01:08 Город Череповец |
Черепове́ц — город в России, крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района. Население 314 683 жителей (2012 год). Порт на реке Шексне, левом притоке Волги, на берегу Рыбинского водохранилища. Расстояние от Череповца до Москвы составляет 620 км, до Санкт-Петербурга 473 км по железной дороге и 530 км по автомагистрали. Древние времена Люди жили на территории, где сейчас находится Череповец, с древних времён. Археологические раскопки начала XX века обнаружили здесь одну из древнейших известных стоянок (эпохи мезолита) на севере России. Исследования последних десятилетий выявили ещё несколько стоянок каменного века: Соборная горка, Матурино, река Ягорба. С X века на территории современного города существовало несколько постоянных поселений, с культурой, близкой к культуре средневекового города. Основным населением местности были сначала финно-угры, позже здесь поселились славяне. Население занималось охотой, рыбной ловлей и торговлей пушниной (бобёр, куница, лиса). Найденные при раскопках предметы, не изготавливавшиеся на месте, а также восточные чеканные монеты из серебра свидетельствуют о международном характере торговли. К XIII веку из-за активного истребления численность пушного зверя упала, что привело к сокращению добычи и прекращению пушной торговли. С этого времени основным занятием стало земледелие. Население продолжало расти, количество поселений — увеличиваться. Воскресенский собор (перестроен в XVIII веке) — всё, что осталось от монастыря XIV—XVIII века Первое упоминание о Череповце в документах относится к 1362 году. Тогда был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь. Основателями его считаются преподобные Феодосий и Афанасий, последний вошёл в историю православной церкви под прозвищем «железный посох» и был учеником самого Сергия Радонежского. Монахи поселились в местности, которая к тому времени уже была заселена и называлась «Череповесь». Лингвист А. И. Ященко утверждает, что название «Череповесь», образовано слиянием двух древнерусских слов: «черепь» (возвышенное место, возвышенность) и «весь» (деревня). Таким образом, название Череповесь обозначало поселение, посёлок, стоящий на возвышенности. Есть также предположение, что слово «весь» в названии города произошло от племени весь, которое жило на этой территории с IX века. Воскресенский монастырь, как и другие русские монастыри того времени, играл роль не только религиозного, но и хозяйственного центра. Со временем возле монастыря появилось большое торговое село Федосьево (которое и стало основой для будущего города) и множество более мелких деревень и сёл. Было построено несколько церквей. Монастырь владел рыбными промыслами и поставлял рыбу в Москву, он был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов. Монастырь просуществовал 400 лет, неоднократно подвергался разорению в период польско-литовского нашествия. В 1764 году монастырь был упразднён указом Екатерины II (к настоящему времени от него остался Воскресенский собор), а его владения, земли, крестьяне, церкви переданы в казну. Основание города В 1777 году «для пользы водяной коммуникации» по указу Екатерины II Череповцу был присвоен статус города. С 1780 года Череповец — уездный город в составе Новгородской губернии. В 1782 году был утверждён план регулярной застройки города. Однако в конце XVIII века только что появившийся город едва не исчез. В соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» было предписано упразднить города, «которые окажутся лишними». Санкт-Петербургский военный губернатор генерал от инфантерии Н. П. Архаров, управляющий Новгородской и Тверской губерниями, представил в Сенат предложения об упразднении Череповца и включении Череповецкого уезда в состав Устюженского. В результате в указе от 31 декабря 1796 года в Новгородской губернии осталось десять городов, среди которых Череповца не было. Губернское правление направило 13 февраля 1797 года предписание об упразднении магистрата и переименовании города в посад. В предписании разрешалось учредить во вновь созданном посаде ратушу, если купцы и мещане согласятся содержать ее на свои средства. Все 86 купцов и 298 мещан города объявили о желании остаться в Череповце «при своих жилищах, торгах и промыслах» и содержать ратушу. Однако следующим указанием губернского правления было предписано: …бывшие города Череповец и Лодейное Поле, якоб оказавшияся в числе немогущих существовать посадами, уничтожить, обратя жителей их, именующихся ныне купцами или мещанами, или посадскими, в первобытное их состояние, кроме тех, кои объявят желание записаться и действительно записаны будут в купцы и мещане других городов, что не возбраняется. 16 марта 1797 года собрание купеческого и мещанского общества выразило несогласие с предписанием. Мещанин Ефим Красильников, уполномоченный собранием, отправился в Москву, добился приёма Н. П. Архарова и передал ему письменное прошение об оставлении Череповца посадом. Прошение дало результаты. 8 октября 1797 года император Павел I утвердил указ, в котором Череповец сохранил статус посада, а его купцы и мещане были оставлены «при своих жилищах, торгах и промыслах беспрепятственно». В качестве атрибута управления посадом была сохранена ратуша, на содержание которой, впрочем, средств из бюджета так и не выделялось. Таким образом, череповецкие купцы и мещане не допустили ликвидации торговли и промыслов в городе и несколько лет содержали посадское управление на свои средства. Спустя ещё пять лет, 24 апреля 1802 года, Сенат издал указ «О восстановлении заштатных городов разных губерний», согласно которому в числе восстановленных значился и город Череповец, к которому приписывался уезд. 29 марта 1811 года утвержден герб уездного города Череповца Новгородской губернии. С этого времени Череповец становится полноправным городом России. XIX — начало XX века Город рос медленно: на 1810 год число официально зарегистрированных жителей составляло 901. Единственным промышленным предприятием долгое время был кирпичный завод, на котором работало семь человек. Значение Череповца возросло с завершением постройки в 1810 году Мариинской водной системы. Череповец оказался единственным более-менее заметным населённым пунктом на участке водного пути длиной почти четыреста километров. Основным занятием жителей города стало судовождение, ремонт и строительство судов, проводка по шекснинскому участку Мариинской системы барок. Благодаря появлению судоходного пути развивалась и торговля. К середине XIX века количество жителей выросло до 3300. Развитие города ускорилось во второй половине XIX века. Этому способствовала, с одной стороны, крестьянская реформа 1861 года, в результате которой значительная часть окрестных крестьян, потеряв наделы, перебралась в город, с другой — деятельность городских купцов и промышленников. Особенно много сделал для города Иван Андреевич Милютин, — купец, судовладелец, промышленник, бывший в течение полувека бессменным городским головой. Благодаря компании «Торговое пароходство братьев Милютиных и К» в городе появились гавань, верфь, ремонтный док, механический судостроительный завод. Были построены три морских грузовых брига дальнего плавания: «Россия», «Шексна» и «Алексей» — одни из первых морских грузовых судов этого типа, построенных в России. Милютин был автором проектов подъёма хозяйства города и края, реконструкции Мариинской системы. Вместе с другими череповецкими капиталистами Милютин добился прокладки железной дороги Петербург-Вологда через Череповец, что существенно усилило товарооборот и способствовало экономическому развитию города. Стараниями Л. В. Афетова, Е. В. Барсова, Д. В. Колюбякина, И. А. Милютина, Н. В. Подвысоцкого и других к началу XX века в городе существовали, помимо промышленных предприятий: общественный банк, больница, музей (один из старейших музеев северо-запада), сельскохозяйственная школа, Александровское техническое училище, реальное училище, Мариинская женская гимназия, учительская семинария, городское трёхклассное училище, женское профессиональное училище, городская библиотека. По количеству учебных заведений Череповец обошёл большинство уездных и даже некоторые губернские города России. Именно тогда Череповец стали называть «Северными Афинами» и «Русским Оксфордом». В это время каждый шестой житель города был учащимся. XX век Железнодорожный вокзал В первое десятилетие XX века развитие Череповца продолжалось. К 1904 году было завершено строительство железнодорожной станции, через которую с 1905 года пошли поезда железной дороги Вятка-Вологда-Череповец-Петербург. В 1911 году была построена гавань с пропускной способностью 25 млн пудов груза, не считая нефтепродуктов. Численность населения достигла 10 тысяч человек в 1915 году, 12 тысяч человек — в 1917. В городе работало пять промышленных предприятий, общая численность рабочих — 350 человек. Революционные события 1917 года город затронули слабо. В начале марта был создан Совет народных депутатов, тогда же в городе появилась организация РСДРП. 26 марта 1918 года собравшиеся в Череповце представители пяти уездов — Кирилловского, Белозерского, Тихвинского, Устюженского и Череповецкого, — направили в Совет Народных Комиссаров СССР ходатайство о создании из этих уездов отдельной Череповецкой губернии. В мае СНК утвердил ходатайство, в результате Череповец стал губернским центром. 1918—1920 годы прошли неспокойно: хотя власть Советов в городах губернии сохранялась, постоянно происходили волнения, как стихийные, так и возглавляемые бывшими промышленниками, купцами, офицерами, полицейскими. Невдалеке проходил Северный фронт, на котором Красная Армия противостояла войскам Юденича, поэтому особую опасность представляли любые действия восставших на железной дороге, снабжавшей фронт. 1 декабря 1918 года отряд восставших численностью до 300 человек захватил станцию Шексна. Движение поездов прервалось. Реввоенсоветы Вологды и Череповца направили отряды для пресечения мятежа. 3 декабря объединенные отряды взяли штурмом станцию Шексна и село Братково. Активные участники мятежа были арестованы, часть из них казнена. В качестве наказания для деревней и волостей, активно поддержавших мятеж, на них был вдвое увеличен налог. Весной 1919 года возобновились крестьянские восстания. Всё лето чекисты воевали в лесах губернии с отрядами «зелёных». В конце лета череповецкий отряд чекистов был отправлен на подавление крестьянского мятежа, возглавляемого генералом Майером и офицерами Веденским и Жуковым. Восставшие были рассеяны, руководители мятежа арестованы и преданы суду военного трибунала. Генерал Майер и другие организаторы выступления, в общей сложности 31 человек, были расстреляны. В конце 1919 года в Череповце и губернии было объявлено военное положение. В дальнейшем укрепление власти большевиков сделало своё дело: количество выступлений сократилось, а затем они и вовсе прекратились. На 1920 год население города составило 16943 жителя. Треть жителей Череповца была неграмотной. На всех предприятиях, вместе взятых, работало 590 человек. В 1924 году был открыт Череповецкий техникум животноводства и молочного хозяйства. Также работали ранее созданные промышленно-экономический техникум, техникум дизелистов водного транспорта (ныне лесомеханический), совпартшкола второй ступени, педагогический техникум. В течение десятилетия с 1927 по 1937 год несколько раз изменилось административное положение Череповца. 19 июня 1927 года была упразднена Череповецкая губерния, а из её территории, без Тихвинского уезда, создан Череповецкий округ Ленинградской области. В 1930 году, после упразднения округов, Череповец стал районным центром, теперь уже Ленинградской области. Наконец, 23 сентября 1937 года город и район вошли в состав вновь созданной Вологодской области. В 1930-х годах руководством СССР было принято решение о строительстве Волго-Балтийского канала, создании Рыбинского водохранилища и строительстве в Череповце металлургического завода. Одним из основных авторов проекта строительства металлургического завода в Череповце был академик Бардин. В отличие от большинства металлургических предприятий, строившихся «на сырье», то есть непосредственно вблизи от месторождений руды, череповецкий завод решено было строить на пересечении водных и железнодорожных путей, связывающих город с рудными месторождениями Кольского полуострова, углём Воркуты, и позволявших удобно вывозить продукцию. В 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. В зону затопления вошла и часть города, из-за чего потребовалось перенести на новое место механическую мельницу, судоремонтный завод (который при переносе был кардинально реконструирован), лесопильный завод, механический завод «Красная звезда», речной порт. Планы строительства завода не удалось реализовать в запланированные сроки — помешала война. В Великую Отечественную войну город выполнял функции эвакуационной зоны. Здесь располагались госпитали, сюда эвакуировали жителей Ленинграда. Предприятия города были переведены на производство военной продукции: производилось оружие, амуниция, снаряжение. В июле 1941 года в городе была сформирована 286-я стрелковая дивизия, в сентябре начавшая свой боевой путь на Ленинградском фронте. Из 19300 жителей Череповца и района, воевавших в Великую Отечественную, 7801 не вернулись. 18 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 8200 награждено орденами и медалями, 6 человек — Орденом Ленина, 112 — Орденом Красного Знамени, 1517 — Орденом Красной Звезды, 887 — Орденом Славы. Фронт не подходил непосредственно к Черповцу, но в городе базировались части, входившие в состав Череповецко-Вологодского округа ПВО. В последние годы войны Череповец стал также местом содержания немецких и финских военнопленных. Именно в череповецком лагере содержался знаменитый немецкий ас Эрик Хартман, которому приписывают 352 сбитых самолёта. После войны работы по строительству промышленных объектов в Череповце были продолжены. Уже в 1945 году первые суда принял новый речной порт, построенный в годы войны. В 1952 году была заложена первая доменная печь. 24 августа 1955 года был дан первый чугун — этот день считается днём рождения Череповецкого металлургического завода. В 1958 году начала работать первая мартеновская печь, с которой началось производство стали в Череповце. Строительство завода велось под руководством Диниахмеда Набиулевича Мамлеева, начальника треста «Череповец-металлургстрой» с 1949 года. В 1960-х годах в городе создано ещё несколько предприятий, металлургический завод постоянно рос и развивался. 1970-е годы отмечены строительством химических заводов. На это строительство в Череповец, как и во многие другие города по аналогичной причине, направлялось большое количество условно освобождённых из мест заключения (именно в те годы появилось устойчивое выражение «отправить на химию», а слово «химик», помимо специалиста по химии, стало обозначать ещё и условно освобождённого, направленного «на стройки народного хозяйства»). Значительная часть «химиков» осела в городе, благодаря чему укрепилась представление о нём как о «бандитском», отчасти сохраняющееся по сей день. В 1978 году был открыт Октябрьский мост через реку Шексну, на момент открытия — первый крупный вантовый мост на территории России, уникальное сооружение, строившееся с 1970 года. В 1986 году на Череповецком металлургическом заводе запущена пятая доменная печь, за пределами города более известная как «Северянка». На момент пуска это была крупнейшая доменная печь в мире. В том же 1986 году Череповецкий металлургический завод был реорганизован в Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК). В начале 1990-х годов на его базе было создано акционерное общество «Северсталь». Население города к середине 1980-х годов перевалило за 300 тысяч. Во многом благодаря мощным промышленным предприятиям, активно строившим жильё для работников, Череповец быстро рос. В 1977 году город был официально разделён на два района — Индустриальный и Первомайский (в народе «Заречье»). Активно продолжилась застройка района фанерно-мебельного комбината (в просторечии «Фанера»), а с середины 1980-х годов в Череповце появился новый район — Зашекснинский (в обиходе его часто называют «Простоквашино» (автора этого народного названия вряд ли можно установить) или ещё чаще 104-тый). Экология Итоги многолетних наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, выполняемые лабораторией Росгидромета показывают, что все жилые кварталы города в той или иной мере испытывают определённую техногенную нагрузку. Исследование помесячной изменчивости собирательного показателя загрязнения атмосферы позволяет сделать вывод, что наиболее неблагоприятная обстановка в городе складывается в весенне-осенний период, когда чаще возникают неблагоприятные метеоусловия (НМУ), ухудшающие рассеивание вредных веществ и способствующие их накоплению в атмосфере вследствие слабого ветра, воздействия термической устойчивости и образования инверсий, или меняющие направление переноса примесей, выбрасываемых в атмосферу. В этой связи наиболее неблагоприятным для города является западное направление ветра, при котором выбросы от многих источников переносятся в сторону жилой застройки. Повышенный уровень загрязнения воздуха чаще отмечается в Индустриальном и Северном районах, так как они расположены ближе к промплощадке металлургического комбината. Однако, из-за преимущественно северных ветров, значительная часть выбросов оседает в Зашекснинском районе. Экологическая ситуация в этом районе усугубляется также и из-за почти полного отсутствия деревьев в этой части города и высокой плотности заселения (в основном преобладает многоэтажная застройка, с этажностью домов более 5 этажей). Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от неподвижных источников по г. Череповцу за 2009 год — 304,5 тысяч тонн, или около 1 тонны на 1 чел./год. Сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты по г. Череповцу за 2009 год — 29,7 миллионов кубических метров, в том числе без очистки: 0,7 миллионов кубических метров. Территориальное деление Город делится на четыре района: Индустриальный (город), Заягорбский (Заречье. В советские годы назывался Первомайским), Зашекснинский (104 мкр. или Простоквашино) Северный («Фанера»). Индустриальный район Индустриальный является самым экономически развитым районом. В народе его называют «Город». Индустриальный район — историческое ядро города, активное формирование которого началось в XVIII-м веке. Экологическая ситуация в границах района сложилась неблагополучная по причине близости к производственным мощностям ОАО «Северсталь»: До недавнего времени вся территория района попадала в 5-ти километровую санитарно-защитную зону (СЗЗ) от комбината, но в 2004 году была утверждена новая СЗЗ радиусом 1 км от основных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате жилая застройка оказалась вне этой зоны. Тем не менее, учитывая, что реализация природоохранных мероприятий по снижению выбросов в атмосферу расчитана на период до 2015 года, в целях снижения экспозиционной нагрузки на население, проживающее в непосредственной близости к промзоне, принято решение о расселении жителей части кварталов № 213 и 214. В перспективе расселение жителей из 213 и 214 кварталов позволяет в этой зоне разместить городской центр профориентации, учебные классы и мастерские средних учебных учреждений, культурный центр учебной зоны, офисные помещения и объекты продовольственной, промтоварной и оптово-розничной торговли. Предполагается улучшение экологической ситуации в Индустриальном районе за счёт переноса некоторых производств — например, завода «Красная звезда», сокращения выбросов вредных веществ — для ОАО «Череповецкий завод металлоконструкций». То же самое относится и к другим предприятиям, нарушающих регламенты СЗЗ — ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Череповецкая кондитерская фабрика», ОАО «Череповецкий ликеро-водочный завод». Заягорбский район Заягорбский район является самым густозаселённым спальным районом города, в нём проживает порядка 130 тыс. человек. В народе его называют «Заречье». Второй мост через Шексну в створе ул. Архангельской будет частично профинансирован из федерального бюджета, частично — из областного и городского, его строительство одобрил премьер-министр Владимир Путин в ходе своей поездки в Череповец. В настоящее время в Череповце с одного берега Шексны на другой на автомобиле можно проехать по Октябрьскому мосту, который соединяет Индустриальный и Зашекснинский районы. С точки зрения безопасности и разгрузки основных магистралей второй мост через Шексну — важнейший проект для развития Череповца в ближайшие десятилетия. На территории, занятой малоэтажной индивидуальной застройкой сформируют архитектурную доминанту, совмещающую жилую, общественно-деловую и культурно-развлекательную функции. Это один из проектов создания «речного фасада» города. Объекты коммунально-складского и производственного назначения перепрофилируются, планируется расширение Макаринской рощи за счет организации парка в береговой зоне, а также благоустройство Зареченского пляжа. Юго-восточную часть Заречья, занятую городскими лесами, планируется использовать как спортивно-рекреационную зону. Зашекснинский район Зашекснинский район является перспективным с точки зрения строительства и расширения территорий города, с целью дальнейшего закольцовывания городских автодорог. В обиходе горожан этот район также называют «104 микрорайон», по нумерации одного из микрорайонов Зашекснинского района, хотя в настоящее время это один из многих микрорайонов. У Зашекснинского района есть ещё одно неофициальное «народное» название — «Простоквашино» (так его назвали в начале 80-х годов, когда этот район только начали строить, и, в момент начала строительства, был популярен мультфильм «Трое из простоквашино»), также сохраняются названия деревень: «Матурино», «Гритино». Существует микрорайон новой застройки у пожарной части № 55, в народе его называют «Черемушки» (Официальное название — 112 микрорайон). Северный район Жители города называют его «Фанерой» из-за находящегося там фанерно-мебельного комбината. Северный считается самым маленьким спальным районом г. Череповца. Постепенно подвергаются городской застройке ближайшие поселения, например, Ясная Поляна. Демография Население города на 1 января 2011 года составляет 312 904 человек. Череповец — один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Вологду) как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Экономика Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия чёрной металлургии и химического комплекса. Ведущими предприятиями города являются ОАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «Аммофос», ОАО "Череповецкий «Азот», на которых работает 40 % горожан. Также в городе действуют предприятия дерево- и металлообработки, пищевой и лёгкой промышленности, строительного комплекса. Кроме того, в Череповце насчитывается более 1500 малых и средних предприятий. В России город занимает одну из первых позиций по выпуску промышленной продукции на душу населения, которая более чем в два раза превышает общероссийский уровень. Экономический потенциал города формируется двумя крупнейшими металлургическими предприятиями, такими, как «Северсталь» и Череповецкий сталепрокатный завод, и двумя химическими предприятиями («Азот» и «Аммофос»), на которые приходятся 75 % выпускаемых в городе промышленных изделий. Индекс промышленного производства по городу в целом за 2006 год составил 105,3 % (В Вологде — 104,1 %, в целом по области — 105,2 %). Доля Череповецкого металлургического комбината в выпуске российского проката составляет примерно 14 %, он входит в четверку крупнейших производителей данной продукции в стране. Сталепрокатный завод, реконструированный в 1996 году, — одно из самых больших в России предприятий метизной отрасли, ежегодно производит 1, 15 миллиона тонн готовых изделий. Важную роль в экономике города играют два крупных химических объединения — поставщики минеральных удобрений, серной кислоты, аммиака, мочевины и карбамида «Аммофос» и «Азот». Их доля в общем объёме городской промышленной продукции составляет 11 %. В топливно-энергетическом комплексе главное место занимает энергетика. 50 % электроэнергии область получает от других энергосистем — Тверской, Костромской, Кировской, Ленинградской и Ярославской. Оборот розничной торговли предприятий Череповца в 2007 году составляет 1 млрд 800 млн рублей. В сопоставимых ценах розничный оборот череповецких предприятий торговли на 19 % больше, чем в 2006 году. В структуре оборота розничной торговли за 2007 год 50,2 %, или 9 млрд 36 млн рублей составляют продовольственные товары, 49,8 %, или 8 млрд 964 млн рублей — непродовольственные товары. С начала 2007 года предприятия и организации города оказали платных услуг населению на общую сумму 10 млрд 500 млн рублей. В сопоставимых ценах объём реализации платных услуг в Череповце по сравнению с 2006 годом в текущем году увеличился на 12,5 %. Оборот предприятий общественного питания Череповца в 2007 году составляет 992 млн рублей, в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом он вырос на 8,7 %. С начала 2009 года Череповец, как и другие промышленные города России, переживает глобальный экономический кризис. По данным на ноябрь 2009 года, количество безработных составляет 6 800 человек. Член Союза городов центра и северо-запада России Промышленные предприятия города Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» ОАО «Северсталь-метиз», входящий в группу компаний «Северсталь» — производство проволоки, калиброванной стали, канатов, гвоздей и других металлоизделий. ОАО «Аммофос» ОАО «Азот» (оба химических предприятия входят в состав группы «ФосАгро») ЗАО «Агро-Череповец» (также принадлежит «ФосАгро») ЗАО «ССМ-Тяжмаш» ЗАО Череповецкая спичечная фабрика «ФЭСКО» OOO Издательский Дом «ЧереповецЪ» ОАО «Череповецкий завод силикатного кирпича» ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ЗАО «Череповецкий завод метало конструкций» (ЗМК) ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» ОАО «Череповецкий молочный комбинат» ООО «Череповецкий Мясокомбинат» ОАО «Череповецхлеб» ООО «Череповецкий хладокомбинат» ООО «Череповецкий завод бетонных конструкций» ОАО «Череповецкий ликёро-водочный завод» ООО "Фабрика «Красный Ткач» ОАО "Швейная фабрика «Рассвет» ЗАО «Русский Бисквит» ООО «Стальэмаль» Транспорт Череповец связан с областным центром, Москвой, Санкт-Петербургом и иными городами страны автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Водное сообщение Череповец — крупный промышленный порт на Рыбинском водохранилище и пассажирский порт на р. Шексна. Через систему Волго-Балтийского водного пути город имеет выходы в Балтийское, Северное, Чёрное, Азовское, Средиземное моря. Таким образом, Череповец посредством системы водного сообщения связан с северными, южными и западными регионами России. Вместе с тем, местное пассажирское судоходство в настоящее время слабо развито. В теплый период года постоянно осуществляет рейсы (1,5 часа) теплоход МО-116. Автодорожное сообщение Через Череповец проходит федеральная автотрасса А114 Вологда — Новая Ладога, связывающая город с Вологдой и Санкт-Петербургом, и автодорога Р104 Череповец — Сергиев Посад, связывающая Череповец с Ярославлем и Москвой. Железнодорожное сообщение Череповецкий железнодорожный узел, расположенный на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вологда, является вторым по грузообороту на Северной железной дороге (после узла Вологда-1 — Вологда-2 — Лоста Сортировочная). Через него за сутки проходит транзитом 120 грузовых, 20 пассажирских поездов и до 30 составов, прибывающих на промышленные гиганты Череповца. В 2009 объёмы перевозок и погрузки резко упали. Узел включает в себя пассажирскую станцию «Череповец-1», грузовые станции «Череповец-2» и «Кошта». Воздушное сообщение Международный аэропорт «Череповец» находится в 25 километрах от Череповца вблизи посёлка Ботово. Эксплуатантом аэропорта является ООО «Авиапредприятие „Северсталь"», которое выполняет внутренние и международные регулярные и чартерные авиарейсы по России, странам СНГ и Европы. Авиарейсы внутренние: Москва (Внуково), Москва (Домодедово), Петрозаводск, Санкт-Петербург. Городской транспорт В Череповце с 1979 года действует Октябрьский мост — первый вантовый мост, построенный на территории России. С 1956 года в городе действует трамвайная сеть. Работает 3 маршрута: 2. «Доменная» — «ул. Мира» — «пр. Победы» — «Советский пр.» — «ул. Комсомольская» — «Вокзал» — «ул. Верещагина» — «пр. Победы» — «ул. Мира» — «Доменная» 4. «ул. Олимпийская» — «пр. Победы» — «ул. Мира» — «Доменная» — «Аглофабрика № 3» 8. «ул. Олимпийская» — «пр. Победы» — «Советский пр.» — «ул. Комсомольская» — «Вокзал» — «ул. Верещагина» — «пр. Победы» — «ул. Олимпийская» Подвижной состав составляют вагоны КТМ-5 (46 единиц, в том числе 2 двухвагонные системы) и КТМ-8 (10 единиц). В начале 1990-х годов в Череповце начато строительство троллейбуса. По маршруту № 1 Зашекснинский микрорайон — ОАО «Северсталь» были установлены опоры контактной сети с кронштейнами и началась навеска самой сети. Строительство остановлено, построенное хозяйство законсервировано. Действует разветвлённая сеть автобусных маршрутов. Движение по маршрутной сети города полностью осуществляется автобусами большой вместимости. Крупнейший перевозчик — МУП «Автоколонна 1456», основу парка которой составляют автобусы ЛиАЗ-5256, ГолАЗ АКА-6226, Mercedes-Benz O345, МАЗ-103, МАЗ-104, ПАЗ-4234, ЛиАЗ-6212 и др. Помимо этого движение по городским маршрутам осуществляют большое количество частных автобусов. Одной из особенностей Череповца является практически полное отсутствие маршрутных такси, имеющихся во многих российских городах, включая областную столицу. Маршрутные такси в Череповце участвуют в пригородном сообщении. Все городские маршруты обслуживаются автобусами большой вместимости. Связь и интернет Стационарные телефоны в городе подключены преимущественно к «ОАО „Ростелеком"». Также на рынке фиксированной связи в городе присутствуют компании: Golden Telecom (торговая марка «Билайн»), ЗАО «Черметресурс» (торговая марка «Череповец Телеком») (ЗАО «ПетерСтар»), ЗАО «Квантум» (торговая марка «ПРОСТОР Телеком»), «InterZet». Услуги сотовой связи предоставляют компании: «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы»,ОАО «Санкт-Петербург Телеком» (торговая марка Tele2) Основные интернет-провайдеры в городе: ОАО «Ростелеком» (ADSL и Dial-Up), Golden Telecom (торговая марка «Билайн»), ЗАО «Черметресурс» (торговая марка «Череповец Телеком») (ЗАО «ПетерСтар»), ЗАО «Квантум» (торговая марка «ПРОСТОР Телеком»), InterZet. Средства массовой информации В Череповце действуют местные телестудии ТС «Канал12», ОАО «Провинция» (входят в ООО «Медиа-центр»), ТК «Русский север» и ТНТ (Открытый канал). Транслируются следующие радиостанции: ООО «ТВ-Трансмит» 104.6, УКВ 67.16 (входит в ООО «Медиа-центр») Радио России УКВ 66.38 Маяк УКВ 67.94 Шансон УКВ 69.77 Авторадио 101.2 Европа+ 101.6 Русское радио 102.1 Ретро FM 103.0 Дорожное радио 103.9 Рекорд (Шексна) 105.8 Среди местных печатных изданий — «Курьер», «Голос Череповца», «Речь», «Всё и сразу» (выпускаются ООО «Медиа-центр»), «Вкус жизни», «Глянец», «Сезон», «Торговая площадь», «Спутник-Череповец», «Череповецкая истина». Образование Общеобразовательные учреждения Общее количество общеобразовательных школ — 46, из них: средние школы — 38 (повышенного уровня № 8, 9, 21, 26, 29, ЖГГ, лицей АМТЭК); начальные школы — 3 (№ 39, 41, 43); специальные (коррекционные) школы — 4 (№ 35, 38, начальная школа — детский сад № 58, школа-интернат I вида); вечерняя (сменная) школа — 1; Негосударственное частное образовательное учреждение «Центр развития детей ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»; Учреждения профессионального образования Череповецкий государственный университет Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники Институт менеджмента и информационных технологий (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (ИМИТ СПбГПУ) Череповецкий филиал Московской государственной академии водного транспорта Череповецкий филиал Института Бизнеса и Права Череповецкий филиал Вологодского государственного технического университета Череповецкий филиал Современной гуманитарной академии Череповецкий филиал Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) Череповецкий филиал Столичная финансово-гуманитарная академия Череповецкий филиал Университета Российской академии образования ГОУ СПО «Череповецкий металлургический колледж» ГОУ СПО «Череповецкий индустриальный колледж имени академика И.П. Бардина» ГОУ СПО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова» ГОУ СПО «Череповецкое медицинское училище имени Н.М. Амосова» ГОУ СПО «Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел имени В.В. Верещагина» ГОУ «Профессиональное училище №8 имени А.А. Лепёхина» ГОУ «Профессиональное училище №27» ГОУ «Профессиональное училище №35» ГОУ «Профессиональное училище №37» ГОУ «Профессиональное училище №38» ГОУ «Профессиональное училище №21» Театры и дворцы культуры Череповецкий детский музыкальный театр Череповецкий русский национальный театр Череповецкий Камерный театр Театр Импровизаций Дворец культуры «Строитель» — Народный ансамбль танца «Северные зори» Дворец культуры Металлургов — молодёжный цирк «Супер скок» — шоу-балет «Магия» — шоу-балет «Тодес» Дворец культуры «Аммофос» — Театр пластики драмы «Знак» — шоу-балет «Хобби» Дворец культуры «Северный» Городская филармония Музеи и выставочные залы Художественный музей Дом-музей великого художника-баталиста В. В. Верещагина Дом-музей городского головы И. А. Милютина Музей археологии Историко — этнографический комплекс «Усадьба Гальских» Историко — этнографический комплекс «Усадьба, в которой жил Игорь Северянин» Выставочный зал Череповецкого музейного объединения Первая Арт-галерея Арт-галерея современного искусства «КТО» ]Храмы и монастыри Действующие Череповецкий Воскресенский монастырь ныне Архиерейское Воскресенское подворье Вологодской епархии в г. Череповце (Соборная Горка, 1) Храм в честь Рождества Христова (ул. Парковая, 1) Храм преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (Макаринская роща, 1) Часовня во имя святителя Николая (железнодорожный вокзал) Часовня во имя преподобного Филиппа Ирапского (Советский пр., 31) Часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» (ул. Набережная) Утраченные Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Красноармейская площадь) Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ул. Олимпийская) Храм во имя Пресвятой Троицы (Соборная Горка) Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Комсомольский парк) Храм в честь Сретения Господня (ул. Ленина, м-н «Мон Букет») Храм во имя Святителя Николая(ул. М. Горького, к/т «Киномир»)) Фестивали Фестиваль поэзии и прозы «Я живу в Череповце» — ежегодный, проводится с 2006 года Фестиваль короткометражного кино «PROВзгляд» — ежегодный, проводится в Череповце с 2010 года Музыкальный фестиваль классической музыки «Кружева» — ежегодный, проводится в Череповце с 2010 года Фестиваль танцевальных направлений фитнеса — ежегодный Международный фестиваль фортепианных дуэтов — ежегодный с 2001 по 2008 годы Фестиваль «Прыжок выше головы» — ежегодный, проводится с 1994 года Фестиваль «Серебряные струны» — ежегодный, проводится в ЧГУ с 2000 года Фестиваль школьного творчества «Добро пожаловать в ЧГУ!» — ежегодный, проводится в ЧГУ с 2005 года |
|