Церковь Николая Чудотворца на ГлинкахНиколы на Глинках, Николо-Глинковская
Точная дата возникновения храма не известна. Скорее всего, это конец XV – середина XVI века. Первоначально церковь именовалась Флоро-Лаврской – в честь святых Флора (в просторечии Фрола) и Лавра, а местность, лежащая севернее храма, – Фроловкой. До начала XVII века храм назывался «Флора и Лавра в Разсыльщичьей слободе» (в слободе жили «разсыльщики» – люди, занимавшиеся разсыльным промыслом (говоря современным языком, оказанием курьерских услуг)). Позднее по одному из престолов церковь получила новое название – «Николая Чудотворца», а топоним «Разсыльщичья» в XVIII веке был заменен на «Глинковская». Церковь Николая Чудотворца на Глинках располагается вблизи того места, откуда начинается выкопанная по приказу Ивана Грозного река Золотуха, служившая в качестве рва юго-восточной стены Вологодского кремля. Этот канал стал новым руслом реки Содемы, в него же около храма Николы на Глинках стала впадать речка Чернавка, ныне почти полностью заключенная в трубу. Для поднятия уровня воды в Золотухе по приказу Ивана IV был выкопан еще один канал – Копанка, – соединивший реки Шограш и Золотуху. Название «Глинковская» указывает на то, что при рытье каналов Золотухи и Копанки образовалось много глины, которая для возможного продолжения строительных работ складировалась в этом месте. В 1676 году деревянную церковь заменили каменной. Строилась она из кирпичей, изготовленных из глины, добытой при рытье Золотухи. Это подтверждается недавними находками остатков печей для обжига кирпичей рядом с храмом. Церковь неоднократно перестраивали: изменилась ее форма, размер окон, из пяти куполов в 1770 году оставили один. В 1862 году шатровую колокольню заменили новой – шпилевидной. В конце XVIII века, когда по указу Екатерины II был введен запрет на осуществление захоронений на территории городских приходских храмов, в районе Никольской церкви были выделены земли под Глинковское кладбище. Однако оно просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое Богородское кладбище. Двухэтажная Николо-Глинковская церковь имела три престола: в верхнем этаже, служившем холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем – престолы во имя Николая Чудотворца и во имя Святых великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). Наиболее почитаемыми иконами храма были: икона Казанской Божией Матери (в настоящее время хранится в Рождество-Богородицком кафедральном соборе), Святой Троицы и храмовая икона Николая Чудотворца. Историк Н. И. Суворов в статье «К истории города Вологды: четыре богадельни духовного ведомства, бывшие некогда в г. Вологде», опубликованной в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1890 году (№16), указывает, что при церкви Николая Чудотворца на Глинках имелась богадельня, в которой призревались лица женского пола духовного звания. К этой богадельне «в свое время принадлежала деревянная часовня с находившимся в ней образом Божией Матери Казанскiя. Образ этот, почитаемый чудотворным, в 1812 году был перенесен из обветшавшей часовни в Глинковскую церковь». Приходу церкви Николы на Глинках города Вологды принадлежала деревянная часовня Петра и Павла в деревне Бывалово Вологодского уезда (в версте от вокзала, в районе современного магазина «Макси» на улице Ярославской). Скорее всего, жители Бывалово были прихожанами храма Николая Чудотворца. Среди прихожан тех далеких лет было немало знаменитых людей. До принятия иноческого сана на Глинках жил преподобный Галактион Вологодский – основатель Свято-Духова монастыря в Вологде. Этот небесный покровитель нашего города был замучен поляками в 1612 году. Здесь принял крещение преподобный Пимен Угрешский (его отец был старостой храма). Здесь прошло детство известного задонского затворника Георгия Машурина. Десять лет настоятелем прихода был священник Александр Юшков, жизненный путь которого не раз пересекался с дорогами святителя Игнатия (Брянчанинова). В свое время Юшков преподавал Закон Божий детям владельцев усадьбы в Покровском, в том числе и Димитрию – так звали будущего святителя. Позже, приняв монашескую схиму с именем Арсений, Александр Юшков вновь встретился со своим бывшим учеником в Сергиевской пустыни под Петербургом, наместником которой был великий духовный писатель. На Глинковской паперти любил сидеть блаженный Николай Рынин, над могилой которого на Богородском кладбище установлена часовня (часовня блаженного Николая Вологодского). В 20-е годы ХХ века настоятелем Николо-Глинковской церкви был о. Симеон (Видякин) – один из новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Печальна послереволюционная история прихода. В 1922 году был арестован настоятель храма о. Симеон (Видякин). На общем собрании прихожан, посвященном сбору средств голодающим, протоиерей предложил совету религиозной общины «...священные культовые предметы, в виду отделения Церкви от государства, не отдавать, а позволить заменить их пожертвованиями со стороны прихожан в виде денег, хлеба или предметов домашнего обихода». Приговором Вологодского ревтрибунала от 14 апреля 1922 года о. Симеон был приговорен к двум годам принудительных работ с лишением избирательных прав. В 1937 году он был обвинен в организации монархического заговора и расстрелян. В 2000 году причислен к лику святых. Никольский храм закрыли 7 декабря 1929 года под предлогом организации в нем Дома пионеров для детей железнодорожников. 11 февраля 1930 года в газете «Красный Север» был опубликован репортаж с субботника по снятию колоколов с 12 церквей Вологды, среди которых была и Николо-Глинковская церковь. В мае-июле 1930 года уполномоченные Вознесенской, Никольской Глинковской, Дмитриевской, Спасо-Преображенской Болотской, Благовещенской, Ильинской, Гавриило-Архангельской, Владимирской, Пятницкой, Власиевской и других религиозных общин обращались в губернский и окружной административные отделы с просьбой вернуть приходские храмы верующим, мотивируя это тем, что изначально закрытие молитвенных зданий носило временный характер. В связи с этим, и, сохраняя видимость законности, решением президиума Вологодского окрисполкома от 29 июля 1930 года была создана специальная комиссия, в состав которой входили представители горсовета, ОГПУ, Окружного административного отдела, Окружной прокуратуры, Окружного финансового отдела. Комиссия отклонила ходатайства, отметив при этом, что «все церкви этих общин закрыты по желанию самих верующих... и большинства рабочих организаций». В том же 1930 году комиссия в составе представителей Городского коммунального и административного отделов, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея высказалась за осуществление сноса здания бывшей Николо-Глинковской церкви. Часть Николо-Глинковской общины ушла в кладбищенскую Рождества Богородицкую церковь. Туда же успели перенести некоторые иконы, в том числе знаменитую чудотворную Казанскую икону Божией Матери. А в храме открыли... общежитие красных командиров. Позже здесь устроили баню, которая отапливалась паровозом – его специально для этих целей пригнали сюда с железнодорожных путей. Впрочем, баня просуществовала недолго. В храме устроили склад медицинского оборудования, производственные мастерские областной психиатрической больницы. Естественно, подобное использование здания сильно исказило его первоначальный вид. Церковь лишилась своего завершения, была сломана колокольня, растесаны окна, появились нелепые деревянные пристройки. Решением Совета самоуправления города Вологды (городской Думой) от 16 февраля 1995 года храм Святителя Николая на Глинках возвращен Вологодскому епархиальному управлению. Интересно, что одним из инициаторов возвращения культового здания верующим стал тогдашний главный врач психиатрической больницы Александр Куцентов. Вновь обретенный храм освятили и приписали к Рождество-Богородицкому кафедральному собору. Позднее он стал самостоятельной приходской церковью. С 1996 года силами прихожан храма на средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. В июле 1997 года была восстановлена главка четверика. 24 марта 2011 года колокольню украсил шпиль с небольшим крестом. «Церковь Николы на Глинках, 1674 г., XVIII, XIX вв. каменная, ул. Предтеченская, 74» является выявленным памятником историко-культурного наследия. Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выявленные памятники находятся под охраной государства. | Протестанская лютеранская кирха во имя Воскресения Христова
Согласно историческим документам первая лютеранская кирха построена в России в 1629 году в Москве, вторая – в 1660 году в Архангельске, третья и четвертая – в 1689-м в Вологде и Ярославле. В XVII веке в Вологде проживало немало торговых людей сначала из Англии, а затем из Голландии и немецких ганзейских городов. Скорее всего, первая вологодская кирха (или молельное строение) размещалась недалеко от реки Вологды, так как основные торговые строения иностранцев располагались в Новинках (в районе нынешнего Петровского домика) и в заречном Фрязиново (фрязями в Московии называли иностранцев). Известный вологодский краевед конца XIX – начала ХХ века священник Сергей Непеин в своей книге «Вологда прежде и теперь» (1906 г.) указывает, что лютеранский приход в Вологде «существует с 1824 года. Особого помещения для богослужения первоначально не было, оно совершалось в частных домах священником, приезжавшим из Петербурга раз в год, а впоследствии – из Ярославля. Приход состоял приблизительно из 20 человек. К началу 1870-х годов общество увеличилось, и стала чувствоваться потребность в большем помещении для совершения служб. Но, за неимением достаточных средств, желание не могло сбыться. К 1890 году лютеранское общество возросло до 60 человек и несколько лиц из них, более энергичных, стали собирать средства на устройство храма. С 1895 года средства возросли настолько, что можно было хлопотать о получении разрешения на постройку храма. В 1897 году получено разрешение Министерства, и с весны 1898 года приступили к постройке, а 27 декабря того же года церковь была окончена и освящена во имя «Вознесения Господня», благодаря пожертвованиям местным и иногородними. В настоящее время церковь совершенно отделана снаружи и внутри. Стоимость ее вместе с инвентарем доходит до 10,000 рублей. Число прихожан теперь возросло до 100 человек. Между прихожанами основался дамский кружок, который своим трудом немало способствовал благополучному окончанию постройки храма и ныне еще поддерживает его материально». В середине XIX века на территории современной Вологодской области проживало около 100 протестантов. Значительное увеличение их числа произошло в начале XX века в результате Столыпинской аграрной реформы – переселения крестьян из западных губерний Российской империи, а также за счет беженцев в годы первой мировой войны. Помимо немцев членами прихода были латыши и эстонцы. Первоначально Вологодский лютеранский приход обслуживался пастором Ярославско-Костромского прихода, который время от времени приезжал в Вологду. Богослужение пастором совершалось четыре раза в год, а по воскресным дням и большим праздникам одним из членов прихода, утвержденным консисторией, в кирхе проводились литургические богослужения. Территориально Вологодский лютеранский приход подчинялся Санкт-Петербургской лютеранской консистории. Церковными делами управлял церковный совет, выбираемый прихожанами на три года. Закрыта кирха в 1929 году. Ее помещение было передано под культурные цели Вологодского латышского общества – Латышского клуба. Вологодское латышское общество – культурно-просветительская и благотворительная организация, образованная в Вологде в 1914 году латышами, эвакуировавшимися из Прибалтики. Общество организовывало вечера, концерты, оказывало своим членам материальную помощь. Распущено в 1930-х годах. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны в здании бывшей кирхи жили пленные немцы, занимавшиеся масштабной реконструкцией стадиона «Динамо». В 1950-1960-е годы в бывшей немецкой кирхе разместилась областная детская спортивная школа №2 ОБЛОНО на 370 человек. С середины 1980-х здание стояло пустым. Снесено в конце 1980-х годов. В настоящий момент существует проект архитектурного восстановления на улице Предтеченской здания, напоминающего по форме здание кирхи. | Римско-католический костел во имя Воздвижения Святого Креста прихода Успения Пресвятой Девы Мариикостел во имя Сердца Иисусова, польский костел
Появление людей католической веры на Вологодчине историки относят к началу XVII века, когда в годы смуты часть польско-литовских отрядов разбрелась в поисках лучшей доли по бескрайним просторам Русского Севера. Со временем многие из них ассимилировались, приняли православную веру. В середине XVII века в Вологде появились представители иностранных торговых компаний, среди которых были и приверженцы католической веры. Во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов на вологодской земле находилось более тысячи военнопленных различных национальностей. Им предлагалось в течение двух месяцев вступить в одно из российских сословий, избрать род занятий. Мастеровым правительство гарантировало ряд льгот (освобождение от податей, рекрутских повинностей, свободу вероисповедания). Те, кто не принял российское подданство, отбыли к себе на родину. Однако общее число католиков до первой трети XIX века в Вологде было минимальным. Его существенный рост произошел после высылки в Вологодскую губернию участников польских восстаний 1831 и 1863 годов. Ссыльные принесли с собой свой язык, традиции и католическое вероисповедание. Согласно переписи населения, проведенной в 1861 году, в Вологодской губернии проживало 396 католиков. Несмотря на то, что число католиков постоянно росло, в Вологде долгое время не было ни прихода, ни даже временной часовни. И лишь 29 марта 1862 года Министерство внутренних дел официально выразило согласие на открытие в городе римско-католического молитвенного дома. Тогда же был формально образован и самостоятельный приход. Поначалу все расходы, связанные с наймом помещения для проведения богослужений, приняли на себя городские власти, а позже это стало обязанностью католической общины (содержание священника из расчета 230 рублей в год, расходы по аренде помещения и оплате топлива). Известно, что в 1862-1863 годах в Вологде одновременно пребывали в ссылке три католических священника. Они имели возможность совершать мессы, но были лишены права произносить проповеди. Одному из них было дозволено также совершать требы (крестины, венчания, отпевания). С момента возникновения прихода функцию его куратора исполняли по совместительству настоятели прихода Петра и Павла в Архангельске. В 1866 году в Вологду из Архангельска был переведен военный капеллан (и одновременно настоятель) о. Юзеф Ковалевский вместе со штабом корпуса Внутренней стражи. Правда, в архивных материалах того времени имеются расхождения: так, в заметках о. Августина Лозинского, относящихся к 1893 году, речь идет о переезде священника в Вологду, в то время как в Вологодском архиве указано, что с 1866 года о. Ковалевский стал ежегодно посещать Вологду, где ему было предписано иметь квартиру, но продолжал оставаться в Архангельске. В 1866 году (по другим сведениям в 1873 году) за 3500 рублей у бывшего вологодского губернатора генерал-майора Станислава Хоминского (судя по всему, католика) общиной был куплен двухэтажный деревянный на каменном цоколе дом по улице Галкинской. Согласно сведениям о. Лозинского, купчая была оформлена формально – в действительности дом построен бывшим губернатором на личные средства специально для нужд прихода. С разрешения МВД в нижнем, каменном, этаже устроили часовню. Позже ее перенесли на верхний этаж, а нижний стал сдаваться в наем. Полученные от аренды средства использовались на нужды прихода. В 1896 году настоятелем вологодского прихода назначен о. Антоний Вержбицкий. За десять лет нахождения на должности он, несмотря на преклонный возраст, посещал небольшие католические общины севера России. Известно, что крайней точкой его пастырских поездок была станция Няндома Архангельской губернии. С 1901 года о. Антоний стал вести книгу метрических записей. В 1893 году верующих католиков в Вологодской губернии насчитывалось 500 человек, к 1901 году – 600 (250 – в городе, 350 – в уездах). В 1916 году в губернии проживало уже 998 католиков. Рост их числа был связан с переселением крестьян из западных губерний в ходе Столыпинской аграрной реформы и наличием беженцев из оккупированных в ходе первой мировой войны губерний Царства Польского. В августе 1907 года настоятелем прихода Успения Пресвятой Девы Марии назначен о. Казимир Калинко. При нем 9 июля 1907 года католическая община представила в строительное отделение Вологодской губернии проект строительства каменного здания храма. Автором проекта был архитектор Падлевский (по всей видимости, речь идет о гражданском инженере из Санкт-Петербурга Иосифе Падлевском, построившем в 1914 году деревянный храм Пресвятого Сердца Иисуса на католическом участке Успенского кладбища под Петербургом). Представленный проект был одобрен 11 июля 1907 года, и в том же году выдано официальное разрешение на строительство. Для стройки город выделил общине участок по улице Галкинской, 3 рядом со зданием, принадлежавшим С.Ф. Хоминскому. Необходимые строительные материалы были закуплены на собранные пожертвования в размере 6 тысяч рублей. Сооружение храма велось под руководством губернского архитектора Н.Е. Анохина. В августе 1909 года завершились работы по возведению фундамента, который освятили 2 мая 1910 года. После этого строительство приостановилось по причине нехватки средств на его продолжение. Прошение прихода о разрешении объявить дополнительный сбор недостающей суммы (согласно смете 16 тысяч рублей) было одобрено Министерством внутренних дел 17 сентября 1910 года. Сбор было разрешено продолжить до 1913 года. В 1911 году новым настоятелем становится молодой священник о. Ян Ворслав. Ян Иосифович Ворславродился в1885 году в Витебской губернии. Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 1909 году возведен в сан римско-католического священника. С 1911-го – настоятель вологодского костела. В 1919 году арестован в первый раз. По постановлению Ревтрибунала приговорен к расстрелу, но после протестов вологжан освобожден под подписку о невыезде. В 1922-1926 годах помимо вологодского, был настоятелем костелов городов Архангельска и Вятки. В 1926-м вновь арестован и выслан на 3 года в Омск. После отбытия срока ссылки служил в костеле Луги. 9 сентября 1937 года арестован. Приговорен к высшей мере наказания. 6 октября 1937 года расстрелян в пос. Левашово под Ленинградом. 19 октября 1911 года губернская технико-строительная комиссия осмотрела законченное здание и разрешила его эксплуатацию. 27 октября каноник Константин Будкевич, настоятель храма св. Екатерины в Санкт-Петербурге, торжественно освятил храм во имя Воздвижения Святого Креста прихода Успения Пресвятой Девы Марии. Константин Юлианович Будкевич родился 19.06.1867 года в Витебской губернии в польской дворянской семье. Окончил Люблинскую гимназию, Санкт-Петербургские Духовную семинарию и духовную академию. В 1893 году посвящен в сан римско-католического священника. Кандидат богословия. Настоятель в 1905-1923 годах костела Св. Екатерины в С.-Петербурге. В 1915 году награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В 1917 возглавлял гражданский комитет, опекавший поляков, оставшихся в России. В апреле 1920 года находился в розыске ЧК по «Польскому делу», но арестован не был. В феврале 1922 года произвел тайную передачу ценностей собора Св. Екатерины в Представительство Польской Республики. Арестован 10 марта 1923-го в Москве. Приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в ночь с 31 марта на 1 апреля 1923 года на Лубянке (по другим сведениям в Сокольнической тюрьме). Новое здание костела было построено в необычном для Вологды стиле. В его облике сочетаются приемы русского модерна и мотивы готического зодчества, навеянные так называемой «кирпичной готикой» храмов Балтийского побережья Польши и Северной Германии. Главный фасад здания, массивное основание которого прорезано мощным, облицованным гранитом полуциркульным порталом, увенчан ступенчатым фронтоном и невысокой башней, прорезанной двумя (сбоку – одним) узкими окнами, и завершенной двухскатной кровлей с такими же ступенчатыми фронтончиками по бокам. Фасад фланкируют два низких многогранных объема, в которых размещены лестницы, ведущие на хоры и колокольню. В плане здание имеет крестообразный вид. Боковые стены нефа прорезают две пары окон в двух ярусах: снизу – прямоугольные, наверху – с полуциркульным завершением. Со стороны алтарной части пристроено двухэтажное служебное здание, составляющее с храмом одно целое. Эта пристройка служила прежде приходским домом, жильем священника. Тыльный торец пристройки украшен таким же, как и в храме, ступенчатым фронтоном. Компактное, но нарядное здание храма и сегодня выделяется на фоне рядовой городской застройки. В сентябре 1918 года здание польского костела было национализировано, а 24 ноября того же года между Вологодским уездным советом рабочих и крестьянских депутатов и гражданами католического вероисповедания заключен договор о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование католической общине здания храма с богослужебными предметами. Число католиков тем временем заметно уменьшилось – многие семьи польского происхождения стремились уехать на родину из объятой разрухой и гражданской войной страны. 3 июня 1922 года в рамках компании по изъятию церковных ценностей власти конфисковали церковное имущество, изъяв, в частности, серебряную чашу и шитую серебром ризу. В 1924 году договор на пользование храмом был возобновлен. Архивные записи, датированные 6 июля 1925 года, указывают, что в Вологде проживают 42 католика, настоятелем костела является священник Ворслав Ян Иосифович, проживающий по адресу: ул. Галкинская, дом 3, кв. 2. В тех же записях указано, что церковное имущество сдано представителю окружного финансового отдела и в окружной музей. Кстати, в 1902-1903 годах в этом доме жил в ссылке Б.В. Савинков. С момента ареста о. Яна Ворслава в 1926 году вологодский приход обслуживал костромской настоятель о. Юзеф Юзвик, посещавший также католиков Ярославля, Рыбинска и Архангельска. 30 декабря 1929 года Вологодский горсовет принял решение о ликвидации католической общины и закрытии храма. Причинами закрытия, как указано в архивных документах, послужили: «малочисленность общины (59 человек); недостаточное использование помещения; нарушения договора со стороны общины». Согласно тому же документу, здание храма было передано Городскому клубу юных пионеров. Рядом с ним были сооружены спортивные площадки. С конца 1960-х здание используется трестом столовых. В 1979 году в нем было решено открыть ресторан венгерской кухни «Мишкольц», получивший свое название в честь венгерского города-побратима Вологды – Мишкольца. В сентябре 1993 года здание было приватизировано и перешло в собственность ООО «Мишкольц». В начале 1990-х годов католическая община Вологды прихода Успения Пресвятой Девы Марии была возрождена. Католики регулярно поднимают вопрос о возвращении им здания костела. Временный католический костел располагается в настоящее время в одном из домов по улице Галкинской – почти напротив бывшего костела во имя Воздвижения Святого Креста. | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на КозленеПокрова на Козлене, Покровско-Козленская церковь
Время возникновения деревянного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Козленской слободе не известно. Самые ранние сведения о нем относятся к 1612 году, когда согласно Окладной книге Вологды 1618 года он был сожжен «литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром». После этого храмовое место Покровской церкви оставалось пустым в течение четырнадцати лет. Новый деревянный храм во имя Покрова Богородицы был построен в 1626 году. В 1678 году из-за ветхости церковь разобрали. На ее месте по благословенной грамоте преосвященного Симона, архиепископа Вологодского и Белозерского, построена третья по счету деревянная Покровская церковь с приделом священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Ее освящение состоялось в 1682 году. Слобода, в которой находился храм, именовалась по названию урочища Козлена – Козленской. В первой четверти XVII века в этой слободе, подвергшейся в 1612 году сильному разорению со стороны поляков и значительно сократившейся по территории, находилось девять домов, из которых четыре принадлежали каменщикам, два – опричникам, по одному – пушкарю, церковному дьячку и воротнику. У церкви стояли дома покровского попа Филиппа Матвеева (ему же принадлежала лавка в торговых рядах) и дом пономаря Степанка Михайлова. Около церкви жили бобыли: Мишка-прядильщик, Гришка-домерщик и Ивашка Парфентьев. В этой же слободе имелись еще три дома бобылей, да несколько дворовых мест: «пустых», «порожних», владельцев которых побили литовские люди. Оставшиеся в живых вдовы Марьица Фадеева и Крестьянка Драницина ходили по миру (по материалам Писцовых книг города 1627-29 гг.). В конце XVII века Козленская слобода заселяется мастеровым людом, среди которого особым уважением пользовались канатчики. Существует предание, согласно которому в одно из посещений Вологды Петром I, интересовавшимся всем, что относилось к морскому делу, он пожелал осмотреть способ витья канатов и веревок вологодскими мастерами, для чего отправился в Козленскую слободу. Позднее по указу царя в новую столицу – Петербург – были высланы из Вологды 150 прядильщиков и канатчиков. От названия слободы получили название две городских улицы – Большая Козленская (ныне ул. Козленская) и Малая Козленская (ныне ул. Первомайская). В конце XVII – начале XVIII века Вологда подвергалась частым и опустошительным пожарам. В связи с этим в декабре 1704 года вологжане решили общими усилиями построить рядом с деревянной Покровской церковью каменный холодный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, считающейся заступницей от пожаров. На имя преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белозерского, была подана челобитная с просьбой разрешить строительство. 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом проведено освящение нового храма. В декабре 1710 года жителями Вологды составлен письменный общественный приговор, по которому они обязались ежегодно давать деревянное (оливковое) масло к двум находящимся в церкви особо почитаемым местным иконам – Покрова Божией Матери и Неопалимой Купины. С последним образом связано предание: во время одного из визитов Петра I Алексеевича в Вологду жители Козленской слободы поднесли Государю образ Неопалимой Купины. Царская особа дар приняла, однако тут же передала его на хранение в слободской храм. В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви новый одноименный теплый каменный храм, примыкающий к каменной церкви Неопалимой Купины. Дата освящения каменного Покровского храма с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Антипы, епископа Пергамского, не известна. Поскольку оба храма – холодный и теплый – оказались под одной крышей, объединенную церковь стали именовать Покровской. Архитектура церкви Покрова Богородицы типична для начала XVIII столетия и несет на себе след стиля московского барокко. В архитектурном отношении она имеет сходство с такими вологодскими церквями, как Иоанна Предтечи в Рощенье и Власия Севастийского. Основные композиционные формы этих зданий – двусветный четверик, на который поставлен восьмерик, увенчанный купольной кровлей с одной главой. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и шатровая колокольня подвергались различным изменениям в конце XIX – начале XX века. Стенная роспись Покровской церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг.) и представляет значительный интерес. Росписью покрыт купол храма, стены и своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней явно заметно влияние светской живописи. Роспись была выполнена известным ярославским знаменщиком Федором Федоровым с группой мастеров и неумело поновлена в середине XIX века неким мастером живописи по фамилии Капченко. В конце XIX – начале XX века в храме появились фрески местного мастера М. В. Алексеева, автора поздних фресок во многих вологодских церквях. Эта роспись ценна тем, что являет собой последний этап русского искусства стенописи. Из предметов, находящихся в храме до революции 1917 года, специалисты отмечали ампирный киот с иконой Спасителя, иконостас конца XVIII века и три иконы «весьма древнего письма» – Покрова Божией Матери, Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», священномученика Антипы. Ежегодно накануне 16 августа при стечении большого количества богомольцев из храма выносили на улицу икону Спасителя для совершения водосвятного молебна. Традиция эта зародилась в давние времена, когда вологодские купцы, отправляя весной свои товары на судах к Архангельску, совершали молебны перед чудотворной иконой. 30 января 1930 года Президиум окрисполкома принял постановление о расторжении договоров на пользование зданием храма с покровско-козленской религиозной общиной. В том же году церковь была закрыта и стала использоваться для размещения различных промышленных предприятий. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов здесь находилась зеркальная мастерская и склады, позднее – до 1981 года – призывной пункт областного военкомата. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 года «Церковь Покрова на Козлене с фресками, 1704 г., каменная, ул. Первомайская, 12» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. В 1980-х годах проведена реставрация памятника. В организованных субботниках по реставрации объекта культурного наследия активное участие принимали представители общественности. В 1991 году в церкви, возвращенной верующим, прошли первые богослужения. |
|