person_outline
phone

Мои фото городов / My photos of cities

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Церкви, храмы, часовни Вологды 9
13:40
Церкви, храмы, часовни Вологды 9
 
  






 
 
32. Церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены (Кон. XVII в.)
Сохранена; Вологда, Проспект Победы, 85

Церковь Константина и Елены - один из лучших архитектурных памятников Вологды. Она находится между улицами, которые прежде назывались Константиновской (ныне - Проспект Победы) и Кобылкиной (ныне - К. Цеткин), близ Владимирской и Спасоболотской церквей.

Согласно писцовой книге, до 1600 года церковь была деревянной и уже к этому времени имела древнюю историю: она была построена в 1503 году на месте сретения (встречи) вологжанами местной святыни - иконы Чудотворца Дмитрия Прилуцкого, помогшей Ивану III одержать победу в казанском походе. Этот образ, взятый из Прилуцкого монастыря, после дарованной чудотворным образом победы был возвращен обратно, и на месте его встречи вологжане построили деревянную церковь. Отголоском этого события служит первоначальное название храма - в честь преподобного Дмитрия Прилуцкого, а позднее - одноименный придел. Как долго существовала деревянная Дмитриевская церковь и когда была построена каменная точно неизвестно. Судя по характеру архитектуры последней ее можно отнести к концу XVII века (впервые храм упоминается в 1691 году).

Каменная церковь Константина и Елены - великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое распространение во второй половине XVII века. Для показаний эпохи расцвета московского зодчества и его влияния, эта церковь является одним из лучших примеров в Вологде.

Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразные столбах, на них - купол, увенчанный небольшой главой с крестом. Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная, восьмигранная колокольня с шатровым верхом, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода древнерусских сооружений Вологды. 

В церкви Константина и Елены существовало три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем - на южной стороне во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, на северной стороне - 

Церковь Константина и Елены издавна славилась старинными иконами и иконостасом, несмотря на бедность храма и причта.

Г. Бочаров, В. Выголов. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск (4)


               _______________________________________________


Цареконстантиновская приходская церковь находится во 2-й части города Вологды, между улицами Константиновской и Кобылкиной близ церквей Владимирской и Спасоболотской. 

Первоначально церковь эта называлась церковью «Сретения образа преподобнаго Димитрия Прилуцкаго» и была основана в начале XVI столетия*[См. отдел III «Предание о сретении образа Димитрия Прилуцкаго»]. 

Долго ли существовала деревянная Димитриевская церковь и когда построена нынешняя каменная, неизвестно. Судя по характеру архитектуры этой последней и по древнему иконостасу в холодном храме, вероятно, ей современному, можно полагать построение ее не позже XVII столетия. 

Нынешняя Цареконстантиновская церковь состоит из одного двухэтажного, каменного, о пяти главах, здания, в связи с колокольней. К квадрату церкви с западной стороны пристроена небольшая паперть и спускное из верхнего этажа крыльцо, при входе в которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразных столбах красивый купол, увенчанный небольшой главой и крестом. К северо-западному углу паперти примыкает осьмигранная с шатровым верхом колокольня. Алтарь нижнего этажа двумя полукружиями выдается значительно далее алтаря верхнего, четвероугольного. Снаружи фасад церкви украшен вверху, у крыши, двойным рядом полукруглых наличников, в середине по углам и между окон – пилястрами, состоящими из трех полуколонок с своеобразными капителями и базисами, внизу – простыми четвероугольными лопатками; нижний этаж отделяется от верхнего широким карнизом; окна почти все четвероугольные, большие, переделанные из первоначальных, меньшего размера окон, бывших с полукруглыми верхами; окна окаймлены узорчатыми столбиками и сандриками. Крыша на церкви четырехскатная; над ней возвышаются пять, среднего размера глав на круглых глухих шеях, обставленных у своего основания кокошниками. Кресты на главах осьмиконечные, деревянные, обложенные белым железом. Крыши на церкви, на колокольне, на главах и на крыльце железные, выкрашенные ярью. Все здание по штукатурке выбелено. На колокольне семь колоколов, из коих в большом весу 42 пуда. Мерой церковь в длину 14, в ширину 7 сажень. Длина крыльца 4, ширина 2 сажени с аршином. Вход в оба этажа церкви с западной стороны. 

Престолов в церкви три: в верхнем, холодном храме, один – во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем два: на южной стороне во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, на северной – во имя святых седми отроков, иже во Ефесе. 

В холодном храме предалтарный иконостас пятиярусный, старинного устройства, прямой, во всю ширину церкви, с заворотами на южную и северную стены. В нижнем ярусе иконы разделены резными вызолоченными колоннами, состоящими из виноградных листьев и гроздов; иконы прочих ярусов, кроме второго, помещаются в узких продолговатых золоченных рамах, имеющих верхи овальные; вместо карнизов ярусы отделены между собой поперечными узорчато-прорезными тонкими досками, частью вызолоченными, частью высеребренными*[Нижняя часть этого иконостаса под местными образами, сделанная в очень недавние годы и выкрашенная белой краской, равно и новая резьба на царских вратах, резко отличаются от верхних частей его]. 

Царские врата состоят из золоченной резьбы не древней работы, но с древними на ней иконами Благовещения и четырех евангелистов. На двух столбцах по сторонам царских врат утверждены в малых городкообразных киотцах 16, старинного письма икон разных святых, в числе которых по надписям можно разобрать имена вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златустого, архидиаконов Стефана и Лаврентия, диаконов Авива и Филиппа. В арке над царскими вратами три малых иконы, из коих на средней – Распятие Господне, на правой стороне Иисус Христос, преподающий на тайной вечери апостолам святой хлеб, на левой – причащающий их из святой чаши. 

По правую сторону царских врат иконы древние: 

Живоначальной Троицы, мерой 2 аршина 2 вершка вышиной и 2 аршина ширины, в виде трех ангелов, сидящих за трапезой; по сторонам их Авраам и Сарра, а внизу служитель, закалающий тельца. На иконе пять венцов и три цаты серебряных, чеканных, золоченых. Письмо иконы весьма древнее, поля выпуклые; из красок употреблены только вохра, чернь и сурик. 

Святых равноапостольных царей Константина и Елены, храмовая, мерой, равная предыдущей; вся сплошь покрыта серебряной ризой 84 пробы, два венца с цатами на святых непробного серебра, два ожерелья и четверы поручи низаны мелким жемчугом. Поля иконы выпуклые. 

В завороте иконостаса, на южной стене – святого Николая Мирликийского. Мерой 2 аршина и 3 ? вершка и 2 аршина ширины, письма весьма древнего, одинакового с иконой Святой Троицы. Венец и цата на угоднике серебряные, непробные. Поля иконы выпуклые. 

Господа Вседержителя, сидящего на престоле, окруженном херувимами и серафимами, с евангелием в правой руке, разогнутым на словах:»не на лица судите, сынове человечестии, но правой суде судите». У четырех углов иконы изображены символы четырех евангелистов. Икона эта называлась в старину «Спас в силах», взята, вероятно, из старого, бывшего в деревянной церкви, предалтарного иконостаса, в котором она находилась во втором ярусе над царскими вратами. Мера ее 1 аршин 14 вершков вышины и 1 аршин ширины, письмо малоискусное; поля выпуклые. 

По левую сторону царских врат: 

Божией Матери Одигитрии, мерой 2 аршина и 2 вершка вышины и 1 аршин 11 вершков ширины, древнего письма; венец и цата на Божией Матери серебряные, позолоченные, непробные, на Богоматери возглавие и у Предвечного Младенца ожерелье низаны жемчугом, нарукавницы также жемчужные. Поля иконы выпуклые. 

Воскресения Христова в виде «Сошествия во ад», мерой равная предыдущей; письма одинакового с иконами Троицы и Святого Николая чудотворца. На иконе девять венцов и одна цата серебряные, позолоченные, непробные. Поля иконы выпуклые. 

Преподобного Димитрия Прилуцкого, мерой 1 аршин 13 вершков вышины и 1 аршин 2 ? вершка ширины. В середине иконы поясное изображение преподобного Димитрия – точная копия Спасоприлуцкой иконы, писанной по преданию преподобным Дионисием Глушицким; по краям иконы разные события из жизни угодника. Венец и цата на нем серебряные, непробные; оклад и поля медные, отбеленные. Икона эта всегда участвует в крестном ходе 3 июня. 

В завороте иконостаса на северной стене – Божией Матери «Неопалимыя Купины», мерой 2 аршина вышины, 1 аршин 12 ? вершков ширины, 1709 года. 

Преподобных: Сергия Радонежского, Димитрия и Игнатия Прилуцких, Галактиона Вологодского, Александра Свирского и еще одного неизвестного угодника, мерой 1 аршин 11 вершков вышиной и 1 аршин 4 вершка ширины. На нижнем краю иконы подпись 1715 года. 

Во втором ярусе иконостаса иконы дванадесятых праздников и еще 12 евангельских событий и лиц, расположенные в следующем порядке, начиная с крайней иконы на северной стене: Богоотцы Иоаким и Анна, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преполовение, Лазарево Воскресение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Положение во гроб, Воскресение Христово, Фомино уверение, Святые жены мироносицы, Вознесение, Святая Троица, Воздвижение креста Господня, Премудрость Слова Божия, начало индикта, сиречь нового лета, Усекновение главы Предтечи, Всех святых. 

В третьем ярусе над царскими вратами образ Господа Вседержителя, по сторонам иконы Божией Матери, святой Предтечи, двух ангелов, 12-ти апостолов и 8-ми святителей (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Василия Великого). В четвертом ярусе в середине образ Божией Матери с Предвечным Младенцем; по сторонам 26 икон пророков. 

В пятом ярусе в середине образ Господа Саваофа; по сторонам 26 икон святых праотцев и еще две иконы евангелистов Иоанна Богослова и Марка. 

У клиросов две старинные хоругви, писанные на дереве, обе почти одинаковой меры ( около аршина в вышину и ширину каждая) и обе с изображением на оборотной стороне «Сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкаго». Одна из них более древняя, имеет на лицевой стороне изображение «Нерукотвореннаго образа»; на оборотной ее стороне представлены две группы лиц. На другой хоругви, на лицевой стороне, в середине, изображен Господь Вседержитель во весь рост, по сторонам Его святые равноапостольные Константин и Елена; у ног Его припадающие: святитель Филипп, митрополит московский и преподобный Кирилл Белозерский. На оборотной стороне написаны, как и на первой хоругви, две группы. По некоторым иконописным признакам на хоругвях можно определить, что они писаны в последней четверти XVII столетия. 

За левым клиросом, на особо устроенном налое, в киоте помещаются пять малых икон. 

Солейное место возвышается на одну ступень и не отделено решеткой. Пол в храме и в алтаре деревянный, крашеный. Стены и своды по штукатурке выбелены и по местам украшены лепными орнаментами. Посреди церкви большое паникадило медное о шести ярусах, весом пять пудов. 

В паперти холодного храма, по ту и другую сторону входа в него, находятся пять старинных, большого размера, икон, замечательных частью по своей древности, частью по содержанию изображений. Иконы эти следующие: 

1. Святцы, мерой 2 аршина 8 ? вершков вышины и 2 аршина 4 вершка ширины. В середине этой иконы, в четвероугольнике, имеющем 3 четверти аршина вышины и 2 четверти ширины, изображен святитель Филипп, митрополит московский, во весь рост, в полном святительском облачении с евангелием в левой и с благословляющей правой рукой. Время написания этой иконы с вероятностью можно полагать в конце 1650-х годов, когда прославился в русской церкви святитель Филипп, митрополит московский, после перенесения в 1652 году мощей его из Соловецкого монастыря в Москву. 

2. Преображения Господня, мерой 2 аршина 5 ? вершков вышины и 2 аршина 3 вершка ширины. Икона эта совмещает три ряда изображений. У нижнего края иконы подпись иконописцев «1719 г.». 

3. Распятие, мерой 2 аршина 7 вершков вышины и 1 аршин 13 вершков ширины 1708 года. 

4. Рождества Пресвятой Богородицы, мерой 1 аршин 13 вершков вышины и 1 аршин 7 ? вершков ширины. На этой иконе шесть отдельных изображений с надписями. 

5. Зосимы и Савватия Соловецких, мерой 1 аршин 13 вершков вышины и 1 аршин 7 ? вершков ширины 1709 года*[Кроме описанных пяти икон существовала прежде в этой паперти еще древняя большая икона святого великомученика Феодора Стратилата, которая господину Шевыреву так понравилась, что он срисовал ее и рисунок поместил в печатном описании своего путешествия]. 

В этой же паперти еще обращает на себя внимание входная арка в храм своей архитектурной узорочностью и многоцветной замысловатой раскраской. В центре свода этой арки написан святой «Убрус», а по сторонам его справа – «серафим», слева – «херувим». 

В нижнем (теплом) этаже Цареконстантиновской церкви два престола: на южной стороне во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, на северной – святых седми отроков иже во Ефесе. 

Предалтарные иконостасы в обоих приделах одинакового рисунка, столярные, гладкие, окрашенные темнозеленым колером с золоченною по местам резьбой, расположены прямо непрерывно линией во всю ширину церкви. 

В Димитриевском приделе по правую сторону царских врат иконы: 

Господа Вседержителя, сидящего на престоле, с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей, старинного письма. На ликах три венца медные, посеребренные. 

Преподобного Димитрия Прилуцкого, храмовая, старинного письма; риза и венец на угоднике медные, позолоченные. 

Равноапостольных царей Константина и Елены (на южной стене у правого клироса) очень древнего письма; венцы и цаты на угодниках медные, посеребренные. 

По левую сторону царских врат икона 

Божией Матери Тихвинская, старинного письма, два венца и цата медные, посеребренные. На Божией Матери возглавие низано по желтой фольге стеклярусом, бисером, стразами и мелким жемчугом; вкруг лица обведена нитка крупного жемчуга. 

В приделе седьми отроков по левую сторону царских врат икона 

Святого Николая Мирликийского с чудесами, древнего письма; венец на святителе серебряный; икона эта помещается в амбразуре окна у левого клироса. 

Ризница церкви всякими утварями довольно достаточна, но предметов, отличающихся особой древностью, в ней нет. 

Библиотека церкви, кроме полного круга церковно-служебных книг, весьма скудна сочинениями духовно-нравственного и церковно-исторического содержания.

Источник : И. Степановский. Вологодская старина. – Вологда, 1890 

 

33. Церковь Гавриила Архангела

Гавриило-Архангельская – теплый храм ансамбля Владимирских церквей


    Владимирский приход был известен как один из самых богатых в Вологде. В XVII и XVIII веках по числу приходских дворов – а их было около 80 – он превосходил большую часть приходов города. По его имени одно из городских благочиний называлось «Владимирской третью».

    Точная дата основания прихода не известна. Как писал Г. К. Лукомский в книге «Вологда в ее старине», надпись на храмовой иконе Сретения Владимирской Божией Матери свидетельствует, что в 1549 году деревянная Владимирская церковь уже существовала. Согласно Писцовой книге Вологды 1627 года в этом месте имелись деревянные церкви: Пречистой Богородицы Владимирской и клетская с трапезной Феодосия Печерского и колокольня при них.

    Теплая Гавриило-Архангельская церковь построена в 1684–1689 годах в стиле русского узорочья на средства (2000 рублей), завещанные богатейшим вологодским купцом XVII века, торговым гостем Гавриилом Матвеевичем Фетиевым. Есть данные, что после завершения строительства нового храма, старый деревянный храм Архангела Гавриила был перевезен в одну из волостей Вологодского уезда.

    Согласно завещанию Г. М. Фетиева, вытянутый с севера на юг четверик храма Гавриила Архангела на высоком подклете имел два шатра, несмотря на запрет строительства шатровых церквей, введенный патриархом Никоном. Г. К. Лукомский указывает, что шатры были деревянными и не имели конструктивного значения, а являлись больше декоративным элементом. Позднее вместо двух шатров поставлен восьмерик, украшенный небольшой главкой, а к самому храму пристроена обширная трапезная.

    Главный престол в церкви верхнего этажа был освящен во имя Архангела Гавриила. Два других престола созданы и освящены на рубеже XVIII–XIX веков на средства прихожанок Рязановых (мать и дочь) во имя святой великомученицы Екатерины (1799 год) и во имя преподобного Феодосия Тотемского (1808 год).

    В нижнем этаже храма первоначально были подвалы, использовавшиеся под складские нужды. Однако в 1854 году на средства, собранные прихожанином А. В. Захаровым, создан нижний храм с престолом во имя преподобных Антония Великого и Сергия Радонежского. Также на средства Захарова возведена двухэтажная пристройка для ризницы и входа в верхний и нижний храмы.

    Отдельно стоящая шатровая колокольня теплой Владимирской церкви построена одновременно с церковью Гавриила Архангела по образцу колокольни Софийского собора.

    Конструктивно составлена из низкого четверика с арками входа, поставленного на него восьмигранного столпа, заканчивающегося ярусом звона с открытыми арками. Четверик колокольни украшен по углам лопатками и поясом ширинок с полихромными изразцами (частично утрачены). Восьмигранный столп с лопатками украшен внизу киотом с изразцовым декором, а ярус звона – архивольтами с килевидным верхом. Завершающий колокольню высокий шатер с маленькой главкой прорезан расположенными вперебежку окнами-слухами, украшенными кокошниками.

    В 1759 году по благословенной грамоте преосвященного Серапиона, епископа Вологодского и Белозерского, заложен каменный холодный храм Владимирского прихода во имя Сретения Владимирской Божией Матери с приделом Антония и Феодосия Киево-Печерских. Его освящение состоялось в 1764 году.

    В начале ХХ века у Владимирской и Гаврило-Архангельской церквей появилась каменная ограда со Святыми вратами и часовнею при них. В книге Ф. Н. Малиновского «Владимирская церковь в городе Вологде», вышедшей в 1905 году, указывается, что закладка Святых ворот и часовни происходила 8 июля 1901 года, а само строительство велось до 1903 года. В одном из калиточных приходов ограды была установлена небольшая часовня. Позже в часовне поставлен киот с живописным изображением храмовых святых и подвешен фонарь для возжигания лампад.

    В работе И. Спасенковой «Православная традиция русского города в 1917–1930-е гг. (на материалах Вологды)» указывается, что в июне 1928 года рабочие главных железнодорожных мастерских Вологды (900 человек) выступили за закрытие теплого храма Владимирской церкви и «приспособления его под столовую рабочих мастерских». На собрании общины 1 июля 1928 года прихожане большинством голосов приняли решение«согласиться с требованиями рабочих и губисполкома об оставлении общине одного летнего Владимирского храма и колокольни».

    Решение о закрытии теплого Гавриило-Архангельского храма принято 1 августа 1928 года, о закрытии холодной Владимирской церкви – 22 декабря 1929 года. Официально Владимирская община прекратила свое существование в январе 1930 года.

    В 1930-е годы бывшие храмы были переданы под размещение пуговично-гребенчатой фабрики. Тогда же сняты завершения обоих храмов, разобрана ограда со Святыми вратами.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 ансамбль Владимирских церквей отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В конце 1970-х – первой половине 1980-х годов проведена реставрация Владимирского храма и колокольни. Реставрация теплой Гавриило-Архангельской церкви не проводилась.

    Территория, прилегающая к храму, частично занята промышленными предприятиями, частично используется жителями соседних домов. В настоящее время в здании бывшего Гаврииловского храма располагается производственная база одного из предприятий города.

    Источник: http://cultinfo.ru 

     ___________________________________________________________

    Вот такую информацию мы можем найти у Г. Бочарова, В. Выголова 

    Вблизи дома Волкова (Октябрьская, 46а) находится оригинальный ансамбль, состоящий из трех отдельных зданий: двух Владимирских церквей — теплой и холодной— и колокольни. До конца XVII в. все они были деревянными. Каменные теплый храм и колокольня были построены в 1685—1689 гг. на средства богатейшего вологодского купца, «торгового гостя» Г. М. Фетиева, который вел крупные дела во многих городах Руси и хорошо знал многих видных московских бояр — В. В. Голицына, И. М. Милославского и других. Он завещал на сооружение зданий 2000 рублей, оговорив в завещании их архитектурные формы: «Да у Владимирской же богородицы построить церковь каменная теплая, о дву шатрах, а в ней учинить два престола... у той же церкви сделать колокольня особая, против образца соборной колокольни».

          Воля заказчика была исполнена. Хотя теплый Владимирский храм сейчас не имеет шатровых завершений, но на первоначальное их существование указывает его сильно вытянутый в поперечном направлении объем. Только парные шатры оправдывали такую своеобразную форму здания, не соответствующую одноглавию или пятиглавию. В остальном композиция церкви с подклетным этажом, пониженным алтарем и сильно вытянутой трапезной (увеличена за счет пристройки в 1850-х гг.) довольно традиционна. О прежнем ее убранстве напоминают лишь простые лопатки и карнизы на фасадах. 
          Колокольня, входившая прежде в ограду храмов, сохранилась хорошо. Она действительно воспроизводит формы прежней каменной соборной колокольни. Низкий четверик, декорированный по углам лопатками и вверху поясом ширинок с полихромными изразцами, прорезан двумя арками — большой и малой, которые некогда вели внутрь ограды. Поставленный над ним восьмигранный столп с лопатками на ребрах украшен внизу киотом с оригинальным изразцовым декором; заканчивается он ярусом звона с открытыми арками, обрамленными архивольтами с килевидным верхом. Завершает звонницу стройный шатер с нарядно оформленными слухами и маленькой главкой. Эта колокольня — одна из лучших в Вологде. 

    Г. Бочаров, В. Выголов. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск (4)

    Категория: Город Вологда | Просмотров: 448 | Добавил: lana-x-love | Рейтинг: 0.0/0