14:02 Кирилло-Белозерский монастырь |
Источник: Кириллов: краевед. альм.- Вологда, 1997, вып 2. А. В. Смирнова БИБЛИОТЕКА КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVIII-XX ВЕКАХ Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря известна как одна из богатейших монастырских библиотек на Руси. Начало ей положил основатель монастыря преподобный Кирилл Белозерский. Принеся с собой книги из Москвы, а также занимаясь книгописанием, он ввел переписывание книг в своей обители как одно из послушаний грамотных иноков. Известны имена кирилловских книгописцев, сохранились написанные ими книги. Другой традиционный путь роста монастырского книжного собрания - вклады и дарения. В обитель преподобного Кирилла жаловали книги цари, князья, бояре. Книги также покупались на монастырские деньги. Экономический расцвет монастыря в XV-XVII веках, превращение его в одно из известнейших мест паломничества, царского богомолья, а также в место ссылки для многих князей и бояр, в том числе таких просвещенных, как Вассиан Патрикеев, сосредоточение в нем мастеров различных специальностей способствовали созданию крупной монастырской библиотеки. Опись книг конца XV века, составленная предположительно иноком монастыря Германом Подольным2, включает 212 названий 3. В 1664 году книжное собрание обители насчитывало уже 1916 книг4, и к нему обращались как к кладезю книжных богатств. В 1639 году грамотой патриарха Иоасафа I были затребованы из Кириллова в библиотеку Печатного двора 34 книги 5. В следующем году в монастырь была послана грамота, требующая Прологи и Минеи. Помимо названных случаев книги из монастыря увозили в XVII веке еще не раз. Этот процесс продолжался и в XVIII веке. Часть кирилловских рукописей передали в библиотеку новгородского Софийского собора, вывозили книги в Москву и Санкт-Петербург. Несколько рукописей было отправлено для императрицы Екатерины II. Вероятно, Кириллов поделился книгами и с библиотекой Киевской духовной академии, когда та в 1780 году пострадала от пожара 6. По описи 1841 года в монастырской библиотеке имелось 1938 книг, большей частью "письменных", то есть рукописных7. В 1859 году по ходатайству петербургского митрополита Григория 1355 книг Кириллова монастыря были вывезены в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии. По отчетам монастырских властей за 1868-1869 годы, в Кириллове имелось 17 рукописных (8 на пергамене, 9 на бумаге) и 816 печатных книг 8. В последующие годы количество печатных книг несколько увеличилось. В 1871-1874 годах рукописных книг числилось столько же, а печатных - 8349. Одновременно с вывозом книг из монастыря его библиотека, как и прежде, пополнялась новыми книгами через покупку, вклады и дарение. О покупке в Москве книг для монастыря и монастырского Афанасьева подворья рассказывают надписи на книгах, архивные документы. Благодаря этому мы знаем о времени и месте приобретения книг, их стоимости. В ряде случаев названы имена настоятелей, с благословения которых совершена покупка, и имена людей, сделавших ее. Надписи с подобными сведениями встречаются чаще всего на книгах богослужебных и "для душеполезного чтения". Местом покупки была в основном Москва 10. Но иногда приобретали книги и у кирилловского купца Василия Сизьмина 11. Книги стоили недешево. Так, в начале XVIII века за Апостол 1704 года было заплачено монастырских денег 1 рубль 25 алтын, за Псалтирь 1697 года - 1 рубль с четвертью, за Шестоднев 1700 года - 1 рубль12. В 1880 году за "большой Киевский Акафистник" было заплачено 3 рубля 50 копеек серебром 13. Упомянутую книгу Псалтирь купил "московский стряпчий Иван Поморцев по благословению архимандрита монастыря Сергия". В надписях часто упоминается имя архимандрита Иринарха (годы настоятельства 1705-1732). При нем было сделано и несколько дорогих окладов на монастырские книги. В 1709 году был изготовлен оклад на Евангелие 1689 года 14. Чеканная надпись на нем сообщала, что "за дело за фунт и за позолоту дано мастеру по 15 рублев"15. Этот оклад подробно описал архимандрит Варлаам: "Оклад серебряный чеканный позолоченный с разными цветами, вокруг оклада такая же круглая рамка, на которой по середине и углам восемь херувимов и восемь репейков литых, девять серебряных чеканных позолоченных клейм: Преображение Господне, Воскресение Христово, Несение креста И[сусом] Христом, вверху - Отечество, внизу - Распятие, в углах - евангелисты. Нижняя деревянная доска обложена рудожелтою парчою с золотыми травами, на ней четыре наугольника серебряные белые с яблоками, по середине накладка серебряная с резной надписью ... Застежки серебряные, литые позолоченные с изображением апостолов Петра и Павла" 16. Указаны и размеры книги в окладе (15,5 х 10,5 х 2,5 вершка) и ее вес (один пуд 15,5 фунта) 17. В 1712 году был "построен" оклад на Служебник 1705 года "подаянием православных христиан весу серебра фунт 13 золотников"18. Заказывали серебряные оклады "на монастырский счет" и в последующие годы. Книги в монастырскую библиотеку поступали также через Вологодскую и Новгородскую духовные консистории19. В XIX - начале XX века монастырь выписывал периодические издания: "Странник", "Церковный вестник", "Душеполезное чтение", "Воскресный день", "Христианское чтение", "Церковные ведомости". В 1878 году получение журнала "Церковный вестник" стоило монастырю 5 рублей 30 копеек в год, журнала "Душеполезное чтение" в 1880 году - 4 рубля 23 копейки, "Новгородских епархиальных ведомостей" (2 экземпляра) - 4 рубля 60 копеек20. В 1892 году на приобретение газет, журналов и книг было израсходовано 225 рублей 10 копеек21. В XVIII-XIX веках книги-вклады, книги-подарки также пополняли монастырскую библиотеку. Среди вкладчиков и дарителей XVIII века - архимандриты монастыря Иринарх и Вавила, казначей иеросхимонах Ферапонт, строитель московского кирилловского подворья Феофилакт Чаромский, "больнишный" монах Афанасий, петербургский "купецкий человек" Василий Ильин, "богородник слепой Дмитрий Иванов рождением Вологодских стран". В XIX веке - это иеросхимонах Филарет, наместник Александро-Свирского монастыря архимандрит Савватий, митрополит Новгородский Амвросий, бывший Полтавский епископ Александр, помещик Харьковской губернии Андрей Федорович Ковалевский. Вклады делались "в поминовение по душе своей по своих родителях", "по родителях своих в век безвыносно", "по вере и по обещанию своему и ради поминовения родителей своих". В дарственных надписях выражалась любовь к обители преподобного Кирилла, уважение к ее настоятелям и братии. Таковы надписи на книгах, подаренных А. Ф. Ковалевским и епископом Полтавским Александром 24. В монастырскую библиотеку переходили книги из собственных собраний архимандритов и иноков после их смерти. Судя по надписям- и штампам, многие монахи и послушники Кирилло-Белозерского монастыря имели, особенно в XIX - начале XX века, свои собственные книги. Случалось, владельцы продавали свои книги или дарили "на память" . Много келейных книг было у архимандрита Иринарха, который завещал свои книжные богатства монастырю. Архимандрит Ефрем в 1846 году написал на книге Апостол: "После смерти моей отдаю в монастырскую ризницу" 26. Десятки книг кириллической и гражданской печати отмечены штампами библиотек иеросхимонахов Мартиниана и Димитрия, проживших в монастыре около двадцати лет. Иеросхимонах Димитрий много лет исполнял должность ризничего27. В числе келейных книг монашествующих преобладали Служебники, Акафисты, Канонники, Последования молебных пений. Большую часть монастырской библиотеки составляли богослужебные книги и отеческая литература. В 1803 году архимандрит Вениамин писал: "Хотя в сем монастыре число книг и довольно, но по большей части письменные и обыкновенные церковные, как-то: канонники, молитвенники и прочие сим подобные от множества в прежние времена монашествующих оставшиеся..."28. По описи 1841 года в числе рукописных книг было 65 Евангелий, 31 Апостол, 131 Псалтирь, 118 Миней, 139 Канонников. В 1868-1869 годах 816 печатных книг распределялись таким образом: книг Священного Писания - 21, Писаний Святых Отцов - 68, богослужебных - 337, прочих духовного содержания - 221, исторических - 94, недуховного содержания - 7529. Среди отеческой литературы значительную часть составляли сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Димитрия Ростовского. В XIX веке появилось много новых изданий по вопросам веры, иноческой жизни, по медицине, строительству, земледелию 30. Были в библиотеке и книги, авторами которых являлись настоятели Кирилло-Белозерского монастыря. В 1782 году вышла книга "Поучительные слова, в разные времена сказанные Иакинфом Карпинским"31. В XIX веке издавались труды архимандритов Варлаама и Иакова 32. "Житие преподобного Кирилла Белозерского чудотворца", составленное архимандритом Иаковом, вышло двумя изданиями - в 1875 и 1896 годах. В конце XIX - начале XX века был издан ряд книг по истории монастыря - исследователей Н. К. Никольского и Н. П. Успенского 33, литература, посвященная 500-летнему юбилею обители. Основная часть монастырских "казенных" книг находилась в "книгохранительнице", которая в XVIII веке располагалась в палатках колокольни. "Меж теплою церковью Введения Пресвятые Богородицы да меж церкви ж Архангела Гавриила две палатки, одна книгохранительная, другая крепостная, каменные, над теми палаты наверху на столбах каменных колокольня",- сказано в переписных книгах за 1733 год 34. То же сообщает и "Ведомость" за 1764 год 35. Более подробные сведения дает опись монастыря 1773 года: "Под оною колокольнею проход, по сторонам оного келья да палатка малые ... Над оной кельей и палаткою ... три палаты... Палата книгохранительная, в нее двери, в дверях щит деревянный на крюках и петлях железных с лица обит жестью, в нем нутряной двоевалишной замок. При оном щите снаружи затвор железный... В оных трех палатах 17 окошек, в них оконницы стекольчатые выкрашены краскою зеленой тверды" 36. Документы XIX века указывают местом расположения монастырской библиотеки Сушило 37. В описи 1803 года читаем: "Двоетажная каменная ветхая связь, в которой в верхнем этаже хранятся ружейных и пистолетных старинных стволов, бердышей, шишаков... и библиотека" 38. Книги в монастырском хранилище, по описаниям П. Челищева и С. Шевырева, были расставлены на полках. Шевырев так писал о хранении книг в Сушиле: "Пол кирпичный. Дерева нигде, кажется, не заметишь, кроме полок, на которых стоят книги. Двери и решетки на окнах железные. Книги доступны могут быть сырости, но зато не доступны огню" 39. Кроме основного хранилища, "казенные" книги находились в ризнице, в Успенском соборе, в больничной церкви Евфимия, в церкви Иоанна Предтечи и других церквях монастыря. О принадлежности книг той или другой церкви говорят надписи: "предтеченский", "церкви Евфимия Великого", "с горы" и др. В основном там находились книги для проведения богослужений: Минеи, Триоди, Служебники, Апостолы. В больничной церкви Евфимия, пока больничная палата использовалась по назначению, были и книги "для душеполезного чтения" 40. В первой половине XVIII века еще сохранялась должность книгохранителя, которую исполняли иеромонахи, иеродиаконы. Книгохранителем иеродиаконом Савватием Сийским подписана в 1706 году книга "Жития святых" (Могилев, 1702) 41. Книгохранитель монастыря Ивачевский назван в расписке о получении книги из книгохранительной службы в 1732 году 42. В XIX веке за книги отвечал, вероятно, ризничий. Ризничим иеромонахом Ионой подписан "Октоих нотного пения" (М., 1800) 43. Опись книгохранительницы являлась в ряде случаев продолжением ризничной описи44. В ней фиксировалась недостача книг при передачах. Например, в 1850 году при передаче ризницы от иеромонаха Алексея иеродиакону Иосифу не оказалось двух "письменных в лист Патериков Печерских" 45. Книги из монастырской библиотеки выдавали как для общего чтения в трапезной палате, так и для индивидуального в кельях. "Дана уставщику Льву Костромину", "Отдана уставщику Дорофею" - такие надписи были оставлены в XVIII веке на Прологе 1661 года46. Есть надписи, свидетельствующие о выдаче книг "на время" в келью послушникам Григорию Александрову, Василию Семенову, о чтении книги послушником Димитрием Петровым и др.47 Несомненно, из хранилища выдавали не все книги. Как святыни обители, берегли книги, принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому, и хранили их в ризнице. Там же находились Евангелия в дорогих окладах. На Прологе 1702 года имеется надпись: "Сия книга из Кирилло-Белозерского монастыря из казенной библиотеки выдана в церковь инокам, им чтобы давать монахам для пользы, а в город не давать" 48. Об использовании монастырских книг рассказывает расписка Василия Котельникова о получении им в 1732 году Канонника и аналогичная расписка смотрителя Кирилловского духовного училища Ивана Ольховского о получении книг для воспитанников училища49. Монастырской библиотекой пользовались и священники из окрестных церквей 50. В конце XIX века, помимо основной, в монастыре существовала "братская и для мирян" библиотека. Должность библиотекаря в ней выполнял учитель монастырской церковно-приходской школы А. А. Измайлов51 Активное использование книг приводило к их быстрому ветшанию. Описи XIX века отмечают плохое состояние многих из них. Монастырские документы, надписи на книгах, подклеенные листы, "новые" переплеты свидетельствуют о том, что в монастыре занимались "чинкой" книг. Из приходо-расходных книг мы узнаем имена мастеров, стоимость их работы. В XVIII веке монастырские книги переплетали, используя "мездринный клей", Антон Коленецкий и Гаврила Хватов52. В 1818 году иеродиакон Иннокентий получил от монастыря за переплет книг 5 рублей 53. В том же году монастырь покупал "для переплету книг пять опойков по 1 рублю 40 копеек каждый"54. В 1830-е годы книги и монастырские документы (приходо-расходные книги) переплетал диакон Кирилловской городской Вознесенской церкви Александр Гаврилов. В мае и декабре 1836 года он получил 50 рублей 20 копеек за переплет десяти Миней, двух Ирмологиев и других книг55. Имя этого переплетчика названо и в надписи на "Житиях святых" 1767 года56. Во второй половине XIX века при архимандрите Иакове ремонтировали как ветхие книги, так и "вновь приобретенные покупкой и пожертвованные" 57. Документы 1879-1880 годов называют в качестве переплетчика пономаря городского Казанского собора Федора Нумерова, занимавшегося в монастыре также "письмоводством и трудами по канцелярии" 58. В числе переплетенных им книг - "Евангелие в золотом обрезе", Псалтири, Ирмологии, Служебники, Минеи, Правила, Синодики, а также описи монастыря, книги для входящих и исходящих бумаг. За переплет описи мастеру платили 40 копеек, небольшой книги - 10 копеек, а за переплет таких книг, как Минея или Псалтирь, - около 1 рубля 59. На монастырских книгах встречается особый штамп переплетчика кирилловского мещанина Ф. Ф. Воскресенского. Его фамилия упоминается и в приходо-расходных книгах за 1917 год. За переплет "старого Служебника" мастеру было заплачено 25 копеек, Акафиста преподобному Кириллу Белозерскому - 10 копеек, Минеи - 90 копеек, Евангелия - 2 рубля60. Есть сведения и о поновлении книжных окладов. В 1878 году "серебряник ярославский мещанин Василий Михайлов Пономарев" получил от монастыря "за окрашение и полирование Евангелия заново" 5 рублей серебром61. В 1907 году по инициативе наместника о. Анастасия при монастыре открыли переплетную мастерскую. Переплетному делу обучал в ней учитель церковно-приходской школы62. Во второй половине XIX века занимались в монастыре и разборкой старого архива. А. Н. Муравьев, посетивший в середине столетия обитель преподобного Кирилла, писал о многих ящиках, "наполненных ветхими свитками дел монастырских, полуистлевшими, полуизорванными" 63. Разбирал архив и составлял описи заштатный священник Александр Молчанов. В 1879 году он получил за эту работу 78 рублей64. С конца 1880-х годов с архивом и рукописными книгами работали Н. К. Никольский и Н. П. Успенский. По документам 1929 года, библиотека бывшего Кирилло-Белозерского монастыря состояла из 1160 томов книг и периодических изданий за 15 лет 65. Книги монастырской библиотеки стали основой книжного собрания музея. В 1920-1930-е годы оно пополнилось книгами из закрывавшихся в то время окрестных монастырей и церквей. К сожалению, не все книги и документы, попавшие в музей, остались на месте. В 1933 году из Кириллова в Ленинград был вывезен 4551 килограмм "архивных рукописных материалов" 66. Десятью годами ранее 8 рукописных книг XV века отправили в Государственный русский музеи 67. Более печальна участь книг, в основном Евангелий в окладах, взятых в 1924 году в Госфонд как "немузейное имущество" 68. Акты на списание книг составлялись и позднее. В 1950-1960-е годы большое число книг было передано в ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина 69. С тех пор книжное собрание музея пополняется лишь единичными поступлениями как рукописных, так и старопечатных книг, среди которых встречаются иногда и книги, когда-то принадлежавшие Кирилло-Белозерскому монастырю. Источник: Кириллов: краевед. альм.- Вологда, 1997, вып 2.
|
|