14:19 История Кирилло-Белозерского музея-заповедника |
Источник: Кириллов: ист. лит. альм.- Вологда, 1994. Вып 1 Продолжение. Начало. Г. О. Иванова, И. А. Смирнов История Кирилло-Белозерского музея-заповедника Одновременно с архитектурной реставрацией проводилась и работа по реставрации живописи. Еще в 1919 году реставратор А. И. Анисимов отобрал ряд икон, укрепил их и поместил в Архиерейском корпусе. Однако в связи с использованием здания под детский дом (он располагался там с 1918 года) условия хранения были неблагоприятными (в помещение был доступ детей, иконы были "поставлены на ребро", хотя нуждались в горизонтальной раскладке и т. д.), и живописный слой на них начал вспучиваться и осыпаться. Это стало причиной "перевода" икон в Казенную палату (бывший Арсенал), где условия хранения оказались еще хуже из-за сырости. Летом 1921 года та же инспекция комиссии I Всероссийской конференции по вопросам реставрации и ремонту при Главнауке под председательством Н, В. Бакланова обследовала живописные памятники, и по ее рекомендации значительная часть икон в 1922-1925 годах была вывезена на реставрацию в Ленинград и Москву 45. Остальные памятники пытались реставрировать в самом музее, но работа продвигалась медленно. К 1926 году относится первое упоминание о Ферапонтовом музее-монастыре как филиале Кирилловского музея 46. После того, как в 1923 году монастырь окончательно закрыли, в его стенах размещался совхоз, в котором работали и оставшиеся монахини. Такое положение продолжалось три года, а в 1926 году благодаря вмешательству И. Э. Грабаря и Центральных реставрационных мастерских вопрос о судьбе памятника был окончательно решен. 20 января 1928 года все церкви, здания, хозяйственные постройки и земля в количестве 4,2 га были переданы Главнауке 47. Музей, однако, первоначально использовал для своих целей не все памятники, а только часть их, так как еще в ноябре 1924 года постановлением Череповецкого окружного исполкома за общиной верующих были оставлены церковь Мартиниана и церковь Благовещенья с трапезной 48. По арендному договору с Кирилловским музеем на общину была возложена охрана всего имущества и зданий монастыря. 19 октября 1929 года этот договор был расторгнут, все имущество было принято по описи от инокини Валерии Шипуновой и передано в бесплатное и бессрочное пользование коммуне "Просвет". Коммуна получила 6 зданий, 1 овощную яму и 2 плодово-ягодных сада. Арендаторы в свою очередь обязывались охранять музейные здания, хозяйственные постройки и находящееся в них имущество, наблюдать за чистотой и порядком, а также сопровождать экскурсантов при осмотре памятников и вести учет посетителей. Для размещения туристов предполагалось выделить четыре помещения в двухэтажном доме. Все мероприятия, связанные с охраной памятников, коммуна должна была выполнять по инструкциям Кирилловского музея. Нагрузка на коммуну по приему посетителей была в тот период не очень велика. Например, в летний сезон 1929 года монастырь посетило всего 43 человека. Размещение в памятнике архитектуры хозяйственного подразделения имело следствием то, что по вине коммуны сгорела одна из построек монастыря - двухэтажный жилой корпус с пристроенной кухней и участком ограды. Это остро поставило вопрос о создании собственно музейной охраны памятников. Благодаря настойчивости директора Дьяконовой удалось решить проблему ставки музейного сторожа для Ферапонтова. Почти сразу, а точнее с 1 июля 1930 года, ее заняла Легатова Любовь Кирилловна, много сделавшая для спасения и охраны монастырских памятников, так как сторож в то время являлся полномочным представителем музея; на него возлагались функции охраны, приема и учета туристов, взаимодействия с органами местной власти и населением и многое другое, о чем даже не упоминалось в инструкциях. Начатые еще до 1917 года реставрационные работы в Ферапонтовом монастыре возобновились в 1919 году и были поручены тоже В. В. Данилову. Шли они очень медленно, с большими перерывами. Настойчивость руководителя работ, помощь братьев Бриллиантовых все-таки позволили к 1925 году завершить в основном архитектурную реставрацию 49. Работы же по укреплению красочного грунта фресок и заделке трещин в Рождественском соборе, начавшиеся в 1915 году, продолжались с перерывами вплоть до 1939 года. Реставраторы П. И. Юкин и А. И. Анисимов промыли фрески, удалили загрязнения, укрепили штукатурку, заделали трещины. Тогда же в соборе был разобран иконостас 50. Аналогичной была судьба и другого филиала Кирилловского музея - Горицког.о Воскресенского девичьего монастыря. Официальное решение о его закрытии было принято в 1930 году, но уже до этого монастырь трансформировался в приходскую общину. С 1929 года существовала договоренность музея с общиной об осмотре туристами памятников монастыря (летом 1929 года его посетило 72 человека) 51. После расторжения договора имущество общины принял по описи райфинотдел, Часть икон вывезли в Череповецкий окружной музей, а в августе 1931 года художественную утварь из Воскресенского собора в количестве 130 предметов передали Кирилловскому музею 52. Но филиалом тогда Горицкий монастырь так и не стал, поскольку у музея не хватало ни сил, ни средств для работы с его памятниками. Позднее монастырь целиком отдали под дом инвалидов. В конце 20-х годов в ведение Кирилловского музея была передана на непродолжительное время Нило-Сорская пустынь, однако затем местные власти приняли решение об ее исторической малоценности: памятники пустыни изъяли у музея, а деревянные скиты разобрали53. Собственно музеефикация, если исключить немногочисленных туристов, практически не коснулась филиалов в 1920-1930-е годы. Процесс реорганизации Кирилловского музея в краеведческий шел постепенно. Вначале изменилась подотчетность музея, система его финансирования, затем стали меняться направления его работы, принципы комплектования фондов и как следствие произошла смена и названия музея. Еще в планах 1933 года он числился музеем-монастырем, а в 1935 году уже назван Кирилловским районным музеем. Анализ работы музея за 1933 год позволяет сделать вывод о полном изменении ее первоначальной направленности - активно ведется сбор материалов о районе, осуществляется пропаганда краеведения в школах, организуются кружки по этому профилю, устраиваются выставки к сельскохозяйственным кампаниям и различным юбилейным датам. Экспедиционная работа сводится к обследованию совхозов и колхозов, к изучению "естественных производительных сил края" 54. В 1934 году в музее построили новую историческую выставку во Введенском соборе. Ее экспонаты отражали три основные темы: "Монастырь - крупный землевладелец", "Монастырь - крепость", "Монастырь - тюрьма". Подлинных вещей было немного, в основном преобладал графический и иллюстративный материал. Выставка по замыслу устроителей должна была раскрыть "реакционную сущность монастыря-феодала" 55. Активное участие в создании этой выставки принял Г. Г, Антипин, уроженец г. Кириллова. Он же написал книгу "Крепость Кирилло-Белозерского монастыря", которая стала первой публикацией Кирилловского музея 56. В 1936 году, выполняя решение бюро РК ВКП(б), названную выставку перестроили, и она стала отражать, как это и требовала новая методологическая основа, жизнь и быт крестьян при крепостном строе. Тогда же в крепостной стене XVII века была открыта выставка-интерьер "Монастырская тюрьма" 57 с показом помещений, в которых содержались заключенные в I половине XVIII века. Показателем дальнейшей эволюции музея в краеведческом направлении был тот факт, что "выставка по истории" была в 1937 году разобрана и на ее месте построена "целостная экспозиция на основе марксистско-ленинского учения об общественно-экономических формациях" 58. Богатая коллекция культовых предметов позволила сотрудникам музея создать подотдел "феодальной культуры и искусства" (книги, живопись, чеканка, резьба по дереву). Через некоторое время приступили к строительству отдела социалистического строительства. Для выдачи справок, организации консультаций при музее была создана комната посетителя с набором краеведческой и справочной литературы, В дни работы музея там постоянно находился один из сотрудников, который отвечал на вопросы посетителей, а также вел журнал учета. В нем отмечался и социальный состав экскурсантов. Так в 19 3 4 году музей посетило 224 рабочих, 548 колхозников, 754 служащих, 973 школьника. Кроме постоянных экспозиций, на территории музея подготовлен для просмотра ряд памятников архитектуры. В 19 3 9 году в музее приступили к строительству отдела природы, а в следующем году под давлением местных властей была создана антирелигиозная выставка 59. Разместилась она в церкви Кирилла. Кроме постоянных экспозиций, сотрудники музея строили временные выставки об успехах колхозного движения и к юбилейным датам. Деятельность музея находилась под жестким контролем со стороны партийных и советских органов. В районной газете периодически появлялись статьи о работе музея, содержащие порой необъективную и резкую критику. Например, автор статьи "За монастырской стеной" отмечал, что руководство музея (О. П. Бояр, К. В. Борисов) отнеслось к созданию антирелигиозной выставки формально, обвинял музейщиков (Н. Н. Забек, И. Ф. Фрейберг, К. В. Борисов, О. П. Бояр) в политической близорукости и требовал "проверить аппарат музея, очистить его от проходимцев и врагов народа..., потребовать от них четкой и добросовестной работы" 60. Статья была ничем иным, как поиском "врагов народа" на местном уровне, и вполне соответствовала духу времени. Последовавшая за ней формальная проверка привела к отстранению директора музея от должности, а затем дело на него было передано в суд. Подвергся репрессиям и сотрудник музея И. Ф. Фрейберг. "Виной" О. П. Бояр и его помощников было то, что они не занимались пропагандистской деятельностью, а "сосредоточили основное внимание на памятниках" 61. Однако, несмотря на политические бури, затронувшие и Кирилловский музей, работа в нем продолжалась. Начиная с лета 1937 года его сотрудники принимали активное участие в проведении археологических раскопок на территории района (неолитическая стоянка на острове Сиверского озера, свайное поселение на реке Модлоне, поиски Оружейной палаты на территории монастыря), а музей осуществлял частичное финансирование этих работ. Раскопки производились под руководством известных археологов А. Я. Брюсова, П. А. Сухова и позволили, хотя и не в полной мере, показать историю края в эпоху неолита. Изменение профиля музея резко отразилось на отношении вышестоящих организаций и местных органов власти к коллекциям музея, С середины 1930-х годов в Кириллов свозили иконы, предметы храмового убранства из окрестных церквей и монастырей. Однако далеко не все они попадали в фонды музея, В церкви Гавриила размещался так называемый Госфонд, предметы которого подлежали продаже, обмену или просто уничтожению. В 1931 году, например, музей был вынужден передать Кирилловскому райфинотделу серебряную ризу с иконы весом 4,5 кг, в следующем году из музея изъяли 5 фелоней, стихарь, 8 набедренников, 2 отреза золотой парчи, 19 орарей, 1 воздух, а в 1934 году - 10 серебряных риз (окладов) с икон "немузейного значения" общим весом 22 кг 10 г 62. В то же время продолжался активный вывоз экспонатов для пополнения коллекций других музеев, главным образом, столичных. Гравюры с изображением Кирилло-Белозерского монастыря украсили фонды и экспозиции Череповецкого и Харьковского музеев, изосекции Московского областного бюро краеведения. Много церковной утвари, тканей отобрал для Череповецкого музея его директор К. Н. Морозов. Летом 1933 года в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ) взяли замечательные иконы "Успение" и "Кирилл Белозерский" XV века, принадлежавшие ранее Кирилло-Белозерскому монастырю. Туда же попали шесть икон XVI века из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. В настоящее время эти памятники являются одним из главных объектов показа древнерусского отдела ГТГ. В 1933 году была сильно подорвана научная база музея перемещением в Ленинград значительной части архива Кирилло-Белозерского монастыря. При этом счет шел не на листы и отдельные рукописи, а на вес. Всего в июне 1933 года инспектор Ленинградского областного архивного управления Б. М. Соснов "вывез 53 ящика архивных рукописных материалов" общим весом 4551 кг63. В краеведческом музее легче решались вопросы списания "непрофильных материалов". В августе 1932 года были списаны иконы XIX века из иконостаса Введенской церкви и "часть другого имущества Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей" 64. Как правило, такие вопросы решали эксперты ведущих музеев или представители органов охраны памятников. Например, летом 1935 года уполномоченный Комитета по охране памятников ВЦИК и музейного отдела Наркомата просвещения Леонов посоветовал "ликвидировать ввиду имеющихся аналогичных" иконостасы церкви Гавриила и Сергия, детали резных иконостасов из Нило-Сорской пустыни и Казанского собора г. Кириллова, хранившиеся в Кирилловском музее. К счастью, сотрудники музея не поспешили выполнить эти указания, что позволило сохранить некоторые памятники до наших дней. Комиссия Комитета по делам искусств при СНК СССР, работавшая в музее в октябре 1943 года, отмечала факты самоуправства со стороны местных органов, заключающиеся "в самовольном изъятии райфо ряда предметов из церкви Благовещения в Ферапонтове, находящейся на госохране" 65. Процесс расхищения и уничтожения музейных экспонатов шел фактически до 1956 года, когда под видом реставрации Московский музей им. Рублева забрал девятнадцать икон XV-XVI веков из церкви Ризоположения 66. Незначительные бюджетные ассигнования позволили в 1932-1934 годах вести только неотложные ремонтные работы на памятниках. В 19 3 5 году положение изменилось; в три раза увеличились суммы вложений, была составлена смета на генеральный ремонт и реставрацию монастыря в сумме 170000 рублей 67. Отпущенные средства, внимание со стороны Комитета по охране памятников при Леноблисполкоме, активная поддержка дирекции музея позволили архитектору В. В. Данилову перейти от аварийных работ к частичной реставрации памятников. В 1936-1939 годах были проведены обмеры многих зданий монастыря, сделаны пробные расчистки с наличников, предпринимались попытки установить местоположение исчезнувших построек с помощью раскопок. За эти годы удалось выполнить большой объем работ по восстановлениию и укреплению памятников. В 1936 году убрали деревянные крылечки-сени с наружной стороны стены XVII века у Казанской башни, сняли деревянный тамбур у церкви Евфимия, восстановили лестницы в Московской башне. В 1937 году своды стен на участке между Косой и Московской башнями из-за угрозы падения разобрали, в других опасных участках стен поставили кружала, стену XVI века у Мере-женной башни капитально отремонтировали. В 19 3 8 году укрепили фундамент стены на участке между Московской и Косой башнями и западной стеной Свиточной башни, раскрыли два дверных проема в Успенском соборе, разобрали поперечную стенку на северной паперти Успенского собора, переложили въездную арку в "тюремный дворик". В 1939 году восстановили часть сводов стен "Нового .города" 68. Музей контролировал ход ремонтно-восстановительных работ и их качество. Первоначально эти функции были возложены на завхоза музея и на отдельных научных сотрудников, а в феврале 1939 года перешли к специальному отделу архитектурно-живописных памятников. Этот шаг, несомненно, мог бы сыграть положительную роль в изучении и сохранении кирилловской архитектуры. Но война помешала реализовать намеченные планы. В военные годы музей не закрывался ни на день, хотя количество сотрудников в нем резко сократилось. Некоторые из них так и не вернулись с полей сражений. Осенью 1942 года музей стал готовиться к частичной эвакуации. Иконы XV века из иконостаса Успенского собора были упакованы и подготовлены к вывозу, другие ценные вещи, в том числе оружие и колокола, закопали в Больших больничных палатах. Кроме того, музей взял на себя заботу об экспонатах, вывезенных из Новгорода, среди которых находились и знаменитые на весь мир Корсунские (XI век) и Сигтунские (XII век) врата 70. В декабре 1941 года пришлось свернуть постоянную экспозицию, так как в трапезной палате устроили мастерские по ремонту самолетных двигателей 71. В связи с вынужденными изменениями взаимоотношений между государством и церковью, в октябре 1945 года закрыли антирелигиозный отдел. На его месте восстановили часть основной экспозиции под названием "История края и Кирилло-Белозерского монастыря на фоне общей истории СССР" 72. В военное время сотрудники музея сосредоточили свои усилия на пропагандистской деятельности: строили передвижные выставки, читали лекции о событиях на фронте, о боевом прошлом русского народа. Велся сбор материалов об участии населения в деле разгрома врага и помощи фронту. Ремонтно-восстановительные работы в монастыре возобновились в 1943 году. Отсутствие материалов и квалифицированной рабочей силы позволило в тот год освоить лишь чуть более половины из запланированных 6,5 тыс. рублей. Посетившая Кириллов в 1943 году правительственная комиссия по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусства (А. С. Трайнин, А. В. Виппер) выработала рекомендации по улучшению охраны памятников в военное время. Было предложено установить гипсовые маяки на трещинах Свиточной и Вологодской башен, исправить кровли на памятниках, запретить движение транспорта по музею, восстановить ночную охрану 73. Прерванный войной процесс реставрации набирал силы медленно. Полностью осваивать средства, отпущенные на эти цели, музей стал только в 1948 году. Первые послевоенные годы были наиболее трудными в истории Музея. Отсутствие денег и малочисленность сотрудников (штат 1946 года предусматривал лишь директора и трех сторожей, причем один из них - в Ферапонтове) 74 не позволяли развернуть деятельность по всем направлениям. Вместе с тем с 1948 года началась работа по восстановлению отделов истории и природы. Новые экспозиции строились медленно, так как не хватало опытных музейщиков и почти не велась собирательская работа. Директора музея и научных сотрудников по-прежнему обязывали участвовать в партийных пропагандистских мероприятиях, что, естественно, отвлекало от основной работы. В 1953 году в Кириллов приехала группа архитекторов Центральных научно-реставрационных мастерских при Академии архитектуры СССР (Л. А. Давид, С. С. Подъяпольский, Б. М. Альтшуллер), которая наметила первоочередные задачи по спасению памятников, находящихся в аварийном состоянии, и заложила основы научно-исследовательских и реставрационных работ. Через четыре года был создан Кирилловский участок Вологодской научно-реставрационной производственной мастерской и его усилиями началось последовательное выведение памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей из аварийного состояния. С. С. Подъяпольский начал работу над проектом реконструкции первоначального облика архитектурного ансамбля. Главным итогом послевоенного развития следует считать принятие Министерством культуры РСФСР решения об изменении профиля музея, краеведческая структура которого находилась в явном противоречии со значением монастырского ансамбля и составом музейных коллекций. С декабря 1955 года музей стал именоваться историко-художественным. К сожалению, изменение профиля музея в тот период не повлекло за собой существенных перемен ни в экспозиционной, ни в научно-исследовательской работе. Коллективу, воспитанному в идеологических шорах краеведения 1930-1950-х годов, трудно было отрешиться от установившихся приемов и методов работы. Например, хотя и был создан отдел искусства, но специфика собственных художественных коллекций так и не нашла отражения в экспозициях. Музей не участвовал в комплектовании коллекции живописи и графики современных художников, а получал лишь то, что ему посылали закупочные комиссии Управления и Министерства культуры. В результате в музее сосредоточилось большое число случайных, часто весьма слабых в художественном отношении живописных и графических работ, гипсовых скульптур 75. Открытая в 1960 году экспозиция в трапезной палате церкви Введения была весьма разноплановой по своему составу. Наряду с работами советских художников она включала и несколько работ конца XIX века кирилловского художника Малькова. В явно неподходящем помещении - церкви Кирилла - находился отдел природы, а в 1966 году в одной из келий Казенной палаты устроили планетарий 76. В 1967 году страна отмечала 50-летие Октябрьской революции, в связи с чем была развернута активная пропагандистская кампания, естественно коснувшаяся и Кирилловского музея. Его обязали создать к юбилею экспозицию по советской истории, что и было сделано в церкви Кирилла, откуда предварительно убрали отдел природы 77. Вместе с тем, нельзя не отметить и положительного в развитии музея после изменения его профиля: в штате появились искусствоведы, началась серьезная экспедиционная работа, приведшая к созданию коллекции народного искусства Белозерья. В середине 1960-х годов началась планомерная реставрация иконописных памятников, благодаря чему в 1968 году в музее была создана первая экспозиция иконописи. Позитивные изменения имели следствием тот факт, что в 1968 году Совет Министров РСФСР принял решение о повышении статуса музея и создании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Подводя итоги деятельности музея в 1920-1950-е годы, нужно отметить, что, несмотря на значительные отклонения от своего естественного пути развития, особенно в период 1932-1956 годов, все же усилиями энтузиастов-музейщиков удалось не только спасти, сохранить, но и частично восстановить бесценные художественные и архитектурные памятники Кирилло-Белозерского монастыря, которые ныне составляют одно из главных богатств музея. Удалось также существенно пополнить фондовые коллекции. Комплексные экспедиции в Вашкинский, Белозерский, Вологодский, Вожегодский районы позволили выявить и приобрести много произведений народного искусства. За успешную работу в период Всероссийского смотра учреждений культуры в 1958 году музей был отмечен Почетной грамотой. Музей гордится и тем, что он стал первым музеем-заповедником .на территории Вологодской области. В феврале 1969 года было утверждено Положение о Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, которое определило статус новой структурной единицы. Правительственным решением, помимо памятников Кирилло-Белозерского монастыря, за музеем закреплялись архитектурные ансамбли Ферапонтова и Горицкого монастырей с целью их изучения, охраны и контроля за ходом реставрации. В том же документе предусматривалось проведение большого комплекса работ на памятниках и вокруг них: создание охранных зон, мероприятия по благоустройству города, прокладке асфальтированных дорог, приведению в порядок береговой полосы Сиверского озера, вывод баз и складов с территорий, примыкающих к музею. К сожалению, значительная часть намеченного не была претворена в жизнь, так как программа не в полной мере была подкреплена капиталовложениями и вниманием со стороны областных и республиканских организаций. Создание музея-заповедника благотворно отразилось и на развитии города Кириллова. Постановление 1968 года ускорило строительство шоссейной дороги Вологда - Повенец с отворотом на Кириллов и Ферапонтово. В городе построили гостиницу, турбазу, универмаг. Началось активное строительство благоустроенного жилья. Застройка осуществлялась по плану, предусматривающему сохранение охранных зон вокруг монастыря. Постановлением Госстроя РСФСР и Министерства культуры РСФСР от 3 1 июля 1970 года №36 город Кириллов был внесен в список городов, имеющих историческое значение. Новый статус музея привел к значительному его расширению. В 1974 году памятники Горицкого монастыря были официально закреплены за музеем-заповедником. В 1975 году филиал в бывшем Ферапонтовом монастыре стал называться Музей фресок Дионисия и получил соответствующий штат сотрудников. В 1979 году филиалом стал музей в г. Белозерске 78. Создание музея-заповедника способствовало количественному и качественному росту кадров научных сотрудников. Их усилиями были перестроены все экспозиции, создано большое количество постоянных и временных выставок. В 1978 году музей одним из первых в стране стал показывать и пропагандировать коллекцию колоколов XVI-XVIII веков, позднее дополненную колоколами XIX - начала XX веков. За тринадцать лет данную выставку посетило свыше 100 тысяч человек. Большим событием в жизни музея явилось открытие в 19 8 2 году большой постоянной выставки "Новые поступления. Народно-прикладное искусство". Ее открытию предшествовала сложная и многоплановая работа по обследованию Кирилловского, частично Вожегодского, Вашкинского районов, тщательный отбор экспонатов. Выставку построили в пяти залах Поварни - интереснейшего памятника гражданской архитектуры. Открытие выставки сопровождалось костюмированным представлением и концертом самодеятельных артистов г. Кириллова. Активная экспозиционная, собирательская, фондовая работа заслужила одобрение и была отмечена в 1983 и 1984 годах Дипломом II степени Министерства культуры РСФСР. К празднованию 60-летия музея в 1974 году были обновлены все постоянные экспозиции, построены выставки "Рукописные и старопечатные книги из собрания музея", "Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику - 60 лет". В последующие годы сотрудники музея построили еще целый ряд выставок: "Художественный металл в русском быту", "Прикладное искусство XVI - начала XX века", "Археологические раскопки. Новые поступления". Последняя выставка стала возможной благодаря плодотворному сотрудничеству музея с археологами Института археологии АН СССР. Еще в 1972 году А. Н. Кирпичников и Н. Н. Хлопин раскопали остатки Оружейной палаты XVII века. В 1981-1982 годах П. Алешковский проводил раскопки кузницы XVI века Малой Мереженной башни, Рыболовецкой палатки. Более десяти лет археолог Н. А. Макаров проводит разведку и частично раскопки памятников X-XII веков на территории Кирилловского района. Часть экспонатов, полученных в ходе раскопок, поступила в музей, значительно пополнив фонды, встала основой для археологической выставки. Большой объем работ выполнили художники-реставраторы отдела темперной живописи Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории консервации и реставрации (в настоящее время Государственный научно-исследовательский институт реставрации) под руководством О. В. Лелековой. В 1967-1968 годах они начали работу над иконостасом Успенского собора, а в 1980 году итоги работы были показаны на выставке "Успенский иконостас XV в.", развернутой в Москве в дни Олимпиады-80. Умелыми руками реставраторов возвращены к жизни сотни икон из иконостасов церквей Иоанна Лествичника, Иоанна Предтечи, Преображения, Епифания, проведена реставрация живописи XVII века на северной паперти Успенского собора, заканчивается реставрация фресок того же времени в самом храме. Одновременно расчищались и укреплялись иконостасные рамы, резьба, скульптура. Реставрация живописи совместно с архитектурной реставрацией позволила открыть для посетителей музея интерьеры памятников, значительно расширить экспозицию древнерусского отдела. Работа эта продолжается и по сей день. Усилиями реставраторов Кирилловского хозрасчетного участка отреставрированы Большие и Малые больничные палаты, Свиточная башня, Казенная палата, домик келаря, церковь Преображения, значительные участки стен XVI-XVII веков. Хотя качество этих работ далеко от совершенства, но они позволили вывести объекты из аварийного состояния. В 1990 году музею-заповеднику переданы функции заказчика при ведении реставрационных работ. Это позволило усилить контроль за расходованием средств, составлением проектно-сметной документации и качеством работы. В музее введена новая должность - заместитель директора по реставрации. Появление филиалов, расширение экспозиционных площадей, реставрация художественных памятников, издательская деятельность потребовали более солидной постановки научной работы в музее. С середины 1980-х годов взят курс на углубленное изучение своих памятников и музейных коллекций. Началась работа над каталогами. Сотрудники музея принимали активное участие в научных конференциях 1984 и 1989 годов, состоявшихся на базе музея-заповедника. Их научные работы стали регулярно появляться в сборниках статей, периодических изданиях. Ежегодно выходят в свет буклеты по памятникам и коллекциям. Качественные изменения произошли в последнее время в собирательской, фондовой работе. Кирилловский музей одним из первых перешел на вторую систему учета. Внедряются в практику новые формы работы - в 1990 году построен Открытый фонд керамики. Растут музейные коллекции. В 1924 году музею в "наследство" от монастыря досталось 395 экспонатов, в 19 5 6 году их насчитывалось уже 7805, а в 1991 году- 29028. Из приобретенных экспонатов многие поступили в дар от населения, в том числе колокола и иконы. Все это позволило сформировать неплохие коллекции древнерусского и народного искусства, археологии, письменных источников, На сегодняшний день соотношение между имеющимися коллекциями выглядит следующим образом: произведения древнерусской живописи составляют 5,1% от общего количества экспонатов, народного искусства - 21,7%, нумизматики - 11%, археологии - 12%, письменные источники - 34%. С каждым- годом растет популярность Кирилло-Белозерского музея-заповедника как в нашей стране, так и за рубежом. Об этом красноречиво говорят цифры: в 1930 году музей посетило 1930 человек; в 1 970 году - 47853, а в 1 990 году - 236408 человек. С 19 91 года начался планомерный прием туристов из США, Англии, ФРГ и других стран зарубежья. За сезон 1992 года общее число иностранцев, посетивших монастырь, составило около 27 тысяч человек, для них проведено 918 экскурсий. В последние годы музей перешел к сотрудничеству с представителями церкви и религиозных объединений. Музей передал общинам ряд памятников и необходимых для богослужения предметов, оказывает помощь в приспособлении памятников под действующие храмы. Большие перспективы раскрываются перед музеем-заповедником в связи с его положением в составе национального парка "Русский Север". Источник: Кириллов: ист. лит. альм.- Вологда, 1994. Вып 1
|
|