывшей Кирилло-Иоанно-Богословской церкви расположился государственный архив, после выезда которого в новое здание в 1963 году церковь разобрали. Причиной сноса послужило соседство бывшего храма со зданием вологодского облисполкома (ныне один из корпусов Технического университета). На месте храма в настоящее время устроен сквер. Источник : http://www.cultinfo.ru | 3. Церковь Афанасия Александрийского (Кон. XVII в.) Утрачена; Вологда, пл. Революции |
|
Церковь Афанасия Александрийского находилась на Старой Торговой (Спасской, Сенной) площади близ Городской Думы. Предположительно, храм был основан боярином, Вологодским наместником, князем Афанасием Ивановичем Вяземским. Относительно времени построения каменного храма сведения весьма противоречивы: некоторые авторы относят его постройку к концу XVII, другие - ко второй половине XVIII века.
Это была небольшая церковь с характерными приземистыми формами. Она состояла из одноабсидного алтаря, кубической формы одноглавой главной части, низкой трапезной и колокольни, завершенной высоким шпилем. Храм включал три престола. Афанасьевская церковь неоднократно закрывалась.
В советское время на месте разрушенной в 1924 году церкви Афанасия Александрийского существовал фонтан, в настоящее время здесь находится памятник героям гражданской войны. © ИАЦК, 2001
| 4. Церковь Николая Чудотворца на Сенной площадиНиколы на Сенной, Николо-Сенная, Никольская площадная, Никольская Сенноплощадская
Одна из четырех церквей, составлявших величественный храмовый ансамбль нынешней площади Революции. Названа по одному из главных приделов. Приставка «Сенная» говорит о месте расположения храма – на Сенной площади. На прилегающей к храму территории до последней четверти XIX века велась торговля дровами и сеном. Время основания деревянного храма не известно. Впервые он упоминается в документах 1610-1639 годов под названием «Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа на площади». После построения рядом с ней Спасовсеградского обыденного собора старую церковь во избежание путаницы стали именовать храмом Николая Чудотворца, при этом был сохранен существовавший в ней придел Спаса Нерукотворного. Каменное строительство Никольской площадной церкви заслуживает отдельного рассказа. Она, безусловно, претендует на титул самого крупного – 64-х летнего – долгостроя дореволюционной эпохи. Заложен каменный храм в 1713 году. Мастера успели возвести фундамент и часть стен, когда по указу Петра I Алексеевича был введен временный запрет на каменное, как указывает Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине», «без особой надобности» строительство в провинции. Дорогостоящий материал отправлялся на сооружение новой российской столицы. Вскоре в Санкт-Петербург отправили и вологодских каменных дел мастеров. Возобновилось строительство храма при императрице Екатерине Великой в 1770-е годы. Освятили Никольскую церковь в 1777 году. Никольская Сенная – одна из интереснейших в архитектурном плане барочных церквей Вологды. Она представляла собой продолговатый высокий храм, покрытый большим куполом, на котором покоился барабан с куполом меньшего размера. С востока к церкви примыкала абсида, также покрытая куполом, с запада – колокольня, построенная в стиле классицизма. В нижнем этаже храма находился придел Афанасия Александрийского, а в верхнем – Спаса Всемилостивого Нерукотворного образа. В храме так же имелись приделы Воздвижения и Димитрия Прилуцкого. Слева от храма располагалась Афанасьевская церковь, справа – Спасо-Всеградский собор. Вот как описывает храм упомянутый нами Г. К. Лукомский: «с запада к церкви примыкает колокольня очень высокая, состоящая из трех ярусов. Нижний обработан помощью (теперь двух, прежде трех) порталов из четырех дорических колонн каждый. Порталы покрыты отлично нарисованными фронтонами, в тимпанах их гирлянды. Карнизы порталов стиля Louis XVI; профили мелкие, с сухариками. <…> Над входными дверями овалы с гирляндами. Колонны – каннелированы и вообще прекрасного ордера. Второй ярус колокольни опирается на низенький четверик, служащий переходом от аттика над фронтонами к первому ярусу. Здесь – ниша, оттеняемая двумя колоннами. Третий ярус наиболее красив: хорошие парные колонны (как в Варлаамо-Хутынской церкви) оттеняют углы, но стены имеют не вогнутый характер, а выпуклый; на третьем ярусе – купол, крутой, смелый и далее шпиль, очень стильного рисунка. Стены церкви убраны пилястрами; над окнами украшения, розетки, маскароны – руки очень хорошего мастера. Закрашенная в теплый, бледно-оранжевый тон, церковь производит чрезвычайно художественное впечатление. Красив и ее общий силуэт, великолепно выисканы все пропорции (портик), отличны и детали. Пристройка с северной стороны, столь нарушающая гармонию храма, относится к последним годам XVIII века, так как с этого времени в архивных документах появляются на нее указания. Возведена она с двоякой целью: как контрфорс и как помещение, служащее для экономического использования, ибо в те времена на этой площади находился городской торг, и низ пристройки, приспособленный под кладовые, приносил известный доход. Нижняя, теплая церковь ничем в архитектурно-художественном отношении не отличается; верхняя же, холодная, интересна своим иконостасом, современным постройке церкви и стенными украшениями (лепные клейма и гирлянды, в стиле барокко) конца XVIII века, сохранившимися до нашего времени без поновления. Пятиярусный иконостас верхней церкви очень интересен; это – богатое барокко; на карнизах – статуи. В храме находятся несколько икон XVI-XVII веков. Особенно интересен в притворе, на площадке лестничной клетки – огромный образ Николая Чудотворца; в нижней церкви – прекрасный и также очень большой образ Спаса». До 1917 года и в первые годы советской власти приход храма Николы на Сенной был одним из самых больших в Вологде. В 1923 году он насчитывал 314 прихожан. Сооружение на площади памятника Ленину послужило причиной закрытия в конце 1924 – начале 1925 года всех храмов, расположенных на площади Революции. Тем самым был нанесен серьезный удар по старинному духовному центру Вологды, более всего почитаемому православными горожанами. Службы в Никольской церкви прекратились 29 февраля 1924 года. Община Никольской Сенноплощадской церкви соединилась с Покрово-Казанская общиной (храмы Покрова на Торгу и Казанской иконы Божией Матери). Опустевшее церковное здание стало использоваться под складские нужды. 2 августа 1927 года последовало решение о сносе Никольской Сенноплощадской церкви. Объяснялось это решение тем, что храм не используется верующими и расположен в неустановленном месте, вопреки плану. Его разбор начался осенью 1927 года и завершился в 1928 году. На месте бывшего храма долгое время располагался пустырь, позднее была разбита клумба. В середине 2000-х годов городской администрацией обнародованы планы благоустройства площади Революции. Городские архитекторы заявили о необходимости восстановления Никольской церкви как наиболее интересного объекта церковного зодчества Вологды. Источник : http://www.cultinfo.ru | 5. Спасо-Всеградский Обыденный соборСпасо-Всеградский, Спасовсеградский, Спаса Всемилостивого собор, церковь Спаса Обыденного
Спасо-Всеградский собор на протяжении более 270 лет был главным духовным центром Вологды. Его сооружение относится к 1654 году. В вологодских летописях значится, что деревянная Спасская церковь построена гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, когда город постигло тяжелое моровое поветрие. Во избавление от моровой язвы по обычаю тех лет за одни сутки (18 октября 1654 года) возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день. В 1858 году в архиве Вологодской консистории был найден документ XVII века, подписанный горожанами, – общественный приговор, – согласно которому они и их потомки брали на себя обязательство вечно хранить нововозведенный храм Спаса Всемилостивого. В 1654 году после возведения деревянной Спасской церкви один вологодский иконописец «обыденно» (за один день) написал икону Всемилостивого Спаса. Она быстро стала не только главной святыней храма, но и всего города. Возведение каменной Спасской церкви стоит отнести к концу XVII века. В ряде документов указан 1688 год. Интересно то, что пока строился новый каменный храм, старая деревянная Спасская церковь стояла внутри строительной площадки, и церковная служба велась в ней непрерывно. В 1718 году каменная церковь украшена стенной росписью. На фресках паперти и самого храма были изображены сцены моровой язвы в Вологде и строительства обыденного храма. В 1720-е годы с южной стороны трапезной была пристроена теплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В течение XIX века храм достраивался и перестраивался многократно: приток средств на строительство и поновления главного храма города был исключительно велик. В XIX веке главный всеградский праздник в Вологде отмечался 18 октября. В этот день, в праздник святого апостола и евангелиста Луки и в память о прекращении язвы 1654 года, совершался крестный ход в Спасо-Всеградскую церковь из Софийского собора. Церковь Спаса Обыденного никогда не имела своего прихода, поскольку была главным храмом Вологды (кафедральный Софийский собор был главным в Вологодской епархии). В Спасовсеградской церкви принимали присягу все выбираемые руководители Вологды, проходили молебны, посвященные наиболее значимым событиям жизни Российской Империи и Вологодчины. Здесь на богослужении побывали императоры Александр I, Александр II, Великие князья Алексей Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович Романовы. 28 июня 1896 года прибывший в Вологду протоиерей Иоанн Кронштадтский отслужил в Спасо-Всеградском соборе заутреню и обедню. В 1895 году церковь получила статус собора. В начале XX века внутреннее убранство собора было описано вологодским священником о. Сергием (Непеиным): «Войдя в храм, прежде всего поражаешься его обширности. Пред взором открывается трапезная в 12 сажен длины при ширине в семь и вышине в четыре сажени со сводчатым потолком, поддерживаемым четырьмя столбами. Громадная арка соединяет трапезу с передним храмом. Новая иконопись в приделах и настенное письмо немало способствуют благолепию храма, в 1898 г. поновленного и украшенного уборкою. Работы по иконописи и живописи выполнены московским живописцем Ивановым. Прекрасно гармонирует с общим видом трапезы изящный плиточный пол. Переднего храма ремонт пока не коснулся. Общая сумма расхода по отделке трапезного храма достигает 18 тысяч. Из этой суммы часть отчислена от свободных церковных сумм, часть поступила от благотворителей, особенно от церковного старосты Я. А. Бурлова. Главная святыня храма, икона Всемилостивого Спаса, помещается в переднем иконостасе на правой стороне от царских врат. Она небольших размеров, – в фут вышиною и называется в старых документах «штилистовою». Письмо иконы старинное греческое. Спаситель изображен стоящим с указующей долу десницею. В левой руке – Евангелие, разогнутое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися». Усердием благотворителей эта св. икона великолепно украшена золотою ризою и драгоценными камнями. Чеканка ризы выполнена по рисунку известного академика Ф. Солнцева в Санкт-Петербурге в 1856 году. Весу в ризе чистого червонного золота два фунта и сверх того четыре фунта серебра в доске, покрывающей бока и оборотную сторону иконы. По контурам изображения до 500 крупных жемчужных зерен. В венце Спасителя, в цате и других местах до 700 различных драгоценных камней. В нижней части ризы, по сторонам ног Спасителя в двух клеймах вычеканена летопись иконы: «начата бысть писатись сия икона образ Господа Нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца, в славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь». Время составления этой летописи неизвестно: на самой иконе ее нет, a вместо нее написан тропарь: «С вышних призирая…» и кондак: «Возбранный воеводо…». У нижнего края ризы в малом клейме вычеканена надпись: «Вера твоя спасет тя: иди в мире». Эта св. икона издревле называется и почитается чудотворною, хотя известий о чудесах от прежних времен и не сохранилось. Вологжане всегда к этой иконе имели особенное усердие и молились пред ней с необыкновенною верою. Каждодневно пред нею поются молебны усердствующими и часто она уносится по домам. Многие благочестивые семьи соблюдают обычай, свято поддерживаемый, в известный день непременно приносить эту св. икону к себе на дом для совершения молебствия. В честь этой иконы издревле установлен крестный ход в Спасскую церковь в день главного ее праздника, 18 октября. Она участвует во всех крестных ходах, бывающих в Вологде. Из прочих св. икон замечательны по древности: икона Одигитрии местная, Всех скорбящих Радости, греческого письма. Тихвинской Божьей Матери, писанная в 1719 году, Благовещения, – писанная в 1647 году, крест, – сделанный из дерева от прежде бывшей первоначальной церкви, золотой крест, сканной работы, небольшого размера с частью ризы Господней и панагия, – неизвестного происхождения». В феврале 1923 года комиссией Наркомпроса была разработана «Инструкция по распределению памятников по категориям». В соответствии с ней составлялись ведомости особо ценных церковных сооружений. Прочие признавались неценными. Была составлена такая ведомость и по Вологодской губернии, но собор в нее не попал. 25 мая 1924 года зампред Вологодского Губисполкома направил в Народный комиссариат юстиции письмо о закрытии и ликвидации некоторых вологодских храмов, находящихся на площади Революции, в том числе Спасо-Всеградского, с последующим открытием здесь Дома смычки города с деревней. Против этого протестовали не только приходские общины, но и Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с известным художником И. Э. Грабарем. Последний призывал «признать положение памятников архитектуры Вологды в высшей степени угрожающим и по мере возможности командировать на место архитектора для организации дела охраны архитектурных памятников города». О бедственном положении был уведомлен ВЦИК и лично М. И. Калинин. Тот потребовал от Губисполкома соблюдения Декрета охраны памятников искусства старины и согласования действий с Главнаукой. Однако Губисполком стоял на своем: «…в городе Вологде на площади более 3 кв. верст с населением до 50.000 человек насчитывается слишком 40 церквей и в силу последнего обстоятельства закрытие храмов на площади перед Домом Союзов не может отразиться на религиозных интересах верующих, Губисполком, идя навстречу желанию большинства граждан города, вынес постановление о закрытии этих храмов для использования их под культурно-просветительные учреждения и вместе с тем признает необходимым 2 церкви, которые не представляют никакой архитектурной ценности, сломать, как загромождающие площадь <...> Спасовсеградский храм использовать под театр. – В. В. Костыгов. Протоколы заседаний архитектурно-реставрационного отдела Центральных государственных реставрационных мастерских...» Собрание уполномоченных Спасо-Всеградского собора в виду предстоящего закрытия церкви 5 февраля 1925 года вынесло решение просить губисполком «обратить особенное внимание на единодушное желание народное (сохранить богослужение), так как храм – памятник возвышенного общего порыва усердия и труда – существовал «из роды в родов», ибо утрата его или изменение горькой скорбью отзовется у нынешнего верующего поколения, уже усвоившего сознанием принцип свободы совести». Однако, несмотря на многочисленные прошения, верующие во всех случаях получали отказ. В 1925 году службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской Дом Искусств. В 1930-е обезглавленное здание с частично снесенной колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами: большом в основном храме и малом в бывшем Тихоновском приделе. В 1935 году властями было принято решение о сносе здания кинотеатра, однако что-то помешало его осуществить. Окончательно собор, несмотря на рекомендации специалистов поставить его на государственную охрану и наличие первичной документации об обладании зданием признаков объекта культурного наследия, был стерт с лица земли в 1972 году под предлогом ветхого технического состояния здания. К тому времени кинотеатр Горького переехал в специально построенное для него здание на улице Пушкинской и получил новое название «Имени Ленинского комсомола». Стены «ветхого» строения совсем не поддавались разборке, поэтому использовались танки, предположительно потому, что стены собора оказались слишком крепкими для подрыва взрывчаткой. Через несколько лет после сноса собора – в 1974 году – Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «Спасо-Всеградский собор, 1688 г., каменный, Вологда, пл. Революции, 1» был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1997 № 452 исключен из перечня объектов федерального значения в связи с полной утратой. В 1998 году на месте алтарной части Спасо-Всеградского собора установлен Поклонный крест. Около него возобновлены службы в память об октябрьских событиях 1654 года. Источник : http://www.cultinfo.ru | |
|